Судья Гиниатуллина Ф.И. дело № 33-7199/2013
учет № 27
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июня 2013 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Габидуллиной А.Г., Галиевой А.С.,
при секретаре судебного заседания Мельникове А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани Республики Татарстан на решение Московского районного суда города Казани от 16 апреля 2013 года, которым исковые требования Закиева Ф.В. удовлетворены, постановлено:
Включить Закиеву Ф.В. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости следующие периоды работы: с 03 декабря 1990 года по 01 декабря 1993 года и с 01 апреля 1994 года по 25 августа 2000 года.
Назначить Закиеву Ф.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 22 октября 2012 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани – Юскевич Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Закиева Ф.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Закиев Ф.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани Республики Татарстан (далее по тексту УПФР в Московском районе г. Казани) о признании права на досрочную и трудовую пенсию и назначении пенсии с момента обращения. В обоснование иска указано, что решением УПФР в Московском районе г. Казани истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы. В нарушение прав истца не были включены в льготный стаж следующие периоды работы: с 03 декабря 1990 года по 01 декабря 1993 года в качестве мастера, с 01 апреля 1994 года по 25 августа 2000 года стаж, который не был включен в специальный стаж в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета на индивидуальном лицевом счете истца, а также назначить пенсию с 22 октября 2012 года.
Представитель ответчика Юскевич Е.В. в судебном заседании иск не признала.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что из выписки из лицевого счета застрахованного лица усматривалось, что в ПК «СФ «Двигательмонтаж» истец проработал в должности, не дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Ссылается при этом на непредставление работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета на истца за спорный период с указанием льготного кода.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
При исчислении продолжительности страхового стажа и (или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественной полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В силу пункта 2 той же статьи Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в подпункте «б» пункта 1 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.
При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце 1 настоящего подпункта.
В данном Списке №2 1956 года в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта, связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий, сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» поименованы должности «мастера (десятники) и прорабы».
Списком №2 1991 года в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены должности «мастер строительных и монтажных работ» (код позиции 2290000б-23419), а также «производители работ» (код позиции 2290000б-24441).
Из материалов дела следует, что 22 октября 2012 года Закиев Ф.В. обратился в УПФР в Московском районе г. Казани за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением УПФР в Московском районе г. Казани № 863 от 29 декабря 2012 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Судом установлено, что в период с 03 декабря 1990 года по 01 декабря 1993 года Закиев Ф.В. работал производителем работ в ООО
«СФ «Двигательмонтаж», что подтверждается записями в трудовой книжке.
Согласно справке № 2 ООО «СФ «Двигательмонтаж» от 10 июля 2012 года истец работал в указанный период полный рабочий день в течение полной рабочей недели в качестве производителя работ с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком № 2 разделом XXXVII.
Из архивной справки, представленной по запросу ответчика, следует, что истец работал производителем работ в ПК «СФ «Двигательмонтаж», который в последующем был реорганизован путем присоединения к ООО
«СФ «Двигательмонтаж».
Согласно представленным истцом объяснительным запискам от 09 апреля 2013 года ПК «СФ «Двигательмонтаж» необходимые сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с 1998 года по 2000 года были перечислены на индивидуальный лицевой счет истца.
Удовлетворяя требования истца в части включения периода работы истца в должности мастера с 03 декабря 1990 года по 01 декабря 1993 года в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в эти периоды истец осуществлял деятельность непосредственно по профессиям, закрепленным в Списках № 2 от 1956 и 1991 годов, предоставляющим ему право на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил и требование о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с 01 апреля 1994 года по 25 августа 2000 года в должности прораба, поскольку не соблюдение трудового законодательства работодателем, в частности обязанности по внесению сведений персонифицированного учета в отношения работника, не может являться препятствием в реализации пенсионных прав истца, так как влечет их умаление и влияет на назначение пенсии в большем размере.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Так, представленными в деле доказательствами, в частности, справкой работодателя - ООО «Специализированная фирма «Двигательмонтаж» подтверждается занятость истца в течение периодов с 03 декабря 1990 года по 01 декабря 1993 года, с 01 апреля 1994 года по 25 августа 2000 года в должностях соответственно производителя работ, прораба на условиях полных рабочих дня, недели непосредственно в сфере строительства, реконструкции и ремонта зданий, сооружений, других объектов.
Принимается во внимание также письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, в силу которого в случае, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а само наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года за №10, то период работы в этой организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года следует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до этой даты работы предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Учитывая изложенное и то, что по состоянию на 22 октября 2012 года истцом, достигшего к тому времени 55-тилетнего возраста, выработан требуемый специальный стаж работы в тяжелых условиях труда в 12 лет 6 месяцев, правомерно удовлетворен судом первой инстанции иск в части назначения Закиеву Ф.В. досрочной трудовой пенсии по старости с вышеуказанной даты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из выписки из лицевого счета застрахованного лица усматривалось, что в ПК «СФ «Двигательмонтаж» истец проработал в должности, не дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, несостоятелен и противоречит материалам дела.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на непредставление работодателем (ООО «СФ «Двигательмонтаж») за период с 01 апреля 1994 года по 25 августа 2000 года сведений индивидуального (персонифицированного) учета на истца с указанием льготного кода не может служить основанием к ограничению Закиева Ф.В. в пенсионных правах, так как, исходя из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 2004 года №27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», передача в пенсионный орган сведений о застрахованных лицах возложена на работодателя, неисполнение которым данной обязанности не может влиять на права работника, претендующего на получение пенсии.
Доказательств, позволяющих опровергнуть установленные судом первой инстанции обстоятельства, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 апреля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи