Дело № 2А-6850/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Черноморец Т.В.
при секретаре Шнейдер Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2016 года,
дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области» к военной прокуратуре Омского гарнизона о признании действий военного прокурора Омского гарнизона по внесению представления незаконными,
у с т а н о в и л:
ФКУ «Военный комиссариат Омской области» обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий военного прокуратура Омского гарнизона, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ. в адрес военного комиссариата Омской области (ВКОО) поступило представление военного прокурора Омского гарнизона № № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором прокурор со ссылкой на нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» потребовал организовать перерасчет и выплату пенсии лицам, проходившим военную службу на должностях судей военных судов за период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, обеспечить выплату пенсии указанной категории граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия прокурора по вынесению соответствующего представления и само представление являются незаконным по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ. Денисов Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был уволен с действительной военной службы, с должности заместителя председателя Омского гарнизонного военного суда в запас по подпункту «А» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», по достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом председателя Омского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ. № подполковник Денисов Л.Л. исключен из списков личного состава военнослужащих Омского гарнизонного военного суда. На момент увольнения выслуга лет подполковника юстиции Денисова Л.Л. в календарном исчислении составляла <данные изъяты>
В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Денисову Л.Л. назначена пенсии по выслуге лет.
С ДД.ММ.ГГГГ. Денисов Л.Л. является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию по выслуге лет через военный комиссариат Омской области.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» пенсия Денисову Л.Л. назначена, исходя в том числе из оклада по воинской должности, воинскому званию и надбавки за выслугу лет в размере 70 % и выплачивалась в таком размере до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ. вступил в силу Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно п. 6 ч.13. ст. 2 которого, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания при выслуге 25 лет и более, установлена в размере 40%.
В связи с реформированием системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания была пересмотрена и с ДД.ММ.ГГГГ. стала составлять 40% при имеющейся у Денисова Л.Л. выслуге 28 лет.
При этом с ДД.ММ.ГГГГ. пенсия Денисова Л.Л. была увеличена и составила <данные изъяты>, по сравнению с пенсией, получаемой в ДД.ММ.ГГГГ., размер которой составлял <данные изъяты>
Поскольку размер пенсии Денисова Л.Л. увеличился по сравнению с тем, который выплачивался ему до ДД.ММ.ГГГГ., производится в полном объеме согласно законодательству Российской Федерации, требования военной прокуратуры необоснованны.
Предложениями, изложенными в представлении военной прокуратуры Омского гарнизона, прокурор фактически понуждает должностных лиц ВКОО увеличить выплаты процентной надбавки за выслугу лет, не обосновывая свои требования законом.
При том, что по данному вопросу ранее уже высказался Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 19.07.2016г. № 1484-О, указав, что само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя.
В случае изменения законодательства Российской Федерации, в части касающегося размера ежемесячной надбавки за выслугу лет в отношении военных судей либо военнослужащих, размер пенсии будет соответственно пересмотрен.
Кроме того, письменных обращений по вопросу несогласия с начислением пенсии в Военный комиссариат Омской области от самого Денисова Л.Л. не поступало.
На основании изложенного ФКУ «Военный комиссариат Омской области» просил признать действия военного прокурора Омского гарнизона по внесению представления № от ДД.ММ.ГГГГ. и данное представление незаконным.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Омской области» Зарубина И.Ю., действующая на основании доверенности от 07.11.2016г., поддержала заявленные требования, просила удовлетворить. При этом указала, что вопросы выплат за выслугу лет военнослужащим урегулированы на законодательном уровне. Прокурор своим представлением понуждает ВКОО к совершению действий, противоречащих действующему законодательству. Денисов Л.Л. не является военнослужащим с ДД.ММ.ГГГГ. С момента увольнения до ДД.ММ.ГГГГ. ему выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет в размере 70 %. С ДД.ММ.ГГГГ. в связи с вступлением в законную силу Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» процентная надбавка за выслугу лет была установлена в размере 40%, при общий размер выплачиваемой ему пенсии увеличился. На сегодняшний день Денисов Л.Л. работает председателем Омского гарнизонного военного суда и получает пенсию как военнослужащий запаса от Министерства обороны Российской Федерации. Возражений относительно размера начисленной ему пенсии от него не поступало. В сложившейся ситуации прокурор превысил свои полномочия, внеся представление о перерасчете и выплате пенсии в ином размере, поскольку не является органом уполномоченным разрешать споры и разногласия по вопросам пенсионного обеспечения.
Старший помощник военного прокурора Омского гарнизона Гурулев О.А., действующий на основании доверенности от 09.11.2016г., не согласился с заявленными требованиями. Суду пояснил, что военным прокурором Омского гарнизона была проведена внеплановая проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Омской области требований законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Поводом к проведению проверки устное обращение председателя Омского гарнизонного военного суда Денисова Л.Л. об уменьшении ему размера надбавки за выслугу лет при расчете пенсии. В процессе проверки были истребованы материалы личного дела Денисова Л.Л. и получено объяснение от начальника Центра социального обеспечения ВКОО Авиловича С.А.по вопросу начисления пенсии пенсионеру МО РФ Денисову Л.Л. По результатам проверки прокурор пришел к выводу о нарушении ФКУ «Военный комиссариат Омской области» требований Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что явилось основанием для внесения представления с требованием об устранении нарушений закона и обеспечения перерасчета и выплаты пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Избранный прокурором способ реализации своих полномочий полагает правомерным.
Денисов Л.Л., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В процессе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. старшим помощником военного прокурора Омского гарнизона Гурулевым О.А. подан рапорт на имя военного прокурора Омского гарнизона о том, что из личного общения с председателем Омского гарнизонного военного суда Денисовым Л.Л. ему стало известно, что как военнослужащему запаса ему с ДД.ММ.ГГГГ. выплачивается пенсия из расчета надбавки за выслугу лет 54%, тогда как до этого времени выплачивалась пенсия из расчета надбавки за выслугу лет 70%. Выслуга Денисова Л.Л. составляет более 20 лет. Поскольку изменения в законодательстве об уменьшении размера процентной надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. не касались военных следователей, прокуроров и судей, военкомат Омской области неверно применяет закон, что нарушает права военного пенсионера Денисова Л.Л. Сам Денисов Л.Л. по поводу нарушения своих прав в силу занимаемой должности никуда не обращался, в связи с чем, целесообразно проведение проверки исполнения должностными лицами ВКОО требований пенсионного законодательства в связи с выявленными признаками нарушения закона в отношении Денисова Л.Л.
На основании указанного рапорта составлен план прокурорской проверки исполнения должностными лицами военного комиссариата Омской области требований пенсионного законодательства, срок проведения проверки определен с ДД.ММ.ГГГГ., цель проверки: восстановление прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Проверка проведена непосредственно военным прокурором Омского гарнизона Лепёхиным К.В., в процессе которой было изучено личное дела пенсионера МО РФ Денисова Л.Л. и получено разъяснение начальника Центра социального обеспечения ВК ОО Авиловича С.А. по вопросу применения ежемесячной надбавки за выслугу лет и начисления пенсии Денисову Л.Л., из которого следует, что, согласно позиции ВК ОО, выплата пенсии Денисову Л.Л., в том числе ежемесячная надбавка за выслугу лет производятся в полном объеме согласно действующего законодательства.
Изложенное позволяет сделать вывод о возникновении спорной ситуации относительно порядка применения процентной надбавки за выслугу лет и, соответственно, размере пенсии между получателем пенсии и органом, осуществляющим ее начисление и выплату, разрешение которой возможно в судебном порядке.
Однако, не принимая во внимание возражения должностного лица относительно порядка применения законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, по результатам проведенной проверки военный прокурор Омского гарнизона с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в порядке ст. 45 ГПК РФ не обратился и возможность самостоятельного обращения в суд с соответствующим иском не разъяснил.
Установив в деятельности должностных лиц военного комиссариата Омской области нарушения требований ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 43, п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ДД.ММ.ГГГГ. за № внес военному комиссару Омской области Воронкову В.Е. представление об устранении нарушений законов, которым предложил:
1. Рассмотреть настоящее представление на служебном совещании с участием прокурорского работника военной прокуратуры Омского гарнизона.
2. Разработать и в кратчайшие сроки реализовать комплекс мер по устранению изложенных в представлении нарушений законов, а также причин и условий им способствующих, в том числе:
- организовать перерасчет и выплату пенсии лицам, проходившим военную службу на должностях судей военных судов за период с 01.01.2012г. по настоящее время;
- обеспечить выплату пенсии указанной категории граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона.
В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О результатах принятых мер сообщить военному прокурору Омского гарнизона в письменной форме.
Оценивая правовые основания заявленных военным комиссариатом Омской области исковых требований о признании действий военного прокурора Омского гарнизона по внесению представления № от ДД.ММ.ГГГГ. и само представление незаконными, суд отмечает, что в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами военного управления, их должностными лицами.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Формы реализации прокурором своих полномочий в зависимости от характера нарушений прав определены ст. 27 названного Закона в соответствии с п. 4 которой в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Оспариваемое по настоящему делу представление военного прокурора направлено на устранение, имевших, по его мнению, место нарушений пенсионного законодательства в отношении военного пенсионера Денисова Л.Л., выразившихся в неправильном определении ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Вместе с тем, суд считает, что в рассматриваемой ситуации внесение такого представления в адрес военного комиссара Омской области находилось за пределами компетенции прокурора в связи со следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Спорная ситуация, возникшая в связи с применением процентной ежемесячной надбавки за выслугу лет и начисления пенсии Денисову Л.Л., была разрешена прокурором посредством внесения представления, содержащим требования о проведении перерасчета и выплате денежных средств конкретным лицам, при том, что прокуратура Российской Федерации не относится к органам, разрешающим споры, возникающие из пенсионных правоотношений, и при наличии обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе был предъявить в суд соответствующий иск, полагая права и законные интересы обратившегося лица нарушенными.
Кроме того, оценивая действия военного комиссариата Омской области по перерасчету и выплаты пенсии лицам, проходившим военную службу на должностях судей военных судов за период с 01.01.2012г., суд отмечает, что как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 27 ноября 2008 г. N 11-П; определения от 11 июля 2002 г. N 191-О, от 16 мая 2007 г. N 375-О-П и др.).
В частности, частью второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (в редакции, введенной подпунктом «б» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.
С 01.01.2012 г. вступил в силу ФЗ от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», который установил новую систему денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривая значительное увеличение оклада денежного содержания военнослужащих и изменяя состав включаемых в денежное довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Одновременно с проведением этой реформы в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, внесены положения, устанавливающие новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. Согласно указанным правилам с 1 января 2012 года определение размера пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей осуществляется исходя из установленных действующим законодательством и учитываемых в размере 54 процентов, включаемых в денежное довольствие для исчисления пенсий окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также сумм ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Согласно п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» надбавка при выслуге 25 лет и более устанавливается в размере 40%.
Таким образом, снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.
Кроме того, при введении нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, им гарантируется (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат») сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения, а также предусматривается механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии.
Из материалов дела следует, что при пересмотре пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с новым законодательством ВКОО не допущено ухудшения пенсионного обеспечения Денисова Л.Л. по сравнению с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ № 306-ФЗ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии Денисова Л.Л. увеличился с <данные изъяты> до <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты>
С учетом изложенного внесенное военным прокурора Омского военному комиссару Омской области представление о перерасчете и выплате пенсий лицам, проходившим военную службу на должностях судей военных судов не может быть признано законным и обоснованным.
С учетом изложенного заявленные исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 186, 227, 298 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным представление военного прокурора Омского гарнизона об устранении нарушений законов № от ДД.ММ.ГГГГ., внесенное военному комиссару Омской области Воронкову В.Е.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение вступило в законную силу 17.01.2017