№ 2-1624/2022
УИД 21RS0024-01-2022-001711-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2022 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тимофеевой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Сапаркиной А.И.,
с участием истца Крамского А.А., представителей ответчиков Управления Росгвардии по Чувашской Республике Козловой И.И., МВД по Чувашской Республике Павловой Л.А., третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, ФКУ «ЦХ и СО МВД по Чувашской Республики» Чараевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крамского Артема Александровича к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике об обязании произвести расчет и выплату денежной компенсации за положенные к выдаче, но не выданные предметы вещевого имущества, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Крамской А.А. обратился в суд с иском к Министерству Внутренних Дел по Чувашской Республике (далее МВД по ЧР), Управлению Росгвардии по Чувашской Республике (далее Росгвардия) о возложении обязанности произвести расчет неполученного вещевого имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплату денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования, компенсации морального вреда в размере 15000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №л/с был переведен с ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего прохождения службы в Управлении Росгвардии по Чувашской Республике. ДД.ММ.ГГГГ на основании п.1 ч.1 ст.82 Федерального закона №342-ФЗ уволен со службы. При переводе из ОВД в Росгвардию истец не получил компенсацию за неполученное вещевое имущество, в МВД по ЧР ссылались на то, что оно будет выплачено Росгвардией. Однако в Росгвардии при увольнении также не произвели выплату, ссылаясь на то, то данную выплату должно было произвести МВД. В связи с нарушением сроков и неисполнением требований просил взыскать компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец Крамской А.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, возложить обязанность на надлежащего ответчика.
Представитель ответчика МВД по ЧР Павлова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва на иск, указала, что поскольку истец был уволен из МВД ЧР в порядке перевода в Управление Росгвардии по ЧР, при увольнении именно Росгвардия была обязана выплатить ему все причитающиеся компенсации.
Представитель ответчика Управления Росгвардии по Чувашской Республике Козлова И.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала, что Управление Росгвардии по Чувашской Республике является ненадлежащим ответчиком, так как за период службы в Управлении Росгвардии истцу были выплачены все положенные выплаты. За период службы истца в МВД компенсацию за неполученное вещевое имущество должно выплачивать МВД.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, Центра хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по ЧР Чараева М.С. указала, что, поскольку истец не был уволен из МВД, а переведен в Управление Росгвардии, не представляется возможным определить, в каком порядке следовало бы ему выплатить денежную компенсацию за вещевое довольствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 ноября 2022 года №342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции), Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 247-ФЗ) и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Определяя правовой статус сотрудника органов внутренних дел, Федеральный закон от 30 ноября 2022 года №342-ФЗ устанавливает право сотрудника органов внутренних дел на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей (п. 4 ч. 1 ст. 11).
Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено и п. 4 ч. 1 ст. 28 Закона о полиции.
Порядок и условия выплаты денежного довольствия и иных выплат, гарантированных сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при увольнении их со службы в органах внутренних дел, определены Федеральным законом от 30 ноября 2022 года №342-ФЗ, Законом № 247-ФЗ и Приказом МВД России от 31 марта 2021 года №181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядок).
В соответствии со ст. 69 Закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, сотрудник органов внутренних дел в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, возмещает указанному федеральному органу стоимость выданных ему предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки.
Согласно ч. 8 ст. 89 Закона № 342-ФЗ в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Крамской А.А. проходил службу в органах внутренних дел на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МВД по ЧР и курсантом ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия МВД РФ» Крамским А.А. на период обучения истца, и с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № л/с о назначении Крамского А.А. на должность <данные изъяты> МВД ПО ЧР. (л.д. 49-56).
На основании рапорта Крамского А.А. приказом МВД России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №л/с истец переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен контракт. (л.д.29-32)
Приказом Управления Росгвардии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № дсп-л/с истцом прекращен контракт, и он уволен со службы.
В связи с переводом на службу в Управление Росгвардии по Чувашской Республике органом МВД по ЧР был выписан вещевой аттестат на предметы вещевого имущества №/ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, который был передан в Росгвардию, денежная компенсация в соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона №342-ФЗ выплачена не была.
В судебном заседании представителями ответчиков не оспаривалось, что денежная компенсация за неполученное вещевое имущество при переводе из органов внутренних дел в Управление Росгвардии по Чувашской Республике, не выплачивалась.
В день увольнения истца Управлением Росгвардии по Чувашской Республике была выплачена компенсация за неполученное вещевое имущество только за период службы в войсках Росгвардии.
Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства от 13 октября 2011 года №835.
Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования (далее - Порядок МВД) утвержден Приказом МВД России от 10 января 2013 года № 8.
В силу п. 4 Порядка МВД денежная компенсация выплачивается сотрудникам за невыданные либо неполученные ими предметы вещевого имущества личного пользования после окончания их срока носки (эксплуатации), в течение которого они должны были находиться во владении и безвозмездном пользовании.
Согласно п. п. 6, 6.2 Порядка МВД сотрудникам, увольняемым со службы без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация.
Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также возмещения лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, стоимости выданных предметов вещевого имущества личного пользования в случае расторжения контракта и увольнения их со службы утвержден приказом Росгвардии от 21 января 2019 года № 8 (далее - Порядок Росгвардии).
В соответствии с пунктом 4 указанного порядка сотрудникам, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, выплата денежной компенсации производится в следующем порядке: сотрудникам, увольняемым с правом ношения форменной одежды, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования или выплачивается денежная компенсация; сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация.
В соответствии с пунктом 5 Порядка Росгвардии выплата денежной компенсации сотруднику производится подразделением (органом), воинской частью или организацией войск национальной гвардии, к которым сотрудник прикреплен на вещевое обеспечение. Начисление денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования производится на основании рапорта сотрудника.
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена выплата при увольнении сотрудникам органов внутренних дел компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования и неполученных сотрудником ко дню увольнения. При этом обязанность по выплате компенсации за вещевое обеспечение лежит на органе внутренних дел, из которого увольняется сотрудник, имеющий право на соответствующую компенсацию.
В соответствии со ст. 80 Закона № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел прекращается в случае: 1) увольнения сотрудника органов внутренних дел; 2) гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим.
Согласно п. 18 ч. 2 ст. 82 Закона № 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в том числе, в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида.
Сотрудник органов внутренних дел или сотрудник федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, с его согласия или по его просьбе может быть переведен для дальнейшего прохождения службы соответственно из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере внутренних дел (ст. 30.1 № 342-ФЗ).
Оценивая буквальный смысл вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что гражданско-правовая ответственность по выплате истцу денежной компенсации за вещевое обеспечение за период службы в МВД по Чувашской Республике должна быть возложена на МВД по Чувашской Республике, поскольку на органы Росгвардии обязанность по выплате денежной компенсации за невыданное вещевое довольствие за период службы сотрудника в иных органах, не относящихся к войскам национальной гвардии РФ.
Тогда как при переводе Крамского А.А. из органов МВД и заключения им контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии ДД.ММ.ГГГГ его отношения по службе с МВД по Чувашской Республике были фактически прекращены, в связи с чем с ним должен был быть произведен полный расчет, в том числе и выплата компенсации за вещевое обеспечение.
При этом указание представителя ЦХиСО о том, что не представляется возможным определить, по каким основаниям следовало бы выплачивать истцу денежную компенсацию, не является основанием для отказа истцу в удовлетворении его требования.
Следует также учесть, что в соответствии с пп.9 п.9 Порядок выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 26 июля 2012 №725, в редакции приказа МВД России от 10 декабря 2021 года №1023 (начало действия редакции 04 февраля 2022 года), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, обеспечение сотрудников не полученным на день перевода вещевым имуществом по прежнему месту службы не производится. В этом случае по прежнему месту службы в день убытия сотрудникам выплачивается денежная компенсация и выдается аттестат на предметы вещевого имущества.
То есть, с ДД.ММ.ГГГГ органам МВД России предписано выплачивать денежную компенсацию в случае перевода сотрудников из органов внутренних дел.
Обсуждая довод ответчика МВД по Чувашской Республике о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим исковым заявлением, суд обращает внимание на следующее.
В соответствии с ч.4 ст.72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342 сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Из объяснений истца следует, что при переводе и органов МВД в Управление Росгвардии по Чувашской Республике ему было указано на то, что денежная компенсация будет выплачена по новому месту службы.
Из материалов дела следует, что при переводе истца в Управление Росгвардии по Чувашской Республике был передан вещевой аттестат истца по новому месту службы.
То есть, истец при переводе из органов в МВД в Управление Росгвардии по Чувашской Республике имел право рассчитывать на выплату денежной компенсации в момент увольнения с органов Росгвардии.
Согласно обстоятельствам дела с истцом контракт о прохождении службы в войсках национальной гвардии прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
С этой даты, по мнению суда, следует исчислять срок, с которого истец узнал о нарушении своего права.
Истцом исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть, срок предъявления соответствующего искового заявления, истцом не пропущен.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации, особенности правового регулирования отдельных труда отдельных категорий работников устанавливаются данным кодексом и иными Федеральными законами.
Трудовое законодательство применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими, и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд, учитывая вышеприведенные обстоятельства, характер допущенного нарушения, считает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 5000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Обязать Министерство Внутренних дел по Чувашской Республике произвести расчет и выплату денежной компенсации за положенные к выдаче, но не выданные предметы вещевого имущества Крамскому Артему Александровичу за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Министерства Внутренних дел по Чувашской Республике в пользу Крамского Артема Александровича компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб.
Отказать Крамскому Артему Александровичу в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике об обязании произвести расчет и выплату денежной компенсации за положенные к выдаче, но не выданные предметы вещевого имущества, за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Е.М. Тимофеева
Мотивированное решение составлено 02 августа 2022 года.