Решение по делу № 2-572/2015 (2-3909/2014;) от 08.10.2014

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ждановой О.В.,

с участием представителя истца Мартемьянова А.В., действующего на основании доверенности,

при секретаре Ракшиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юшковой М.М. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок. В обоснование исковых требований указано следующее, ДД.ММ.ГГГГ Юшкова М.М. обратилась в Департамент земельных отношений Администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду, сроком на 10 лет, земельного участка расположенного по адресу: <адрес>.

Цель предоставления земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.

Поданное заявление истец мотивировала тем, что она является инвалидом 3 группы, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ инвалидам, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

К указанному заявлению истец приложила схему расположения земельного участка, справку об установлении инвалидности, ордер от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из ЕГРП.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком было оказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка. Отказ в предоставлении земельного участка ответчик мотивировал тем, что на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможным. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков. На территории г. Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению. Так же ответчик указал на то, что истец не представил документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Представитель истца считает, что отказ в предоставлении земельного участка противоречит действующему земельному законодательству Российской Федерации и нарушает права истца, по следующим основаниям: согласно абзацу 14 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами прав на жилое помещение, в связи, с чем первоочередное право на получение земельного участка для указанной цели поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Как следует из положений пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявлений гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В рассматриваемом случае право на первоочередное получение истцом земельного участка предполагает безусловное его предоставление инвалиду органом местного самоуправления при отсутствии торгов, поскольку действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, где действует принцип передачи имущества победителю аукциона.

Истец является инвалидом 3 группы бессрочно, нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку количество проживающих в жилом помещении по адресу: <адрес> составляет четыре человека, жилая площадь квартиры 27,4 кв.м. На долю каждого проживающего в указанной квартире приходится 6,8 кв.м., что менее установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103 нормы общей площади в размере 12 кв.м., иного жилья на праве собственности истец не имеет.

Указанные данные подтверждаются справкой об установлении инвалидности, справкой о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете, выпиской из ЕГРП.

Таким образом, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на гарантии, предусмотренные ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», в частности, на первоочередное предоставление земельного участка для жилищного строительства и без проведения торгов.

В соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса РФ обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органы исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и не препятствует им в реализации указанного права.

Предоставление конкретного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома является компетенцией органа местного самоуправления в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями которой установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 ЗК РФ.

Как установлено статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Доводы ответчика о том, что на территории г. Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению, представитель истца считает необоснованным, поскольку, если границы участка не сформированы, то данное обстоятельство также не может являться основанием к отказу в предоставлении земли инвалиду. Испрашиваемый земельный участок является свободным и не обременен правами третьих лиц. Самостоятельно истец поставить земельный участок на государственный кадастровый учет не может, поскольку для этого требуется разрешение органов государственной власти, такое разрешение истец получить не может, в виду того, что ему было отказано в предоставлении земельного участка.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ представитель истца уточнил исковые требования, с учетом которых просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления истцу земельного участка; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить истице земельный участок, расположенный по <адрес>.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии с участием его представителя. На исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель истца в судебном заседании доводы и основания искового заявления с учетом уточненных исковых требований поддержал в полном объеме, давал пояснения аналогичные изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии. Согласно ранее представленного письменного отзыва на исковое заявление Департамент земельных отношений администрации г. Перми исковые требования не признает по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ подлежащими оспариванию в порядке гражданского судопроизводства относятся исключительно те решения, действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена, какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.247; ст. 131 ГПК РФ в заявлении об оспаривании решения, действия (бездействия), должно быть указано какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). Таким образом, для признания принятого органом местного самоуправления решения необходимо одновременно наличие двух условий: такое решение должно противоречить закону, решение должно нарушать права заявителя.

Департамент земельных отношений полагает, что заявителем, обстоятельства, на которые он ссылается, являются недоказанными в силу следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Первоочередное право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, предусмотрено ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года.

Нормы данной статьи предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий, соответственно право на первоочередное получение земельных участков может быть реализовано инвалидом только в целях улучшения жилищных условий.

Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с порядком и положениями Правил "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901.

Основания для признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены в п.2 указанных Правил.

В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности обшей площадью жилого помещении осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Истец в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на учете не состоит.

Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений указанных граждан, поданных ими по месту своего жительства.

Согласно п. 3.1.4. Решения Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213 "Об управлении жилищных отношений администрации города Перми" организация постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется Управлением жилищных отношений администрации города Перми.

Согласно позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 04.02.2014 № 91-КПЗ-7 первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания дли постановки на жилищный учет.

Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Таким образом, земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет, и только после этого может быть предоставлен в аренду в порядке статьи 607 ГК РФ.

На основании изложенного, Департамент земельных отношений администрации г. Перми в удовлетворении исковых требований Юшковой М.М. просит отказать.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом, исходя из положений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О порядке рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

На основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Из смысла ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Юшковой М.М. является инвалидом 3 группы бессрочно. Данный факт подтверждается справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Пермскому краю (л.д. 8).

Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ супругу истице – гр.а с семьей, состоящую из четырех человек было предоставлено право на занятие двух комнат жилой площадью 27,4 кв.м. в <адрес> (л.д. 9).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Юшковой М.М. принадлежит ? доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру площадью 43,8 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., расположенную по <адрес> (л.д. 10).

Из приведенных обстоятельств следует, что на долю истицы в указанной квартире приходится 6,8 кв.м., что менее установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103 нормы общей площади в размере 12 кв.м.

Иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма истица не имеет.

В связи с этим, на основании ч.1 и 2 ст. 21 ЖК РФ суд считает, что истица, будучи инвалидом нуждается в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1161 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство сроком на 10 лет (л.д. 6).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщил истице об отказе в удовлетворении её заявления о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отказ мотивирован тем, что на сегодняшний момент законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. В настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах, в соответствии с п. 12 ст. 30 ЗК РФ, п. 3.1. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315. Кроме того, в указанном ответе Департамент земельных отношений указал следующее, что на территории г. Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для их предоставления в соответствии с указанной статьей (л.д. 11-13).

Согласно ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред., действующей на ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, и в случае, если никто не обратился с заявлением о заключении договора аренды этого земельного участка, орган местного самоуправления заключает договор аренды с указанным лицом, в ином случае проводится аукцион.

Однако аукцион представляет собой продажу имущества (права аренды), с публичных торгов, при которой продаваемое имущество (право) приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при предоставлении истице, являющейся инвалидом, земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по договору купли-продажи торги не должны проводиться.

Кроме того, тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, поэтому отказ в предоставлении земельного участка в аренду истцу по указанному основанию не является законным.

Таким образом, истица, будучи инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, была вправе требовать предоставления ей на основании договора аренды земельного участка, свободного от прав третьих лиц для целей, соответствующих его разрешенному использованию.

При этом каких-либо убедительных доказательств в обоснование возражений по иску ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Истица в своих требованиях просит обязать ДЗО предоставить ей в аренду, сроком на 10 лет, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В предоставлении конкретного участка истице следует отказать в силу следующего.

При предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного Закона.

В силу норм действующего законодательства под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, осуществление государственного кадастрового учета, определения вида разрешенного использования, наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Уполномоченный функциональный орган местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей по осуществлению процедуры формирования земельного участка, при этом совершение предусмотренных законом действий в рамках этой процедуры лицом, обратившееся за предоставлением такого земельного участка, не исключается.

Таким образом, частично удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок, суд исходит из ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из положения которой не следует право истца требовать предоставления земельного участка по своему выбору, в данном случае - по <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении Юшковой М.М. в аренду земельного участка, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Юшковой М.М. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в пользу Юшковой М.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Федеральный судья:      О.В. Жданова

2-572/2015 (2-3909/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юшкова М.М.
Ответчики
ДЗО Администрации г.Перми
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
08.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2014Передача материалов судье
08.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.01.2015Предварительное судебное заседание
25.02.2015Судебное заседание
02.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее