Дело № 2-711/2024
УИД 42RS0011-01-2023-003817-28
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Чеплыгиной Е.И.,
при секретаре Филимоновой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Ленинске-Кузнецком
«13» ноября 2024 года
гражданское дело по иску прокурора г.Ленинск-Кузнецкого, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Пантелееву В. В.чу, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа о запрете эксплуатации жилого дома для оказания социальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Ленинск-Кузнецкого, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику Пантелееву В.В., мотивируя требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, престарелых, бездомных и иных социально незащищенных граждан, в ходе проверки установлено, что Пантелеев В.В. осуществляет деятельность по обеспечению ухода за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания в индивидуальном жилом доме, <адрес>, собственником жилого помещения является Э., который был зарегистрирован по месту жительства <адрес>, снят с учета как умерший; указанное жилое помещение самовольно занято Пантелеевым В.В. с целью ведения деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания; в ст.32 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приведена классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, согласно которой одноквартирные жилые дома отнесены к классу Ф1.4, здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные) - к классу Ф1.1; в нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила противопожарного режима в РФ) допущена эксплуатация электропроводов и кабеля с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия; повреждена электрическая проводка по горючему основанию; в нарушение п. 77 Правил противопожарного режима в РФ не проведен ремонт печи перед началом отопительного сезона (дверца топки печи не закрывается на запорное устройство); отсутствует предтопочный лист, изготовленный из негорючего материала размером не менее 0,5 х 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов); в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима в РФ допущена установка газового баллона объемом более 5 литров расположенного внутри стола в цокольном этаже дома рядом с печным отоплением, в нарушение п. 83 Правил противопожарного режима в РФ допущено хранение горючих материалов на расстоянии не менее 0,7 метра от печи (на приступке печи находятся дрова); кроме того, в соответствии с п. 5.3 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194 (далее - СП 1.13130.), больницы, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные) отнесены к зданиям класса Ф1.1; для зданий данного типа предусмотрены особые требования, такие как предельный уклон пандусов на путях эвакуации людей, расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу или на лестничную клетку, автоматическое открывание фонарей лестничных клеток при пожаре, запрет на использование лестниц 2-го типа в качестве эвакуационных и др.; пунктом 4.2.9. СП 1.13130.2020 определено, что не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1 (п. 5.2.13 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); в нарушение указанных требований, допущена смена класса функциональной пожарной безопасности здания, а именно индивидуальный жилой дом, <адрес>, который эксплуатируется в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами, не относится к классу пожарной опасности Ф 1.1 и не предназначен для постоянного пребывания престарелых и инвалидов; постояльцы Пантелеева В.В. – пожилые, инвалиды, среди которых имеются маломобильные граждане, при этом в здании отсутствует второй эвакуационный выход со второго и первого этажей эксплуатируемого здания, а также нарушены правила противопожарного режима; таким образом, эксплуатация указанного жилого дома в качестве дома-интерната (пансионата, дома престарелых), который в свою очередь не отвечает требованиям, установленным к данному виду зданий, является недопустимым, нарушает права граждан (постояльцев) временно и постоянно находящихся в таковом, а также представляет угрозу их здоровью и жизни, так как выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в индивидуальном жилом доме <адрес>, постоянно пребывающих в нем. Руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, прокурор просит запретить эксплуатацию индивидуального жилого дома, <адрес>, для оказания социальных услуг пожилым гражданам, а также гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, Пантелеевым В.В.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа, просил: запретить администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа эксплуатацию индивидуального жилого дома, <адрес>, относящегося к вымороченному имуществу, для оказания социальных услуг пожилым гражданам, гражданам попавшим в трудную жизненную ситуацию; запретить Пантелееву В.В., <дата> года рождения, эксплуатацию жилого дома, <адрес>, для оказания социальных услуг пожилым гражданам, а также гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Представитель истца помощник прокурор г.Ленинск-Кузнецкого Романенко Л.Н. в судебном заседании подержала уточненные требования в полном объеме, основываясь на доводах, изложенных в исковых заявлениях.
Представитель ответчика администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Черненко О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что администрация не эксплуатирует жилой дом по <адрес> и не является собственником указанного жилого дома.
Ответчик Пантелеев В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что никому не оказывает социальных услуг в жилом доме по <адрес>, в доме в настоящее время проживают 15 человек, которые нуждаются в помощи, не имеют жилья, решение о возможности проживать в доме он принимает самостоятельно в отношении каждого гражданина, проживающие в доме самостоятельно на собственные денежные средства приобретают гигиенические принадлежности, самостоятельно себя обслуживают, готовят пищу, убираются в доме, каждый имеет отдельное спальное место, ранее в доме был реабилитационный центр «Триумф», он сам проходил реабилитацию в центре в 2014-2015 годах, кому принадлежит дом ему не известно, он осуществляет общее руководство, проживающими в доме, собирает деньги, приобретает продукты, следит за порядком в доме, принимает решение о том, кто будет проживать в доме, по просьбе сотрудников правоохранительных органов может допустить к проживанию в доме лиц, освобожденных из мест лишения свободы, нуждающихся в жилье; в дом приходят с проверками сотрудники полиции - участковые, дважды приходили пожарные, также сотрудники администрации.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа Лихоман И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований к администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
Представитель третьего лица управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Фискова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований к администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ленинска-Кузнецкого и Промышленновского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Никешин А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что дом по <адрес> не отвечает требованиям противопожарной безопасности, предъявляемым к социальным объектам, предназначенным для проживания маломобильных граждан, в нем не предусмотрены эвакуационные выходы определенного размера, данный объект изначально возведен как индивидуальный жилой дом.
Третье лицо Мазочина Л.Л. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, по известному суду месту проживания и месту регистрации, причина неявки суду не известна.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. В силу абзаца третьего статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (пункт 1).
Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи (пункт 2).
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством (пункт 3).
Статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1).
Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (часть 2).
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных норм и разъяснений Пленума ВС РФ, собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности, тогда как предоставление социальных услуг, услуг размещения и питания неограниченному кругу лиц является самостоятельным видом деятельности. Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению услуг временного проживания, размещения в жилом помещении неограниченному кругу лиц предполагает применений иных санитарно-гигиенических требований и оснащение указанных помещений дополнительным оборудованием, не требующимся в стандартной квартире (доме) и необходимым для оказание потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, средствами для уборки и санитарной очистки помещения и так далее. Несоблюдение указанных требований может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов лиц, которые по тем или иным основаниям посещают данный дом.
Согласно статьям 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как установлено судом, собственником жилого дома общей площадью 86,4 кв.м., расположенного по <адрес>, являлся Э. (т.1 л.д. 15-18).
Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за Э. на основании решения Ленинск-Кузнецкого городского суда по гражданскому делу <номер> от <дата> (л.д. 112 оборот,113).
Э. умер <дата>, <данные изъяты>, свидетельство по праве на наследство на жилой дом <адрес>, никому не выдавалось, что подтверждается материалами наследственного дела (т.1 л.д. 70-97).
Как установлено судом, жилой дом <адрес>, приобретен Э. в 1955г. на основании договора купли-продажи, затем на основании разрешения исполкома г.Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, указанный дом был перестроен и на основании решения Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата> право собственности на дом было признано за Э., <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не принял наследства, имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 статьи 1151 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абзац 2 пункта 1 статьи 1157 ГК РФ). Таким образом, право собственности государства или муниципального образования на выморочное имущество возникает в силу закона со дня открытия наследства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» дано разъяснение о том, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В пункте 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В силу статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В целях реализации своих полномочий при решении вопросов местного значения муниципальный орган осуществляет регулярную инвентаризацию объектов недвижимого имущества на территории муниципального образования, проводит процедуру наследования.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, руководствуясь приведенными нормами права, суд считает, что доля в праве собственности на спорный жилой дом, <данные изъяты>, считается выморочным имуществом и переходит в собственность муниципального образования Ленинск-Кузнецкого муниципального (до переименования- городского) округа.
Также, в ходе рассмотрения дела, судом установлено, что Мазочина Л.Л., как наследник по завещанию после смерти Э., не проявляла какой-либо интерес к доле в праве собственности на спорный жилой дом по <адрес>, не совершала какие-либо действия по владению, пользованию данным имуществом, по его содержанию, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 данного Кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с абзацем первым статьи 236 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В пунктах 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Из содержания указанных норм права и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе, устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Суд, анализирую представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что титульный собственник 3/8 доли в праве собственности на спорный дом по <адрес> – Мазочина Л.Л., исходя из ее процессуального поведения после смерти наследодателя Э., от своих прав на указанный жилой дом фактически отказалась.
Как следует из пояснений ответчика Пантелеева В.В. в ходе рассмотрения дела, в жилом доме по <адрес> при жизни собственника Э. произошел пожар, с согласия собственника дом был восстановлен неизвестными лицами и занят гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации с согласия Э., что также подтверждается информацией МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» (т.1 л.д.24).
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, руководствуясь приведенными нормами права, поскольку судом установлено, что Мазочина Л.Л., после вступления в права наследования после смерти собственника спорного дома по <адрес>, каких-либо действий в отношении жилого дома не осуществляла и каких-либо притязаний в отношении этого объекта не заявляла, суд исходит из отсутствия у нее права собственности на оставшийся после пожара объект, восстановленный неустановленными лицами.
24 ноября 2023г. прокуратурой г.Ленинск-Кузнецкого принято решение о проведении прокурорской проверки Дома временного пребывания граждан «Триумф» <адрес>, с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Полысаево, Ленинск-Кузнецкого и Крапивинского районов УНДПР ГУ МЧС по Кемеровской области, администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» (т.1 л.д. 9).
Согласно информации начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ленинск-Кузнецкого и Промышленновского района УНДПР ГУ МЧС по Кемеровской области от <дата>, по итогам проведенной проверки, проводимой прокуратурой г.Ленинск-Кузнецкого, по соблюдению основных требований пожарной безопасности на объектах социального обслуживания граждан с круглосуточным пребыванием людей, установлено, что здание жилого дома <адрес>, восстановлено после пожара, документация на здание отсутствует, на момент проверки в здании проживали 13 человек, были выявлены нарушения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ, а также пунктов 35, 57, 77, 86 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. №1479, а именно: допущена эксплуатация электропроводов и кабеля с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, проложена электрическая проводка по горючему основанию; не проведен ремонт печи перед началом отопительного сезона (дверца топки печи не закрывается на запорное устройство); отсутствует предтопочный лист, изготовленный из негорючего материала; допущена установка газового баллона объемом более 5 литров, расположенного внутри стола в цокольном этаже дома рядом с печным отоплением; у входа в дом, в котором применяются газовые баллоны, отсутствует предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом»; допущено хранение горючих материалов на расстоянии не менее 0,7 метра от печи (на приступке печи находятся дрова) (т.1 л.д. 19-20).
Согласно информационного письма администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата>, в жилом доме по <адрес> расположен Дом временного пребывания «Триумф» (т.1 л.д. 12-14).
Как следует из представленной Управлением социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа информации, двухэтажный жилой дом по <адрес> оборудован пожарной сигнализацией только на первом этаже, в доме осуществляется деятельность по обеспечению граждан проживанием (т.2 л.д. 35-36).
Свидетели П., Р. в судебном заседании пояснили, что проживают в реабилитационном (духовно-восстановительном) центре, расположенном в жилом доме <адрес>, руководит проживанием и следит за порядком в доме Пантелеев В.В., за проживание денежные средства никому не оплачивают, проживающие вносят денежные средства на общие нужды, из которых покупают продукты и все необходимые для жизни принадлежности, в центре проживают люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в избавлении от алкогольной зависимости, состав проживающих постоянно меняется, кому принадлежит реабилитационный центр свидетелям неизвестно.
У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний, их показания согласуются между собой и с пояснениями представителя истца, ответчика Пантелеева В.В., а также с письменными материалами дела, в том числе объяснениями ответчика Пантелеева В.В., (т.1 л.д.82-188), заинтересованности в исходе дела свидетелей не установлено, доказательств обратного суду не представлено.
Обращаясь с настоящим иском, прокурор указывает, что муниципальное образование в лице администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, длительное время не оформляя наследственных прав на спорный дом, допустило использование ответчиком Пантелеевым В.В. в нарушение действующего законодательства осуществление в самовольно занятом им жилом доме по <адрес> деятельности по уходу за престарелыми и бездомными с обеспечением проживания, в связи с чем, требует запретить муниципальному образованию в лице администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, и Пантелееву В.В. эксплуатацию дома для оказания социальных услуг по проживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений части 1 статьи 3, части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2).
По смыслу приведенной нормы положения, установленные п. 1 ст. 1065 ГК РФ выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.
Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены веские доказательства наличия нарушений на момент вынесения решения судом, неустранимости выявленных нарушений, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.
При этом, ст. 1065 ГК РФ конкретизирует условия использования данного способа защиты применительно лишь к случаю осуществления производственной деятельности, которая создает опасность причинения вреда.
В соответствии с диспозицией положений ст. 1065 ГК РФ бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце.
Для удовлетворения иска, основанного на положениях ст. 1065 ГК РФ, истец должен доказать:
- опасность причинения вреда в будущем, то есть наличие существенных нарушений требований законодательства РФ, которые могут повлечь причинение вреда гражданам и организациям, на момент рассмотрения спора судом,
- противоправность поведения причинителя вреда,
- причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда,
- неустранимость выявленных нарушений.
Частью 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В силу части 3 статьи 80 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
На основании подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе, здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), отнесены к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, одноквартирные жилые дома, в том числе, блокированные отнесены к классу - Ф1.4.
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
На основании части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В случае, если использование определенных в части 8 указанной статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (часть 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в силу закона запрет на использование земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости может быть наложен только в исключительном случае - если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Согласно положений ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
- социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
- получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
- поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Одной из форм социального обслуживания является предоставление социальной услуги их получателям в стационарной форме при постоянном, временном (на срок, определенной индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Одним из видов социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, являются социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту (часть 1 и часть 3 статьи 19, статья 20 Федерального закона N 442-ФЗ).
Согласно пп. «А» п.1. Примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 (ред. от 14.12.2020), социально-бытовые в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания услуги включают в себя: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми.
В силу ст. 26 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» социальная реабилитация представляет собой совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве. Обеспечение социальной адаптации осуществляется посредством: 1) стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию; 2) предоставления лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг в организациях социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; 4) привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации.
Как установлено судом и доказательств обратного суду не представлено, в спорном доме, который имеет статус жилого, на момент рассмотрения настоящего дела судом, проживают 15 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих постоянного места жительства, нуждающихся в социальной адаптации, руководителем объекта является Пантелеев В.В., также проживающий в доме, здание не приспособлено для оказания социальных услуг по проживанию, в доме установлен ряд нарушений требований противопожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью находящихся в нем граждан.
Из содержания положений пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 14, части 2 статьи 19 ЖК РФ следует, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности, для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа о том, что администрация не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как в права наследования на спорный дом не вступала, поскольку они основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа до проведения прокурорской проверки, было известно об осуществлении в жилом доме по <адрес> деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам по круглосуточному пребыванию в отсутствие каких-либо правовых оснований, что подтверждается информацией администрации, предоставленной по запросу прокурора (т.1 л.д. 12-14).
При этом, бездействие органа местного самоуправления и его структурных подразделений в лице комитета по управлению муниципальным имуществом, по оформлению прав собственности на спорный дом, не может являться основанием для освобождения администрации от обязанностей собственника по использованию жилого помещения по назначению, по защите прав собственности и недопущению самовольного захвата жилого помещения, учитывая, что использование жилого дома помимо собственника, иными лицами, находящимися в нем без законных оснований, для временного заселения посторонних граждан, противоречит как п. 3 ст. 288 ГК РФ, так и п. 2 ст. 17 ЖК РФ.
Доводы Пантелеева В.В. о том, что он не осуществляет деятельность, связанную с оказанием социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, суд считает также несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела, в частности, показаниям свидетелей Р., П., а также пояснениям самого Пантелеева В.В. в судебном заседания, из которых следует, что именно Пантелеев В.В. осуществляет деятельность, связанную с оказанием социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, осуществляет общее руководство жизнедеятельности граждан, проживающих в доме, принимает решение о допуске граждан для проживания в доме. При этом, Пантелеев В.В. в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, разрешение на осуществление (предпринимательской) деятельности по оказанию социальных услуг по размещению и питанию неограниченного круга лиц, не имеет.
Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела, руководствуясь приведенными нормами права, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку, как установлено судом, спорный жилой дом по <адрес> используется не по целевому назначению - для размещения неопределенного круга лиц для проживания и не соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям, используемым для оказания социальных услуг с обеспечением проживания граждан, в жилом доме выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в доме, может создать чрезвычайную ситуацию при возгорании указанного жилого дома.
При этом, орган местного самоуправления в нарушение требований положений ст. 17,30 ЖК РФ, ст.288 ГК РФ, допустил использование жилого дома, не предназначенного для социального обслуживания граждан, в том числе для реабилитации, лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, а Пантелеев В.В. фактически осуществляет в указанном жилом доме деятельность, связанную с оказанием социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в нарушение приведенных положений действующего законодательства, а также положений Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности», что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку к помещениям, в которых оказываются услуги по реабилитации лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, применяются иные санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, в связи с чем суд считает необходимым запретить администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа использовать спорный жилой дом для оказания социальных услуг по проживанию неопределенного круга лиц, а Пантелееву В.В. – запретить осуществление деятельности по оказанию социальных услуг в жилом доме по <адрес> по организации проживания неопределенного круга лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 4212013200) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░.░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2024░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-711/2024 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.