Дело № 2-7566/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» ноября 2016 г. г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Попова С.В.
при секретаре Востряковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, Главному управлению имущественных отношений Алтайского края о признании права, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с вышеуказанным иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (далее – Комитет, КЖКХ), ссылаясь на то, что воспитывает ребенка-инвалида, в связи с чем имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. 14 июня 2016г. истец обратилась в Комитет с заявлением о постановке на учет на предоставление земельного участка, 24 июня 2016г. ответчиком в постанове на учет отказано. В качестве оснований отказа имеется ссылка на тот факт, что не представлен документ, подтверждающий статус одинокой матери, также указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, не включены в перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Основываясь на приведенных доводах и обстоятельствах, истец просила признать незаконным отказ от 24 июня 2016г. №1075 в принятии на учет граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула предоставить ФИО2 и члену его семьи ФИО1 в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнила, заявив их также к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – Главалтайимущество), просила признать за ФИО2 и членами его семьи: ФИО1, ФИО3 право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду без торгов на 20 лет для индивидуального жилищного строительства, обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края предоставить ФИО2 и членам его семьи: ФИО1, ФИО3 в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду без торгов на 20 лет. Дополнительно указала, что семья ребенка-инвалида состоит из пяти человек, общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 51 кв.м, то есть на одного члена семьи приходится площадь менее нормы, предусмотренной законодательством Алтайского края.
Согласно отзыву третьего лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, федеральным законодательством не установлено бесплатное предоставление земельных участков для детей-инвалидов и членов их семей. Право истца на предоставление земельного участка во внеочередном порядке поставлено в прямую зависимость от признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях ФИО1, ее представитель Доценко М.В. уточненные исковые требования поддерживали в полном объеме.
Представитель ответчика Главалтайимущество Гончикова Н.В. возражала против удовлетворения иска, полагая, что реализация права на первоочередное предоставление земельного участка напрямую связана с признанием заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судом установлено, что ФИО1 является матерью ФИО2, 2011 г.р., что подтверждается свидетельством о рождении.
ФИО2 установлена инвалидность категории «ребенок-инвалид» на срок до 05 мая 2029г., что подтверждается справкой МСЭ от 01 мая 2014г.
14 июня 2016г. ФИО1 обратилась в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Приказом заместителя председателя Комитета от 24 июня 2016г. ФИО1 отказано в принятии на учет на том основании, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, не включены в перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие, что заявитель является одинокой матерью, не представлены.
06 октября 2016г. ФИО1 обратилась в Главалтайимущество с заявлением о предоставлении в аренду без торгов сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в черте г.Барнаула Алтайского края для индивидуального жилищного строительства.
Письмом заместителя начальника Главалтайимущества от 14 октября 2016г. заявление возвращено заявителю на том основании, что в заявлении не указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. При этом заявителю разъяснено, что реализация права инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельного участка возможна только в случае признания указанных категорий лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В силу ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденному Постановление Администрации Алтайского края от 03 августа 2012г. N 404, Управление в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области управления и распоряжения земельными участками.
Согласно Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012г. N694, Комитет ведет учет граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и желающих приобрести земельные участки.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996г. N901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее – Правила), в соответствии с пунктом 1 которых инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями этих Правил.
Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления (п.17 Правил).
Статьей 3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» определены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В указанные категории дети-инвалиды и члены их семей не включены. При этом, согласно ч.1 указанной статьи, право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 04 августа 2014г., вступившим в законную силу 10 сентября 2016г., на Главное управление строительства, транспорта, жилищного –коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить ФИО2 и члену его семьи ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение в г.Барнауле по договору социального найма общей площадью 51 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением от 04 августа 2014г. суд установил нуждаемость ФИО2 в улучшении жилищных условий, в связи с чем признал его право на обеспечение жильем во внеочередном порядке.
Как следует из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.02.2014 N 91-КГ13-7, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Приказом заместителя председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула от 14 октября 2016 г. ФИО1 и ФИО2 сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 сентября 2016 г., ФИО3, ФИО2, ФИО1 является собственниками жилого помещения по адресу: .... общей площадью 51,2 кв.м, в размере 1/3 доли каждый.
Согласно выписке из домовой книги от 30 октября 2016г., в квартире по указанному адресу зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
Ссылка истца на то, что в настоящее время общая площадь жилого помещения по адресу: .... не соответствует норме, установленной Законом Алтайского края от 12 декабря 2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», признается судом несостоятельной, поскольку юридически значимым обстоятельством по делу является признание ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, что при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░