Решение по делу № 2-385/2023 от 30.05.2023

Дело № 2-385/2023

УИД44RS0013-01-2023-000349-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2023 г. п. Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Буровой Е.И.,

при секретаре Васильевой О.Д.,

с участием представителя ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области Николаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шаровой А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельные участки, подготовить договоры купли-продажи,

установил:

Шарова А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Шаровой А.Н. в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами по адресу: <адрес> обязать ответчика подготовить договор купли-продажи. Требования мотивированы тем, что ей (Шаровой А.Н.) на праве аренды предоставлены следующие земельные участки: 1) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с последним, она является арендатором земельного участка. На земельном участке находятся строения: жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером баня площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , сооружение для содержания птицы с кадастровым номером , хозяйственная постройка с кадастровым номером . 2) По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке находятся строения: жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , хозяйственная постройка с кадастровым номером . 3) По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером хозяйственная постройка с кадастровым номером . Право собственности на все строения зарегистрировано в ЕГРП. Для выкупа земельных участков с целью эксплуатации находящихся на них объектов она обратилась с соответствующими заявлениями в администрацию Красносельского муниципального района 02.12.2022. На заявления от администрации Красносельского муниципального района получены ответы от 28.12.2022 № 1428з, № 1427з, № 1426з о рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность участков после рассмотрения Красносельским районным судом исковых заявлений о расторжении договоров аренды. При этом на сайте Красносельского районного суда по состоянию на 19.01.2023 такие иски вообще не поданы. Посчитав бездействие администрации в предоставлении в собственность земельных участков незаконным она обратилась в суд за защитой своих прав. Красносельским районным судом Костромской области принято решение от 14.02.2023 по делу № 2а-149/2023 об удовлетворении в полном объеме требований Шаровой А.Н. об обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность за плату трех земельных участков по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу. По состоянию на 23.05.2023 администрация Красносельского муниципального района решение суда не исполнила. Считает бездействие администрации в предоставлении в собственность земельных участков незаконным, поскольку в соответствии с действующим земельным законодательством она имеет исключительное право на приобретение вышеуказанных земельных участков в собственность, договоры арены являются действующими, у администрации Красносельского муниципального района оснований откладывать рассмотрение вопроса о предоставлении ей в собственность спорных земельных участков не имеется.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области и Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее Инспекция).

Истец Шарова А.Н. и ее представитель на основании нотариальной доверенности Кузнецова Е.А., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимают. От Шаровой А.Н. в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие и в отсутствие представителя Кузнецовой Е.А.

Представитель ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что на заседании комиссии по земельным вопросам, на котором рассматривались заявления Шаровой А.Н. о предоставлении ей спорных земельных участков в собственность без проведения торгов, с кадастровыми номерами было принято коллегиальное решение об отказе в предоставление в собственность Шаровой А.Н. указанных земельных участков на основании приказа Минкульта, который вступил в законную силу в 2017 г., по причине того, что спорные земельные участки расположены в зоне Л-1 (в которой находятся объекты культурного наследия) и что в указанных зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, о чем прежний арендатор был уведомлен. На этом основании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом указала, что в генеральный план и Правила землепользования и застройки, данные сведения пока не внесены. Генеральный план находится на утверждении в Департаменте лесного хозяйства Костромской области. Эта зона нанесена на схеме территориального планирования, в будущем генеральном плане Прискоковского сельского поселения эта зона будет отражена. В правилах землепользования и застройки эта зона будет обозначена как зона Л-1, зона в которой запрещено строительство и запрещено размещение жилых домов и других построек. Протокол заседания комиссии суду не представила. Пояснила, что каких-либо обременений по спорным земельным участкам не имеется.

Третье лицо администрация Прискоковского сельского поселения Красносельского мун иципального района Костромской области, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в поступившем в суд отзыве глава администрации сельского поселения Чернов С.А. просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, решение вопроса оставил на усмотрение суда.

Начальник Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Голикова С.Е. в отзыве на исковое заявление просила о рассмотрении дела в отсутствии представителя, указала, что полномочия и функции инспекции определены постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области». В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в районе береговой линии р. Волга в <адрес> собственниками земельных участков с кадастровыми номерами проведены работы по сплошной вырубке деревьев и кустарников, частичная планировка территории путем насыпей грунта и песка, подрезки грунта с последующим выравниванием, установлены 4 постройки из профилированного листа на металлических сваях (поставлены на кадастровый учет как хозяйственные постройки), организована площадка для хозяйственных нужд (поставлена на кадастровый учет как сооружение для содержания птицы). На земельных участках, на которых расположены спорные объекты недвижимости, отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Земельные участки расположены вне зон охраны объектов культурного наследия. Находятся в водоохранной зоне р. Волга. Сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе, археологического), Инспекция не располагает. С учетом изложенного заказчик работ в соответствии со ст. ст. 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, обязан: обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном ст. 45.1 Федерального закона; представить в Инспекцию документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка). В случае обнаружения в границах земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ объектов, обладающих признакам объекта археологического наследия, и после принятия Инспекцией решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия: разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия (далее документация или раздел документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического наследия); получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в Инспекцию на согласование; обеспечить реализацию согласованной Инспекцией документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия. Акт государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ в Инспекцию на рассмотрение не поступал. Спорные земельные участки находятся в границах регламентного участка Л-1 согласно приказу Минкультуры России от 14.12.2018 № 2221 «Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых видовых связей (панорам). Составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области. Допустимые виды использования земельных участков определены данным приказом. Вопросы распоряжения земельными участками не относятся к компетенции инспекции.

Представитель истца Кузнецова Е.А. в поступивших в суд письменных возражениях на отзыв Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области указала, что Инспекцией указано, что испрашиваемые земельные участки находятся в водоохраной зоне, при этом Инспекцией не приведены нормы права, подтверждающие, что это является препятствием для выкупа земельных участков в собственность. Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. В случае если земельный участок (или его часть) находится в пределах береговой полосы, то эта информация вносится в Единый государственный реестр недвижимости. Все ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Сведения о границах зон включаются в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Информация о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории должна быть внесена в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с положениями п. 24 ст. 106 ЗК РФ. Шарова А.Н. в соответствии с п. 21 ст. 106 ЗК РФ должна быть уведомлена органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр некдвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Согласно сведениям ЕГРП земельный участок не расположен в зоне береговой полосы, никаких ограничений, препятствующих выкупу участков в реестре не содержится. На схеме расположения земельных участков в составе межевого плана земельного участка, согласованной с председателем КИиЗО администрации Красносельского района 17.06.2013, береговая полоса реки Волга в 20 м учтена и находится за пределами испрашиваемых земельных участков. Как предусматривает п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться, или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, нет препятствий для выкупа земельного участка в собственность.

На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя ответчика – администрации Красносельского муниципального района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

    Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.

    В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.

    Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениями пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

    В силу п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

    Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

    В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении должны быть указаны все основания отказа (пп 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).

Подпунктами 1 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Анализ приведенных законоположений в своей совокупности указывает на обязательность оценки соответствия использования испрашиваемых земельных участков их целевому назначению при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> находятся в муниципальной собственности Красносельского муниципального района Костромской области.

Между администрацией Красносельского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и Р. (Арендатор) заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16). К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 21), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 23), в соответствии с которым арендатором является Шарова А.Н. Составлен передаточный акт (л.д. 24). На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером баня с кадастровым номером , сооружение для содержания птицы с кадастровым номером , хозяйственная постройка с кадастровым номером , правообладателем которых является Шарова А.Н., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 25-27, 28-30, 35-38).

Также судом установлено, что между администрацией Красносельского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и М.В.Э (Арендатор) заключены следующие договоры аренды на земельные участки: 1) Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-45). К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48, 49), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50, 51) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52, 53), в соответствии с которым арендатором является Шарова А.Н., о чем составлен передаточный акт (л.д. 54). На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером , хозяйственная постройка с кадастровым номером , правообладателем которых является Шарова А.Н., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 55-58, 59-61). 2) Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 64-68). К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71, 72) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73, 74), в соответствии с которым арендатором является Шарова А.Н., о чем составлен передаточный акт (л.д. 54). На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером хозяйственная постройка с кадастровым номером правообладателем которых является Шарова А.Н., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 76-79, 80-82).

Договоры аренды являются действующими, не прекращены и не расторгнуты.

        Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

    ДД.ММ.ГГГГ Шарова А.Н. обратилась в администрацию Красносельского муниципального района с заявлениями о предоставлении ей в собственность за плату вышеуказанных земельных участков для эксплуатации принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимого имущества, расположенных в границах вышеуказанных земельных участков (л.д. 39, 62, 83).

Администрацией Красносельского муниципального района информационными письмами от 28.12.2022 с исходящими номерами 1428з, 1427з, 1426з были даны ответы на заявления Шаровой А.Н., согласно которым администрацией в порядке ст. 39.20 ЗК РФ отказано в предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером ; земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером поскольку администрацией Красносельского муниципального района 23.12.2022 подано исковое заявление в суд по расторжению договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ , , (л.д. 40, 63, 84).

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Администрация Красносельского муниципального района в информационных письмах от 28.12.2022 с исходящими номерами 1428з, 1427з, 1426з сослалась на обращение в суд с иском по расторжению договоров аренды, с указанием на то, что после вступления решения суда в законную силу, вопрос о предоставлении в собственность спорных земельных участков будет рассмотрен вновь.

Между тем такое основание для отказа в предоставлении земельного участка нормами действующего законодательства, а именно ст. 39.16 ЗК РФ, не предусмотрено. Фактически заявления Шаровой А.Н. о предоставлении ей в собственность спорных земельных участков, по существу рассмотрены не были, что противоречит положениям ст. 39.17 ЗК РФ.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось представителем ответчика, на момент направления 28.12.2022 администрацией Красносельского муниципального района в адрес Шаровой А.Н. информационных писем с исходящими номерами 1428з, 1427з, 1426з, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ и являлись действующими. Действуют они и на момент рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, решением Красносельского районного суда от 14 февраля 2023 г., вступившим в законную силу 23.03.2023, удовлетворены административные исковые требования Шаровой А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействие в предоставлении в собственность земельных участков; об обязании повторно рассмотреть заявления о предоставлении в собственность земельных участков. Признано незаконным бездействие администрации Красносельского муниципального района Костромской области в предоставлении в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>. Суд обязал администрацию Красносельского муниципального района <адрес> в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявления Шаровой А.Н. о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

    Положениями ст. 16 КАС РФ закреплено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 9 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Между тем решение суда администрацией Красносельского муниципального района не исполнено, доказательств подтверждающих обратное ответчиком не представлено.

    Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

    В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

    В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

    В силу ст. 11 ГК РФ, суд защищает нарушенные гражданские права.

    Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

    В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

    Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

    В соответствии со ст. ст. 39.2, 39.3, 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность, без проведения торгов имеют собственники зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    Разрешая требования Шаровой А.Н. об обязании администрацию Красносельского муниципального района предоставить ей в собственность за плату спорные земельные участки, суд исходит из следующего.

    Как следует из ЕГРН за Шаровой А.Н. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , с ДД.ММ.ГГГГ хозяйственная постройка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером (л.д. 25-27); с ДД.ММ.ГГГГ сооружение для содержания птицы, с кадастровым номером (л.д. 28-30); с ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером л.д. 31-34); с ДД.ММ.ГГГГ баня, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером (л.д. 35-38).

Также за Шаровой А.Н. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером с ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером (л.д. 55-58), с ДД.ММ.ГГГГ хозяйственная постройка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером (л.д. 59-61).

Кроме того, за Шаровой А.Н. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, с кадастровым номером , с ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером (л.д. 76-79), с ДД.ММ.ГГГГ хозяйственная постройка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером (л.д. 81, 82).

Согласно данным ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами (площадью <данные изъяты> кв.м), (площадью <данные изъяты> кв.м), (площадью <данные изъяты> кв.м), расположенные по адресу: <адрес>, относятся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанные записи в ЕГРН в судебном порядке не оспорены, недействительными не признаны.

Требования ст. 39.20 ЗК РФ указывают в качестве обязательного условия приобретения в собственность земельного участка наличие расположенного на нем на праве собственности объекта недвижимости. Каких-либо иных условий данная норма не содержит (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2022 № 56-КАД22-6-К9).

Таким образом, Шарова А.Н. имеет право обратиться за предоставлением спорных земельных участков в собственность.

Спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на приусадебном земельном участке, то есть земельном участке в границах населенного пункта, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, допускается возведение жилого дома с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, который возводится на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Установленный Классификатором видов разрешенного использования вид разрешенного использования земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома.

Таким образом, разрешенное использование земельного участка соответствует целям использования такого земельного участка.

Администрация Красносельского муниципального района Костромской области доказательств наличия предусмотренных земельным законодательством оснований отказа в предоставлении в собственность за плату истцу спорных земельных участков не представила.

Порядок оказания муниципальной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов утвержден постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 17 декабря 2018 г. № 233 «Об утверждении Административного регламента предоставления администрацией Красносельского муниципального района Костромской области муниципальной услуги «По предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в собственность или аренду без проведения торгов».

Согласно пункту 6 Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется администрацией Красносельского муниципального района Костромской области.

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги определены в пункте 16 Административного регламента. Проанализировав их, суд не усматривает таковых в случае обращения Шаровой А.Н.

Доводы представителя ответчика о том, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории – в территориальной зоне Л-1, что исключает возможность предоставления их в собственность, суд находит несостоятельными, поскольку зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Утвержденные Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 2221 Требования к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город плес Ивановской области, содержат указания о том, что правила землепользования и застройки Прискоковского сельского поселения Костромской области должны содержать ограничения хозяйственной и иной деятельности на территориях в бассейне видовых раскрытий исторического поселения. Территории, не подлежащие застройке (участки Л-1) устанавливаются генеральным планом и правилами землепользования и застройки поселения. Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области территории, не подлежащие застройке (территориальные зоны Л-1), не установлены, как и неопределенны ограничения для хозяйственной деятельности на данной территории. Как пояснил представитель администрации Красносельского муниципального района в судебном заседании, в настоящее время данные сведения в генеральный план и правила землепользования и застройки не внесены.

В Едином государственном реестре недвижимости каких-либо сведений о наличии ограничений, препятствующих выкупу спорных земельных участков, не содержится.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что Шарова А.Н. является собственником строений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , сформированными в установленном законом порядке и поставленным на кадастровый учет в существующих границах, относящихся к населенным пунктам, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, суд приходит к выводу, что требования Шаровой А.Н. об обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области предоставить ей (Шаровой А.Н.) в собственность за плату земельные с кадастровыми номерами расположенные по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с пп 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

Как указано в пункте 7 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:

а) принятие решения о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно;

б) подписание со стороны администрации Красносельского муниципального района Костромской области проекта договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена;

в) подписание со стороны администрации Красносельского муниципального района Костромской области проекта договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена;

г) принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Учитывая, что отказ администрации Красносельского муниципального района в предоставлении Шаровой А.Н. спорных земельных участков в собственность за плату, является незаконным, оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении Шаровой А.Н. земельных участков в ходе рассмотрения дела не установлено, суд приходит к выводу о том, что на администрацию Красносельского муниципального района следует возложить обязанность подготовить проект договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами (площадью <данные изъяты> кв.м), (площадью <данные изъяты> кв.м), (площадью <данные изъяты>), расположенных по адресу: <адрес>.

    Таким образом, исковые требования Шаровой А.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шаровой А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельные участки, подготовить договоры купли-продажи, – удовлетворить.

Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области, ОКПО 04031003, ОГРН 1024402236759, ИНН/КПП 4415003334/441501001 в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Шаровой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> в собственность за плату земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договоров купли-продажи: земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                           Е.И. Бурова

Мотивированное решение суда изготовлено 12 сентября 2023 г.

Судья                           Е.И. Бурова    

    

30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее