Дело № 2-396/2024 УИД: 47RS0007-01-2024-000287-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,
при секретаре Инягиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника Кингисеппского городского прокурора Абдуразакова А.А., представителя ответчика ТСЖ «Комфорт» - председателя правления ТСЖ «Комфорт» Гоголева С.П.,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников жилья «Комфорт» об обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
29 января 2024 года Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области к ТСЖ «Комфорт» об обязании совершения определенных действий.
В обоснование заявленных требований указал, что Кингисеппской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 23 января 2024 года № 3 проведена проверка обеспечения населения Кингисеппского района Ленинградской области водоснабжением надлежащего качества.
В ходе проверки было установлено, что ТСЖ «Комфорт» в соответствии с Уставом, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, что подтверждено сведениями ГИС ЖКХ.
В нарушение положений статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» и пункта 77 СанПиН 2.1.3684-2, ТСЖ «Комфорт» контроля качества горячей воды и не осуществляется производственный лабораторный контроль качества горячей воды, подаваемой населению, проживающему в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Считает, что ТСЖ «Комфорт», управляя многоквартирным домом, обязано разрабатывать и согласовывать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области производственную программу качества горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством горячей воды.
Просит обязать ТСЖ «Комфорт» разработать и согласовать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области программу производственного контроля качества и безопасности горячей воды в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 5-10).
В судебном заседании представитель истца Кингисеппского городского прокурора Абдуразаков А.А. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Полагает, что ТСЖ «Комфорт» эксплуатирует инженерные сооружения, что наделяет ТСЖ статусом организации, осуществляющей водоснабжение, и следовательно, несущей обязанность по осуществлению производственного контроля качества воды для систем внутренней разводящей сети и разработке программы производственного контроля. Ответчик является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам многоквартирного дома коммунальных услуг с использованием общедомовой системы водоснабжения.
Представитель ответчика ТСЖ «Комфорт» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал возражения на исковое заявление, в которых полагает, что ТСЖ не является ни поставщиком ресурса ГВС, ни исполнителем коммунальных услуг, ни ответственным за эксплуатацию централизованных систем ГВС. Указывает, что ТСЖ «Комфорт» в отличие от иных управляющих организаций, не попадает под требования нормативных актов об обязании разрабатывать программу производственного контроля качества горячей воды (л.д. 62-63).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 25 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 6 статьи 25 Закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
В силу статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенных в действие с 1 марта 2021 г.
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 1 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 "Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом России 30 апреля 2020 г., производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Таким образом, организация, которая управляет многоквартирным домом и является исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальные услуги надлежащего качества, в том числе услугу холодного водоснабжения, соответствующую санитарным и техническим требованиям, и в этих целях обязано в пределах границ своей эксплуатационной ответственности осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать производственную программу.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ЖСК, как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ТСЖ «Комфорт» создано ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> с целью управления многоквартирным домом, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 26 января 2024 года и Уставом ТСЖ (л.д. 25-31, 34-39). Предметом деятельности ТСЖ является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ «Комфорт» осуществляет управление МКД, подключенного к централизованной системе холодного и горячего водоснабжения, и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД согласно Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290).
Из сообщения Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 23 января 2024 года следует, что в период с 2022 года по настоящее время Управлением не согласовывались программы производственного контроля качества и безопасности горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения ТСЖ «Комфорт» (л.д. 19).
Таким образом, ТСЖ «Комфорт» программу производственного контроля качества горячей воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения не разработало и не представило на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
В то время как управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее содержание общего имущества, осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, то требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных выше норм права, доказательств, подтверждающих, что ответчиком ТСЖ «Комфорт» разработана программа производственного контроля качества и безопасности воды, суду не представлено. Доводы ответчика о том, что ТСЖ не обязано осуществлять производственный контроль за качеством горячей воды являются необоснованными и противоречат положениям действующего законодательства.
ТСЖ «Комфорт», как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Доводы ответчика о том, что производственный контроль качества воды обязано производить лицо, которое осуществляет водоснабжение многоквартирного дома и осуществляет эксплуатацию централизованных систем водоснабжения судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права. Именно ТСЖ «Комфорт» обязано контролировать качество поставляемых гражданам коммунальных ресурсов и при их несоответствии утвержденным нормативам предъявлять соответствующие требования поставщикам ресурсов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выявленные прокурором нарушения федерального законодательства со стороны ответчика, выразившееся в отсутствии программы контроля качества горячей воды и фактического контроля качества горячей воды, подаваемой жильцам дома, свидетельствуют о том, что ТСЖ «Комфорт» не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи горячей воды, соответствующие установленным требованиям, и должны быть ответчиком устранены при удовлетворении исковых требований.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем, у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывая объем действий, необходимых для устранения выявленных нарушений, характер устраняемых нарушений, а также мнения участвующих лиц, считает возможным установить срок для устранения выявленных недостатков в срок в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников жилья «Комфорт» об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Комфорт» (ИНН 4707027149) разработать и согласовать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области программу производственного контроля качества и безопасности горячей воды в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение составлено 04 апреля 2024 года.
Судья Улыбина Н.А.