Решение по делу № 2-2420/2016 от 02.03.2016

Дело № 2-2420/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2016 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Никитиной А.К.,

с участием представителя прокурора Мотовилихинского района г.Перми – помощника прокурора Нечаева В.В.,

третьего лица Петровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми в интересах несовершеннолетнего Зубова И.В. к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации,

установил:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми (далее по тексту Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетнего Зубова И.В., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту Департамент) с требованиями о возложении обязанности предоставить Зубову И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории г. Перми, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях закреплены в ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ и п.3 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Орган местного самоуправления администрация г. Перми в лице Департамента образования обязана обеспечить реальную доступность дошкольного образования в той сфере, которая выбрана родителями ребенка, выбор формы реализации права на образование в виде посещения МДОУ подтвержден обращением законного представителя несовершеннолетнего – Петровой О.А. в отдел образования. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. Принятие мер для появления таких мест в будущем не может свидетельствовать о принятии мер по обеспечению местом конкретного ребенка. Ссылаясь на положения на Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Устав города Перми», утвержденный решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., Конституцию Российской Федерации, представитель прокурора просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала.

Третье лицо – законный представитель несовершеннолетнего Петрова О.А. в судебном заседании настаивает на доводах, изложенных в исковом заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.

Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, из письменных возражений следует, что Департамент с требованиями прокурора не согласен, указывает, что Органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций. В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ, в том числе с учетом Указа Президента РФ от 07.05.2012 года. Действия органа местного самоуправления г. Перми по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования полностью соответствуют рекомендациям Министерства образования и науки РФ. Зубов И.В. состоит в регистре для определения в МДОУ по Мотовилихинскому району г. Перми, на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в МДОУ. Фактическое количество детей, состоящих на учете для предоставления места в МДОУ, превышает фактическое количество имеющихся мест в МДОУ Мотовилихинского района г. Перми. Перед Зубовым И.В. в списке состоит <данные изъяты> детей равного с ним возраста. В связи с тем, что вся муниципальная сеть укомплектована, выдать направление в настоящее время не представляется возможным. В соответствии с п. 4 ст. 67 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в приеме в муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. Прием в дошкольное учреждение свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии. Ответчик полагает, что изложенное является основанием для отказа заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.

Выслушав представителя прокурора, третье лицо, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Петрова О.А. обратилась к прокурору с заявлением в интересах несовершеннолетнего сына Зубова И.В. по вопросу предоставления места в МДОУ (л.д.6).

Следовательно, прокурор, исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах несовершеннолетнего Зубова И.В.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

В соответствии ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования; образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

В образовательной организации могут быть организованы также:

группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.

В судебном заседании установлено следующее.

Петрова О.А. является матерью Зубова И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении /л.д.7/.

Из материалов дела следует, что Зубов И.В. проживает совместно с матерью по адресу: <Адрес>

В письме от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 9-10/ Департаментом образования администрации г. Перми указано о том, что на территории г. Перми принято решение о предоставлении мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения по дате рождения согласно единому регистру детей дошкольного возраста с учетом льгот, имеющихся у родителей (законных представителей). В комплектование МОУ на 2015-2016 учебный год предоставлены места детям ДД.ММ.ГГГГ годов рождения. Направления в дошкольные учреждения детям ДД.ММ.ГГГГ года рождения не выписываются ввиду отсутствия свободных мест. Указано на возможность обращения в частные образовательные учреждения, действующие на территории г. Перми, которым из бюджета г. Перми выделяются соответствующие субсидии.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний Зубов И.В., противопоказаний к посещению детского дошкольного учреждения не имеет, достиг установленного Законом возраста, в связи с чем имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки /направления/ до настоящего времени не получил, что свидетельствует о наличии нарушения права несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.

Из смысла положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, следует, что департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г. Перми (п. 1.1).

Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Ответчиком суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего Зубова И.В. возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Указанные в письменном отзыве о проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта мероприятий по увеличению мест в дошкольных учреждениях не свидетельствуют о том, что указанные меры являются исчерпывающими по обеспечению несовершеннолетнего получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Доводы ответчика, содержащиеся в письменных возражениях, о том, что удовлетворение исковых требований повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, с учетом непредставления ответчиком бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что возложение обязанности о предоставлении Зубову И.В. места в детском саду повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13 и условий лицензии, основанием к отказу в удовлетворении исковых требования не являются.

Ссылка на п. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о возможности отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест, несостоятельна, поскольку указанная правовая норма предусматривает отказ в приеме муниципальной образовательной организацией, а не органом самоуправления, на который Законом возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

При таких обстоятельствах следует возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность предоставить Зубову И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации в пределах г. Перми в течение месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    

Возложить обязанность на Департамент образования администрации г.Перми предоставить Зубову И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории г.Перми в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий:     подпись

Копия верна. Судья -                (И.А.Шабалина)

2-2420/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в инт.н/л Зубова Ивана Васильевича
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Другие
Петрова О.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
02.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2016Судебное заседание
29.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее