РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2024 года
г.Красногорск
дело №2-1362/24
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой С.В.,
при помощнике судьи ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алфёровой-ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница», 3-е лицо: ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ», об обязании совершить определенные действия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Алфёрова-ФИО2 обратилась в суд с указанным выше иском, указав в обоснование, что она амбулаторно наблюдается в поликлинике ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа с множественными осложнениями».
ДД.ММ.ГГГГ решением врачебной комиссии ЧУЗ ЦКБ «РЖД-Медицина» истцу показана госпитализация в отделение Эндокринологии в рамках ВМП с ко<адрес> - комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализации показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).
По медицинским показаниям истцу требуется помповая инсулинотерапия (осуществляется с помощью расходных материалов к помпе - резервуаров и инфузионных наборов), а также средства диагностики и лекарственные препараты.
По результатам стационарного лечения истцу была установлена инсулиновая помпа Medtronic 722 с возможностью непрерывного мониторирования, показано продолжение использования помповой инсулинотерапии, были даны рекомендации по дальнейшему лечению (выписной эпикриз от 28.04.2022г.): расходный материал для инсулиновой помпы Medtronic 722: инфузионный набор Quick-Set lyn. или 10 штук в месяц, резервуары 6 штук в месяц; ежедневный контроль гликемии.
На момент установки инсулиновой помпы ЧУЗ ЦКБ «РЖД-Медицина» участвовало в реализации программы бесплатного оказания медицинской помощи гражданам, инсулиновая помпа установлена истцу бесплатно, за счет средств ОМС.
На фоне изменения терапии (установка инсулиновой помпы) отмечается улучшение контроля гликемии, без эпизодов гипогликемии.
Истец указала, что использование по назначению инсулиновой помпы невозможно и неэффективно без расходных материалов к ней, они являются неотъемлемой частью и требуют периодической замены. Согласно информационному письму ООО «Медтроник» расходным материалом к помпе Medtronik 722 является сенсор Enlite ММТ-7008, который меняется каждые 6 дней, инфузионный набор, резервуар. Полноценное использование инсулиновой помпы без расходных материалов не представляется возможным.
Ссылаясь на то, что лекарственного обеспечения, предоставляемого ответчиками, недостаточно для проведения назначенной терапии, с 2023 года рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов и резервуаров не выдаются, рецепты на тест-полоски выдаются в недостаточном количестве, рецепты на инсулин оформляются неправильно, истец обратилась в суд, просит возложить на ответчика ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» обязанность ежеквартально выписывать истцу рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов Quick-Set MMT-397 из расчета 30 штук, резервуаров Medtronie Paradigm 3.0 мл (MMT 332A) из расчета 30 штук, тест-полосок для глюкометра при условии предоставления непрерывного мониторинга глюкозы из расчета 360 штук, датчиков Freestyle Libre из расчета 7 датчиков, оформлять рецепты на инсулин с указанием действующего вещества «инсулин аспарт 100 ед/мл, а также возложить обязанность выдавать истцу вспомогательные вещества: никотинамид, аргинина гидрохлорид» в количестве, необходимом для компенсации заболевания до момента отмены инсулинотерапии.
Истец также просит возложить на ответчика Министерство здравоохранения <адрес> обязанность постоянно обеспечивать истца рецептами на бесплатное получение инфузионных наборов Quick-Set MMT-397 из расчета 30 штук, резервуаров Medtronic Paradigm 3.0 мл (MMT 332A) из расчета 30 штук, тест-полосок для глюкометра при условии предоставления непрерывного мониторинга глюкозы из расчета 360 штук, датчиков Freestyle Libre из расчета 7 датчиков, возложить обязанность оформлять рецепты на инсулин с указанием действующего вещества «инсулин аспарт 100 ед/мл, а также возложить обязанность выдавать истцу вспомогательные вещества: никотинамид, аргинина гидрохлорид» в количестве, необходимом для компенсации заболевания до момента отмены инсулинотерапии.
Кроме того, истец просит компенсировать моральный вред, который оценивает в 100 000 рублей, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебное заседание представитель истца по доверенности ФИО15 явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> по доверенности ФИО9 явился в судебное заседание, иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Указал, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Московская областная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. В соответствии с разделом XI указанной программы при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи медицинским работником осуществляется, в том числе, назначение и выписывание лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Медицинские изделия - инфузионные наборы Quick-Set ММТ 399, резервуары Меdtronie Paradigm не входят в поименованный и исчерпывающий перечень, утвержденный Постановлением №.
Истец также не входит в категорию граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно: получение медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг федеральным льготникам. Вопрос обеспечения медицинскими изделиями, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, может быть решен в индивидуальном порядке при наличии медицинских показаний исключительно по решению врачебной комиссии. В представленной истцом медицинской документации содержатся лишь рекомендации специалистов. Вопрос о необходимости обеспечения истца по жизненным показаниям спорными медицинскими изделиями врачебной комиссией не разрешался.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> также указал, что исполнение Министерством обязательств по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами в части обеспечения истца инсулином и тест-полосками, осуществляется исключительно на основании выписанных лечащим врачом ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» рецептам. Согласно сведениям из Единой региональной информационной системы истец обеспечена в полном объеме по всем выписанным лечащим врачом рецептам на инсулин в 2023 и в 2024 годах (рецепты № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ обслужены), на тест-полоски в 2023 и в 2024 годах (рецепты № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ обслужены).
Согласно решению врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) истцу показаны к применению датчики Freestyle Libre для системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, расчетная потребность в количестве 6 штук, на планируемый период 3 месяца. Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ истцу переданы указанные датчики.
Представитель ответчика ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» по доверенности ФИО10 явился в судебное заседание, иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Указал, что истец не имеет инвалидности, при этом является региональным льготником, то есть не обладает правами на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий в рамках федеральной льготы. У ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» отсутствуют правовые основания для выписки рецептов на имя истца на льготное обеспечение изделиями медицинского назначения: инфузионными наборами и резервуарами для инсулиновой помпы.
Представитель ответчика ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» также указал, что рецепты на получение инсулина и тест-полосок оформляются медицинской организацией и обеспечиваются Министерством здравоохранения <адрес> в полном объеме. Рецепты на получение медицинских изделий непрерывного мониторинга могут оформляться только по результатам заседания врачебной комиссии. В настоящее время данное заключение отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ должен был состояться первый прием истца в ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ», на данный прием истец не явилась. Истцу было выдано повторное направление на ДД.ММ.ГГГГ, однако дальнейшей информации о прохождении пациенткой врачебной комиссии в ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» не имеется.
Представитель третьего лица ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» в лице директора института ФИО11 в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела. Указал, что протоколом заседания врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ пациентка Алфёрова-Мыслиборская Н.А. обеспечена изделиями медицинского назначения для проведения непрерывного мониторинга уровня глюкозы: датчиками Freestyle Libre системы Flash в количестве шести штук на три месяца. Представитель третьего лица ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» просил рассмотреть дело в свое отсутствие в соответствии с действующим законодательством.
Ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.ч.1 и 2 ст.41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу положений ст.4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной <данные изъяты>
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания и соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы, прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармокологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Индивидуальная закупка лекарственных препаратов осуществляется только по решению врачебной комиссии в соответствии с Федеральными законами.
В соответствии с п.2 ч.10 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, в случае осуществления в том числе закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.
Судом установлено, что истец Алфёрова-ФИО2 имеет диагноз «Сахарный диабет 1 типа с множественными осложнениями», прикреплена к ГБУЗ МО «Подольская ОКБ» для оказания первичной медико-санитарной помощи по заболеванию эндокринной системы – сахарный диабет 1 типа, инвалидом не является (не является федеральным льготником), является региональным льготником.
ДД.ММ.ГГГГ решением врачебной комиссии ЧУЗ ЦКБ «РЖД-Медицина» установлено, что истцу показана госпитализация в отделение эндокринологии в рамках ВМП с ко<адрес> - комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализации показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа)».
Согласно выписному эпикризу от ДД.ММ.ГГГГ ЧУЗ ЦКБ «РЖД-Медицина» по результатам стационарного лечения истцу установлена инсулиновая помпа Medtronic 722 с возможностью непрерывного мониторирования, показано продолжение использования помповой инсулинотерапии, были даны рекомендации по дальнейшему лечению: дробное шестиразовое питание. Инсулин аспарт (Новорапид) в качестве ультракороткого инсулина инсулиновой помпы с дозой 60 Ед в сутки: базальный инсулин 30 Ед в сутки (1,25 Ед/час), болюсный инсулин по 3 Ед на 1 углеводную Ед (30 Ед/сут). Расходный материал для инсулиновой помпы Медтроник ММТ 722: 1. Инфузионный набор Quick-Set- 1 уп или 10 шт в месяц. 2. Резервуар - 6 шт. в месяц. Продолжение нейротропной терапии: Тиоктовая кислота (Октолипен) 600 в/в капельно №. Пиридоксин + Тиамин + Цианокобаламин (Мильгамма) 2,0 в/м №. Ежедневный контроль гликемии, АД, веса. Контроль гликированного гемоглобина 1 раз в 3 месяца. Наблюдение у эндокринолога по месту жительства.
Ссылаясь на установку инсулиновой помпы на бесплатной основе за счет средств ОМС ввиду участия ЧУЗ ЦКБ «РЖД-Медицина» в реализации программы бесплатного оказания медицинской помощи гражданам, а также на указанные рекомендации данной организации согласно выписному эпикризу, истец обратилась к ответчику ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» с заявлением об оформлении рецептов на инсулин с указанием действующего вещества: инсулин аспарт 100 ед/мл, на выдачу вспомогательных веществ: никотинамид, аргинина гидрохлорид на срок лечения 6 месяцев; об оформлении рецептов на бесплатное получение на срок лечения и диагностики 3 месяца: инфузионные наборы Quick-Set MMT-397 - 30 штук; резервуары Medtronic Paradigm 3.0 мл (MMT 332A) - 30 штук; тест-полоски для глюкометра при условии использования непрерывного мониторинга глюкозы - 360 штук; датчики Freestyle Libre - 7 датчиков.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение истца ответчик ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» сообщило о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе включены в «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют только категории граждан, определенные в ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», то есть федеральные льготники.
Гражданам, страдающим сахарным диабетом, не являющимися федеральными льготниками (не имеющим группы инвалидности), предоставляется право на обеспечение медицинскими изделиями согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»: инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики. Расходные материалы к инсулиновой помпе в указанном Постановлении не упоминаются.
<адрес> программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О <адрес> программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», обеспечение в 2023 году расходными материалами к инсулиновой помпе предусмотрено также, как это определено федеральным законодательством, а именно, для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Таким образом, обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе по льготным рецептам граждан, не имеющих право на предоставление набора социальных услуг, не предусмотрено действующим законодательством.
По данным Единой региональной информационной системы <адрес> истец не числится в регистре федеральных льготников, является региональным льготником. Для обеспечения лекарственными препаратами и полагающимися изделиями медицинского назначения истцу необходимо по месту прикрепления медицинского обслуживания представить все документы, необходимые для верификации в регистре региональных льготников.
Не согласившись с позицией ответчика, истец, ссылаясь на нарушение ее прав на бесплатное получение медицинской помощи в гарантированном объеме, предусмотренном ст.19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», обратилась в суд, указывая на невозможность и неэффективность использования инсулиновой помпы без расходных материалов к ней, которые являются неотъемлемой частью и требуют периодической замены.
Суд соглашается с позицией истца в части необходимости периодической замены расходных материалов для нормального функционирования инсулиновой помпы, вместе с тем учитывает, что для льготного обеспечения изделиями медицинского назначения за счет средств консолидированного бюджета <адрес> и обязательного медицинского страхования действующим законодательством предусмотрен определенно установленный порядок их получения.
Так, в силу положений п.5 ч.2 ст.81 Федерального закона №323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также и соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с п.12.10 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
Московская областная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Источниками финансового обеспечения <адрес> программы являются средства консолидированного бюджета <адрес> и обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом XI <адрес> программы при оказании в рамках <адрес> программы первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи медицинским работником осуществляется в том числе: назначение и выписывание лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (региональная льгота); назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (федеральная льгота).
Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 с.43 Федерального закона №323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.
В перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением №, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Медицинские изделия, истребуемые истцом, не входят в поименованный и исчерпывающий Перечень, утвержденный Постановлением №, а также в Перечень №-р.
Вместе с тем, согласно ч.15 ст.37 Федерального закона №323-ФЗ, назначение и применение медицинских препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, хотя истец и не входит в установленную ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ категорию граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в тоже время вопрос обеспечения истца медицинскими изделиями, не входящими в стандарт медицинской помощи, может быть решен в индивидуальном порядке при наличии медицинских показаний, но исключительно по решению врачебной комиссии в предусмотренном законом порядке.
Иное бы означало нецелевое расходование денежных средств в хаотичном порядке без соблюдения основных показаний/противопоказаний к использованию изделий непрерывного мониторирования в отношении конкретного пациента с учетом индивидуальных особенностей его организма.
Так, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении порядка обеспечения лиц, достигших 18-летнего возраста и ФИО6, страдающих сахарным диабстом 1 типа, имеющих место жительства в <адрес>, изделиями медицинского назначения для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования" утвержден порядок, пунктом 6 которого предусмотрено: решение об обеспечении либо об отказе в обеспечении гражданина изделиями непрерывного мониторирования принимает врачебная комиссия государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> научно-исследовательский клинический институт им. ФИО12».
Согласно п.7 указанного порядка обеспечение граждан изделиями непрерывного мониторирования осуществляется в медицинских организациях государственной системы здравоохранения <адрес> по месту жительства граждан, на основании решений врачебной комиссии.
Распоряжением Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «Об обеспечении лиц, достигших 18-летнего возраста и ФИО6, страдающих сахарным диабетом 1 типа, имеющих место жительства в <адрес> изделиями медицинского назначения для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования» утвержден порядок взаимодействия лиц, достигших 18-летнего возраста и ФИО6, страдающих сахарным диабетом 1 типа, имеющих место жительства в <адрес>, медицинских организаций государственной системы здравоохранения <адрес>, государственного казенного учреждения <адрес> "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения <адрес>", государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> "<адрес> научно-исследовательский клинический институт им. ФИО13" и государственного бюджетного учреждения <адрес> "Мособлмедсервис" при осуществлении закупок и обеспечении лиц, достигших 18-летнего возраста и ФИО6, страдающих сахарным диабетом 1 типа, имеющих место жительства в <адрес>, изделиями медицинского назначения для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, пунктом 2 которого предусмотрено: для получения изделий непрерывного мониторирования граждане: обращаются в государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> "<адрес> научно-исследовательский клинический институт им. ФИО12" самостоятельно или по направлению медицинской организации для получения консультации врача-эндокринолога и для получения решения врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» о назначении изделия непрерывного мониторирования; обращаются в медицинскую организацию по месту жительства с предоставлением следующих документов: заключения врача-эндокринолога ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ», выданного по результатам консультации; решения врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» о назначении изделия непрерывного мониторирования, выданного по результатам заседания врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ»; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства <адрес>.
Пунктом 3 порядка взаимодействия ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» до начала обеспечения изделиями непрерывного мониторирования проводит консультацию врача-эндокринолога ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» для обсуждения основных показаний/противопоказаний к использованию изделий непрерывного мониторирования и определения готовности (мотивации) и обученности гражданина по использованию изделия непрерывного мониторирования.
Таким образом, рецепты на получение медицинских изделий непрерывного мониторирования могут оформляться только по результатам заседания врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ».
В протоколе врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» указывается расчетная потребность в изделиях непрерывного мониторирования, форма выпуска, производитель и планируемый период использования.
Из материалов дела следует, что истец прикреплена к поликлинике ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница», при обращении в которую истцу было предложено предоставить необходимые документы для верификации истца в регистре региональных льготников.
Судом установлено, что истец, в нарушение указанного порядка, настаивала на выписке и получении необходимых ей для функционирования инсулиновой помпы медицинских изделий и препаратов, основываясь исключительно на рекомендации врачебной комиссии частной клиники, в то время как, при условии соблюдения истцом установленного порядка, ей не было отказано в предоставлении необходимых препаратов в случае прохождения врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ».
Вместе с тем, факт прохождения истцом врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» в период рассмотрения дела подтвержден представленным в материалы дела заключением врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ» протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому истцу показано к применению датчики Freestyle Libre для системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, расчетная потребность в количестве 6 штук, на планируемый период 3 месяца, которые фактически были переданы истцу по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.
Определение курса лечения и оформление при необходимости рецептов на лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента (Приказ №н).
Согласно сведениям из Единой региональной информационной системы Алферова-ФИО2 обеспечена в полном объеме по всем выписанным лечащим врачом ГБУЗ МО «Подольская областная клиническая больница» рецептам в 2023 и в 2024 годах на инсулин по международному непатентованному наименованию (МНН) «Аспарт»: рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на инсулин по МНН «Аспарт» раствор для подкожного и внутреннего введения 100 ед/мл - по торговому наименованию (ТН) «Фиасп» (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на инсулин по МНН «Аспарт» раствор для подкожного и внутреннего введения 100 ед/мл - по ТН «Фиасп» (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на инсулин по МНН «Аспарт» раствор для подкожного и внутреннего введения 100 ед/мл - по ТН «Росинсулин асп» (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на инсулин по МНН «Аспарт» раствор для подкожного и внутреннего введения 100 ед/мл - по ТН «РинФаст» (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на инсулин по МНН «Инсулин глузилин» раствор для подкожного введения 100 ед/мл - по ТН «ФИО3 СолоСтар» (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на инсулин по МНН «Аспарт» раствор для подкожного и внутреннего введения 100 ед/мл - по ТН «РинФаст» (статус - обслужен).
Соответствующего решения врачебной комиссии медицинской организации о необходимости назначения и применения истцом лекарственного препарата исключительно по торговому наименованию не имеется, также не установлена нежелательная реакция на полученные истцом по рецептам врачей лекарственные препараты.
При таких обстоятельствах, исковые требования Алфёровой-ФИО2 в данной части являются необоснованными и несостоятельными, что подтверждается материалами дела, а потому подлежат отклонению судом.
B части заявленных требований на бесплатное получение тест-полосок для глюкометра (ежеквартально) суд отмечает, что выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с Приказом №н.
Определение курса лечения и оформление, при необходимости, рецептов на лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента (Приказ №н).
Согласно сведениям из ЕРИС, ФИО14 обеспечена в полном объеме по всем выписанным лечащим врачом ГБУЗ МО «Подольская областная клиническая больница» в 2023 и в 2024 годах рецептам на тест-полоски: рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски (статус - обслужен); рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски (статус – обслужен).
Доказательств необходимости по медицинским показаниям использования инфузионных поборов Quick-Set MMT 399, резервуаров Medtronic Paradigm 3,0 мл, в нарушение ст.56 ГПК РФ, стороной истца не предоставлено, решением врачебной комиссии такая необходимость не установлена.
При этом суд отмечает, что несогласие истца с рекомендациями врача не означает нарушение прав истца как пациента, поскольку определение курса лечения и оформление, при необходимости, рецептов на лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача, как специалиста в данной профессиональной области.
При таких обстоятельствах, учитывая фактическое исполнение ГБУЗ <адрес> «Подольская областная клиническая больница» обязанности по выписке рецептов необходимых препаратов, направлений, Министерством здравоохранения <адрес> возложенных на него обязательств по обеспечению истца требуемыми датчиками НМГ, инсулином и тест-полосками, а также отсутствие медицинских показаний (отсутствие соответствующего решения врачебной комиссии) и правовых оснований (отсутствие федеральной льготы, статуса инвалида) к назначению и использованию истребуемых истцом медицинских изделий (инфузионных поборов Quick-Set MMT 399, резервуаров Medtronic Paradigm 3,0 мл), суд приходит к выводу об отсутствии предмета спора в настоящий момент, а также об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчиков обязанности выписывать и обеспечивать выдачу медицинских препаратов и изделий, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению ввиду отсутствия предмета исполнения.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части взыскания денежной компенсации морального вреда, суд отмечает, что истец не была лишена возможности ранее получить надлежащее лечение и лекарственное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджета <адрес> при надлежащем соблюдении всех установленных правил и прохождения врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «МОНИКИ», в связи с чем, суд не усматривает наличие оснований для удовлетворения указанного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ – ░░░░░░░) ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░: