Дело № 2-1929/2024
25RS0039-01-2024-002250-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2024 года с. Вольно – Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
судьи Мерзляковой Д.С.,
при секретаре Машкиной А.А.,
с участием помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Красильниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района, МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Надеждинского района Приморского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, указав в иске, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
В ходе проверки установлено, что не проводилось обследование технического состояния здания МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод», расположенного по адресу: п. Оленевод, ул. Шоссейная, д. 9 «а».
Представление об устранении нарушений требований действующего законодательства оставлено без исполнения.
Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью и иных лиц, посещающих учреждение.
Просит суд возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность обеспечить финансирование расходов МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» по проведению обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: Приморский край Надеждинский район, п. Оленевод, ул. Шоссейная, д. 9 «а», с использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» обязанность провести обследование технического состояния указанного здания с использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года с момента поступления финансирования от администрации Надеждинского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Красильникова С.В. на удовлетворении заявленных требований настояла, по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика администрации Надеждинского муниципального района Горлова К.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в случае удовлетворения исковых требований предоставить разумный срок для исполнения.
Представитель МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии с п. 4.2 "ГОСТ 31937-2024. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 10.04.2024 № 433-ст, предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Надеждинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних и иных лиц в МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод».
Проверка проведена в соответствии с положениями, установленными статьей 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
За данным образовательным учреждением закреплено нежилое здание, расположенное по адресу: п. Раздольное, ул. Лазо, д. 36 «а».
В ходе проверки установлено, что здание МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» введено в эксплуатацию в 1978 году, и в нарушение вышеуказанных норм закона, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций в установленные п. 4.2 ГОСТ 31937-2024 сроки не проводилось.
Прокурором Надеждинского района по данному факту директору образовательной организации внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства.
Директору образовательного учреждения дан ответ о том, что комплексное инженерное обследование здания МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» не проводилось, из-за отсутствия денежных средств.
На основании пп. 1, 3, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, администрация Надеждинского района, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в силу положений, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделена полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в том числе МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод».
В соответствии с частью 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В данном случае, прокурором Надеждинского района при осуществлении проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей в период обучения в деятельности образовательной организации МБОУ «СОШ № 11 п. Оленевод», были выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.
Указанные нарушения влекут за собой нарушение гарантированных Конституцией РФ и иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям, условия обучения, что входит в предмет надзора Прокуратуры Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона).
Рассматриваемое здание имеет длительный срок неконтролируемой эксплуатации, тогда как, в целях обеспечения безопасности зданий, в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий и, не осуществление должного эксплуатационного контроля за состоянием здания, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также нарушает право на безопасные условия обучения детей, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
Установив данные обстоятельства применительно к приведенным выше положениям нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности исковых требований прокурора.
При возникновении обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Надеждинского района удовлетворить.
Возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность обеспечить финансирование расходов МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» по проведению обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: Приморский край Надеждинский район, п. Оленевод, ул. Шоссейная, д. 9 «а», с использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на МКОУ «СОШ № 11 п. Оленевод» обязанность провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Приморский край Надеждинский район, п. Оленевод, ул. Шоссейная, д. 9 «а», с использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года с момента поступления финансирования от администрации Надеждинского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.С. Мерзлякова