Дело № 3а-181/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 17 августа 2018 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Исаева С.В. к территориальной избирательной комиссии г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва от 03 августа 2018 г. № 64/420-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Тимонина Владислава Анатольевича»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 июня 2018 г. № 1696-48 на 09 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 06 июня 2018 г. № 52/365-7 на территориальную избирательную комиссию г. Черногорска возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 (пункт 1).
03 августа 2018 г. территориальной избирательной комиссией г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии принято постановление № 64/420-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Тимонина Владислава Анатольевича».
Исаев С.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии от 03 августа 2018 г. № 64/420-4 о регистрации кандидата в депутаты Тимонина В.А., ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением подпунктов «в», «в.1», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В сведениях, представленных Тимониным В.А. о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, в графе «доходы» не указан год, за который предоставляются данные сведения; в графе «имущество» не указана дата, по состоянию на которую представлены данные сведения. Подписные листвы № 102,103,104 с 15 подписями избирателей не содержат сведений о номере специального избирательного счета. В нарушение пункта 16 статьи 37 указанного Федерального закона подписные листы представлены в не прошитом виде.
Административный истец Исаев С.В. в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель административного истца Корнев Е.И., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Тамонин Ю.Г. - председатель территориальной избирательной комиссии г. Черногорска, требования не признал, пояснив, что регистрация кандидата Тимонина В.А. проводилась в соответствии с избирательным законодательством. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо Тимонин В.А. возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных отзывах, указал, что в установленный законом срок им были представлены все необходимые документы для регистрации. Неуказание в трех подписных листах номера специального избирательного счета не может повлечь отмену регистрации кандидата.
Представитель регионального отделения в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» Чаптыков В.И. возражал против удовлетворения требования Исаева С.В. по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 243 КАС РФ в отсутствие представителя
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Пименовой Е.А, полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Административное исковое заявление было направлено в суд в электронном виде в порядке части 2 статьи 45 КАС РФ. В квитанции об отправке указана дата 13 августа 2018 г., в протоколах проверки электронной подписи указано время и дата создания – 19 час. 04 мин. (МСК) 13 августа 2018 г.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1, части 3 статьи 108 ГПК РФ, части 5 статьи 3, части 6 статьи 114 АПК РФ, части 4 статьи 2, части 4 статьи 93 КАС РФ, статей 128, 129 УПК РФ при решении вопроса об истечении срока подачи обращения в суд (срока исковой давности) следует исходить из того, что обращение подано в суд на дату, указанную в уведомлении о поступлении документов в соответствующую информационную систему.
Пункт 4.3 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённого приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251 предусматривает, что в целях определения момента подачи документов дата и время поступления документов в информационную систему фиксируются автоматически, по общему правилу определяются по московскому времени и учитываются судом при рассмотрении вопроса о соблюдении срока для направления обращения в суд согласно процессуальному законодательству Российской Федерации (часть 3 статьи 108 ГПК РФ, часть 4 статьи 93 КАС РФ, статья 129 УПК РФ).
В целях определения момента подачи документов по общему правилу принимается во внимание дата и время информационной системы, а не дата и время часовой зоны, в которой находится суд - адресат направляемого обращения.
Таким образом, установленный законом процессуальный срок для оспаривания постановления территориальной избирательной комиссией г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии от 03 августа 2018 г. № 64/420-4 административным истцом не пропущен.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
На основании части 1 статьи 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (часть 1 статья 73 Конституции Республики Хакасия).
Частью 2 статьи 7 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 50-ЗРХ) установлено, что 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.
В силу пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 34 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ необходимым условием регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов является поддержка выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Частью 1 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ предусмотрено, что Избирательная комиссия Республики Хакасия проверяет соблюдение порядка выдвижения республиканского списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом, каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим Законом документы. Если избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов, Избирательная комиссия Республики Хакасия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, Избирательная комиссия Республики Хакасия, окружная избирательная комиссия могут своим решением создавать рабочие группы. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (часть 5 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ).
В силу части 7 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одной тысячи подписей, проверке подлежат все подписи.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 01 июня 2018 г. № 51/359-7 определено, что для регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 необходимо 507 подписей избирателей, максимальное количество – 557 подписей (приложение № 3).
Из материалов дела следует, что 30 июля 2018 г. кандидат Тимонин В.А. представил в окружную избирательную комиссию 104 подписных листа, содержащих 513 подписи.
Из ведомости проверки подписных листов следует, что были проверены все 513 подписей избирателей. По итогам признаны недействительными 3 подписи.
На основании пункта 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно итоговому протоколу от 01 августа 2018 г. проверки подписных листов, представленных Тимониным В.А., количество заявленных подписей 513, количество представленных подписей 513, количество проверенных подписей 513, количество недостоверных (недействительных) подписей 3, количество достоверных подписей 510.
Исходя из пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и части 18 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Пункт 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ закрепляет, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом осуществлена проверка подписных листов представленных в подлиннике № 101, № 102, № 104, содержащих 15 подписей избирателей.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт «и»).
Пунктом 10 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ закреплено, что на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, специального счета фонда референдума, с которых произведена оплата изготовления подписных листов.
В нарушение указанной нормы в представленных подписных листах (101, 102, 104) не указан номер специального избирательного счета.
При таких обстоятельствах 15 подписей на подписных листах № 101, № 102, № 104 подлежали признанию окружной избирательной комиссией недействительными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
07 июля 2018 г. окружная избирательная комиссия приняла от Тимонина В.А. документы, в том числе и сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
В представленном документе отсутствует сведения о драгоценных металлах, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, что не соответствует форме представленного документа, предусмотренной Приложением № 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ.
В силу подпунктов «в.2», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктами 5, 7 части 9 статьи 39 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ.
С учетом того, что из общего количества представленных для регистрации кандидата Тимонина В.А. (513 подписей) 3 подписи признано недействительными избирательной комиссией, общее количество недействительных (недостоверных) является 18 подписей, следовательно, количество достоверных подписей составило 495, что менее необходимого для регистрации кандидата 507 подписей.
Таким образом, постановление окружной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 о регистрации кандидата Тимонина В.А. подлежит отмене, как принятое с нарушением подпунктов «в.2», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Утверждение заинтересованного лица Тимонина В.А. о том, что неуказание в трех подписных листах номера специального избирательного счета не может повлечь отмену регистрации кандидата, основано на неверном толковании избирательного законодательства, поскольку необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах номера специального избирательного счета – прямое требование закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 174-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Исаева С.В. к территориальной избирательной комиссии г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия от 03 августа 2018 г. № 64/420-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Тимонина Владислава Анатольевича».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий Е.П. Редько
В окончательной форме решение изготовлено 17 августа 2018 г. в 16 часов 00 минут