Решение по делу № 2-418/2024 от 14.08.2024

№ 2-418/2024

75RS0010-01-2024-001216-91

РЕШЕНИЕ

                                             Именем Российской Федерации

10 сентября 2024 года                                            пгт. Забайкальск

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Капитоновой М.В.,

при помощнике судьи Ивановой С.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации сельского поселения «Черно-Озерское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

                                                           УСТАНОВИЛ:

Глава Администрации сельского поселения «Черно-Озерское» МР «Забайкальский район» обратился в суд с вышеуказанным заявлением в обоснование, которого указал, на следующие обстоятельства.

Администрация сельского поселения обратилась в Управление Федеральной налоговой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, а именно скотомогильника, который представляет собой территорию, на которой имеется яма с бетонными стенами объемом 73,5 м. кв., расположенную по адресу: Забайкальский край, <адрес>

Поскольку спор о праве отсутствует, заявитель ссылаясь на статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статьи 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), просит суд признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - скотомогильник, расположенный по адресу: Российская Федерация, Забайкальский край, Забайкальский район, сельское поселение «Черно-Озерское» в 2 км. от фермы, 1 км. от федеральной трассы.

Заявитель, заинтересованные лица о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились о причинах неявки суду не сообщили, заявлений ходатайств суду не представили.

Информация о дате и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Забайкальского районного суда в сети Интернет.

В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Как установлено пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст.226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

    Согласно пункту 2 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Администрации сельского поселения «Черно-Озерское» о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю объект недвижимости-скотомогильник принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости с присвоением кадастрового номера , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31.05.2023.

Согласно сведениям КГУ БУ «Забайкальский архивно – геоинформационный центр», Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Администрации муниципального района «Забайкальский район», Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия объект недвижимости - скотомогильник в реестрах федерального, краевого и муниципального имущества не числится.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства-члена земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27).

В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учитывая, что целью создания скотомогильников, предназначенных для захоронения биологических отходов, являются нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения, содержание бесхозяйных скотомогильников к вопросам местного значения не отнесено.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закон (пункт 5).

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, в соответствии с частью 5 статьи 50 указанного Закона, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В абзаце 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края - Правительство Забайкальского края распоряжается и управляет собственностью Забайкальского края в силу положений пункта 13 Положения о Правительстве Забайкальского края. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников (биотермических ям, сибиреязвенных захоронений) возложена на Правительство Забайкальского края.

Из анализа приведенных выше норм следует, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Нахождение скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. На субъектах права Российской Федерации лежит обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников (биотермических ям, сибиреязвенных захоронений).

    Вместе с тем, Распоряжением Правительства Забайкальского края от 18 июня 2021 г. № 151-р утвержден План мероприятий по оформлению в собственность Забайкальского края скотомогильников (биометрических ям), в соответствии с которым в срок до 1 декабря 2022 г., далее ежегодно, государственная ветеринарная служба Забайкальского края, органы местного самоуправления обращаются в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный скотомогильники (биометрические ямы). После оформления муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, осуществляется передача скотомогильников в собственность Забайкальского края с регистрацией в установленном порядке прав на земельные участки в собственность Забайкальского края.

    Таким образом, в Забайкальском крае предусмотрена процедура оформления бесхозяйного недвижимого имущества – скотомогильников (биометрических ям) органами местного самоуправления с дальнейшей передачей их в собственность Забайкальского края.

Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.

Со дня постановки данного имущества-скотомогильника на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи, прошло более одного года, собственник имущества не установлен, сведений о заявлении своих прав третьими лицами в отношении вышеуказанного имущества материалы дела не содержат и судом не установлены.

Таким образом, судом установлено, что спорное недвижимое имущество числится на учете как бесхозяйный объект и правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования, поскольку условия, предусмотренные приведенными нормами закона для обращения бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, выполнены.

Руководствуясь статьями 194-199, 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации сельского поселения «Черно-Озерское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности сельского поселения «Черно-Озерское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края () на бесхозяйный объект недвижимости – скотомогильник (<данные изъяты>).

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                             М.И. Капитонова

2-418/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация сельского поселения "Черно-Озерское" муниципального района "Забайкальский район
Другие
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Администрация муниципального района "Забайкальский район"
Правительство Забайкальского края
Суд
Забайкальский районный суд Забайкальский края
Судья
Капитонова Мария Игоревна
Дело на странице суда
zabaykalsk.cht.sudrf.ru
14.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2024Передача материалов судье
16.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее