Дело №2а-486/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2019 года г. Нерехта Костромской области
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,
с участием: представителя истца - прокурора Дмитриевой Т.Н., представителя административного ответчика - администрации МО ГП город Нерехта Гомзякова И.С., представителя заинтересованного лица - ООО «ЭкоТехноМенеджмент» Филипповского А.В., представителя заинтересованного лица - администрации МО муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Новак А.С.,
при секретаре Матвеевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Нерехтского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципальных образований и неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, администрации Пригородного сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории поселений Нерехтского района Костромской области,
У С Т А Н О В И Л:
Определением Нерехтского районного суда от 20.06.2019г. объединены в одно производство административные дела №2а-486/2019г., №2а-487/2019г., №2а-488/2019г., возбужденные в отношении администрации муниципального образования муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в которых Нерехтский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования и неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к, в котором просил:
-признать незаконным бездействие администрации муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в районе памятника архитектуры «Каланча» в г.Нерехта, обязать ответчика принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной в районе памятника архитектуры «Каланча» в г.Нерехта, в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда (административное дело №2а-486/2019г.);
-признать незаконным бездействие администрации муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов между гаражами в районе Окулиха г.Нерехты, обязать ответчика принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной между гаражами в районе Окулиха г.Нерехты, в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда (административное дело №2а-487/2019г.);
- признать незаконным бездействие администрации муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов за д.Лаврово Нерехтского района Костромской области (100 метров от Лавровской фабрики по дороге налево), возложении на ответчика обязанности принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной за д.Лаврово Нерехтского района, в течении 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда (административное дело №2а-488/2019г.).
Требования всех вышеуказанных исков мотивированы тем, что в рамках проверки, проведенной Нерехтской межрайонной прокуратурой 15.04.2019 года на предмет исполнения администрацией муниципального образования муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, администрациями поселений муниципального района требований законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления, природного и лесного законодательства, в рамках которой выявлено наличие несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального района, а именно: в районе памятника архитектуры «Каланча» в г.Нерехта и между гаражами в районе Окулиха г.Нерехты (территория городского поселения город Нерехта), за д.Лаврово Нерехтского района Костромской области (100 метров от Лавровской фабрики по дороге налево) (территория Пригородного сельского поселения). Как следует из повторной проверки указанных мест (28.05.2019г.), представление прокурора в адрес органов местного самоуправления об устранении нарушения природоохранного законодательства в полном объеме не исполнено, несанкционированные свалки не ликвидированы, при этом состояние отходов, его количество и объем, свидетельствует о длительности существования этих свалок. Указанное свидетельствует о неисполнении ответчиком требований п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которым к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Своевременное непринятие мер по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку населенных пунктов, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способно вызвать инфекционные заболевания людей и животных, и таким образом, нарушает права неопределенного круга лиц, гарантированные ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Определением суда от 15.07.2019г. в связи с отказом прокурора от части иска производство по делу прекращено в отношении требований о возложении на администрацию муниципального образования муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области обязанности в течении 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированных свалок, расположенных: в районе памятника архитектуры «Каланча» и в районе Окулиха в г.Нерехта, за д.Лаврово Нерехтского района (2 свалки).
К производству суда на основании ч.1 ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) принято заявление об изменении иска, в котором прокурор просил:
-признать незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в районе ул.Ленина г.Нерехты (земельный участок с координатами (широта, долгота) 57.458889, 40.571331 (памятник архитектуры «Каланча»), ул.Димитрова г.Нерехты (земельный участок с координатами (широта, долгота) 57.451263, 40.555943 (район гаражей в Окулихе), за д.Лаврово Нерехтского района (земельный участок с координатами (широта, долгота) 57.479774, 40.521774 и 57.480705, 40.521606);
- признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в районе ул.Ленина г.Нерехты (земельный участок с координатами (широта, долгота) 57.458889, 40.571331 (памятник архитектуры «Каланча»), ул.Димитрова г.Нерехты (земельный участок с координатами (широта, долгота) 57.451263, 40.555943 (район гаражей в Окулихе);
-признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов за д.Лаврово Нерехтского района (земельный участок с координатами (широта, долгота) 57.479774, 40.521774).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ЭкоТехноМенеджмент» и департамент строительства ЖКХ и ТЭК Костромской области, изменен статус администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта и администрации Пригородного сельского поселения с заинтересованных лиц на ответчиков.
Определением суда от 01.08.2019г. производство по делу прекращено в отношении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в районе ул.Ленина г.Нерехты на земельном участке с координатами (широта, долгота) 57.458889, 40.571331 (памятник архитектуры «Каланча»), ул.Димитрова г.Нерехты на земельном участке с координатами (широта, долгота) 57.451263, 40.555943 (район гаражей в Окулихе), за д.Лаврово Нерехтского района на земельном участке с координатами (широта, долгота) 57.479774, 40.521774 и 57.480705, 40.521606.
Администрация муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании прокурор Дмитриева Т.Н. исковые требования о признании незаконным бездействия администрации МО ГП город Нерехта и администрации Пригородного сельского поселения поддержала, указав, что в период после проверки, проведенной 12.04.2019г., внесения прокурором представлений в адрес органов местного самоуправления поселений, в том числе, о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории этих поселений, администрации прокурорское представление не исполнили, ликвидировав свалки только к 15.07.2019г.
Представитель административного ответчика - администрации МО ГП город Нерехта Гомзяков И.С., действующий по доверенности, заявленные требования признал, указав, что территория вблизи памятника архитектуры «Каланча» (г.Нерехта ул.Ленина дом №8) и между гаражами, находящимися на ул.Димитрова г.Нерехты, была очищена от коммунальных отходов окончательно к 15.07.2019г., ранее предпринятые меры по уборке данных свалок результатов не дали.
Представитель заинтересованного лица- администрации МО муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район по доверенности Новак А.С. выразила согласие с иском.
Представитель заинтересованного лица - ООО «ЭкоТехноМенеджмент» по доверенности Филипповский А.В. иск поддержал, сославшись на необходимость содержания территорий поселений в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, и пояснил, что Общество является региональным оператором, которое на основании Соглашения от 22.06.2018г., заключенного с департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства КО, осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Костромской области согласно территориальной схемы. Свалки, обнаруженные в ходе прокурорской проверки, были выявлены до начала работы юридического лица.
Дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика – администрации Пригородного сельского поселения (по ходатайству) и заинтересованного лица департамента строительства ЖКХ и ТЭК Костромской области (по ходатайству), извещенных своевременно и надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
От главы администрации Пригородного сельского поселения А.Ю. Малкова поступило заявление о признании исковых требований, заявленных прокурором.
Согласно отзыва департамента строительства ЖКХ и ТЭК Костромской области, в силу положений п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Костромской области от 04.12.2015г. №38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», городское и сельское поселения, входящие в состав муниципального района г.Нерехта и Нерехта Костромской области, обладают полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.
Выслушав участников, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, руководствуясь нормами ст.226 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 ч.2 ст.1 КАС РФ установлено, что административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании б оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1).
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст.218 КАС РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в целях соблюдения органами местного самоуправления законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, природного и лесного законодательства, Нерехтской межрайонной прокуратурой 12.04.2019 года проведена проверка территорий поселений, входящих в состав муниципального образования муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в ходе которой были обнаружены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО):
-за д.Лаврово Нерехтского района Костромской области в 100 метрах от Лавровской фабрики по дороге (территория Пригородного сельского поселения) – две свалки (координаты земельных участков: 57.479774, 40.521774 и 57.480705, 40.521606), мусор на которых состоит преимущественно из различных бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности людей (автомобильных шин, ящиков бревен, досок, веток, линолеума, оконных рам, труб, опилок и др.);
-между гаражами в районе ул.Димитрова в г.Нерехта (координаты земельного участка: 57.451263, 40.555943)–свалка, состоящая из различного бытового мусора, сеток, мешков, стеклянных и пластиковых бутылок, коробок, ведер, автомобильных шин, ящиков, бревен, досок, веток с покрытием сухой прошлогодней травой (территория городского поселения город Нерехта):
- по ул.Ленина в г.Нерехта (координаты земельного участка: 57.458889, 40.571331) (памятник архитектуры «Каланча»), - свалка из бытового мусора, бутылок, коробок, холодильника, матрасами, ящиками, бревнами, досками, ветками с покрытием сухой прошлогодней травой (территория городского поселения город Нерехта).
Несанкционированные свалки находятся в границах территорий городского поселения город Нерехта и Пригородного сельского поселения, государственная собственность на земельные участки в указанных местах не разграничена, собственники земельных участков отсутствуют.
Состав отходов, из которых состоят свалки, их внешний вид указывает на то, что захламления земельных участков образовались в течение длительного, неоднократного сброса отходов.
Места размещения вышеуказанных ТКО не включены в утвержденные схемы размещения мест (размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов поселений, а потому являются несанкционированными.
В адрес ответчиков, а также администрации муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, 15.04.2019 года прокурором внесены представления об устранении нарушений природоохранного законодательства путем принятия исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, в том числе путем ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок, в течении месячного срока со дня внесения представления.
Данные прокурорские представления в установленном законом порядке не оспорены, не признаны незаконными и не подлежащими исполнению.
В ходе повторных проверок 28.05.2019г. и 25.06.2019г., осуществленных Нерехтской межрайонной прокуратурой с участием представителей ответчиков, а также администрации МО муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выявлено, что свалки в вышеуказанных местах на территории поселений не убраны. Данные обстоятельства подтверждены административным истцом актами проверок от 28.05.2019г. и 25.06.2019г., иллюстрационным материалом (фотографиями, схемами мест расположения свалок), справками с координатами свалок и сторонами по делу не оспаривались.
Актами от 15.07.2019 года зафиксирован факт ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории городского поселения город Нерехта и Пригородного сельского поселения Нерехтского района Костромской области.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу положений п.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с понятиями, данными в ст.1 вышеуказанного Федерального закона:
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п.1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п.2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3).
Также в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 01.01.2016г.), к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п.18 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пп. 7.2. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к органам государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 18 и 19 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Костромской области от 04.12.2015г. №38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» (срок действия с 01.01.2016г. до 01.01.2021г.), к вопросам местного значения сельских поселений на территории Костромской области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства территории поселения.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) определено, что благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности по обращению с отходами, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципальных образований, в том числе на администрации городского и сельского поселений, поскольку данное полномочие закреплено за поселениями законом субъекта Российской Федерации – Костромской областью.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Как следует из ст.42 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.1 ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу ст.72 ЗК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять муниципальный земельный контроль, под которым понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации (ч.1)
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (ч.3 ст.72 ЗК РФ).
Соглашением от 18.01.2017г. №1, муниципальный район г.Нерехты и Нерехтского района Костромской области передал на период с 18.05.2017г. по 18.05.2023г. администрации Пригородного сельского поселения полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, в том числе контроль за соблюдения требований по использованию земель, использования земельных участков по целевому назначению, своевременным выполнением мероприятий по охране от загрязнения и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Обнаружение несанкционированных свалок на территориях, входящих в состав земель поселений, указывает на бездействие ответчиков в области земельного контроля, которое привело к использованию территорий земельных участков – не по их целевому назначению – организации несанкционированных свалок на этих землях.
Проанализировав положения вышеуказанных актов, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что выявленное в ходе прокурорской проверки наличие несанкционированных свалок свидетельствует о нарушении ответчиками законодательства в области обращения отходов, а также санитарного законодательства, подтверждает факт незаконного бездействия администраций поселений и оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан поселений; доказательств загрязнения указанной территории конкретными землепользователями либо расположения несанкционированной свалки вне пределов территорий муниципальных образований поселений, административными ответчиками не представлено, доказательств принятия действенных мер к ликвидации свалок, не допущению своевременно к их образованию не представлено.
Размещение на территории поселений отходов путем их несанкционированного складирования создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и наносит вред окружающей среде.
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нерехтского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципальных образований и неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в районе ул.Ленина г.Нерехты на земельном участке с координатами (широта, долгота) 57.458889, 40.571331 (памятник архитектуры «Каланча»), на земельном участке в районе гаражей на ул.Димитрова г.Нерехты с координатами (широта, долгота) 57.451263, 40.555943.
Признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов за д.Лаврово Нерехтского района на земельном участке с координатами (широта, долгота) 57.479774, 40.521774.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нерехтский районный суд.
Председательствующий: С.Т. Бекенова