Гр.дело № 2-1121/2021
39RS0011-01-2021-001197-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 декабря 2021 г. г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Безруких Е.С.,
при секретаре судебного заседания Исаевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску ТСН «Морское» к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о возложении обязанности по организации площадки для накопления ТКО,
УСТАНОВИЛ:
ТСН «Морское» обратилось в суд с иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о возложении обязанности по организации площадки для накопления ТКО.
В обоснование указала, что СНТ «Морское» постановлением Главы МО «Зеленоградский район от 27.11.2008 г. № 1732 был предоставлен в собственность земельный участок с КН №, площадью 111230 кв.м. В результате раздела указанного земельного участка были образованы 86 земельных участков, которые переда в собственность садоводам, а также земельный участок общего пользования СНТ «Морское». 30.06.2015 г. СНТ «Морское» перерегистрировано в ТСН «Морское», которые является садоводческим некоммерческим объединением граждан.
С 2020 года ТСН «Морское» неоднократно обращалось в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с просьбой определить для собственников земельных участков ТСН «Морское» места размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) (контейнерных площадок) с соблюдением действующих СНиП и СанПиН. До настоящего времени место для выброса ТКО для садоводов ТСН »Морское» не определено, на территории общего пользования отсутствует возможность размещения площадки для сбора ТКО с соблюдением расстояний, предусмотренных СНиП и СанПиН.
В отношении ТСН «Морское» было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в части создании площадки накопления ТКО, ее включения в реестр и информирования регионального оператора по обращению ТКО – «ЕСОО» об этом.
Полагают, что администрация МО «Зеленоградский городской округ» в силу положений Устава МО, Правил благоустройства территории МО «Зеленоградский городской округ», Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления», «Об отходах производства и потребления», требований Свода правил СП 53.11330.2011 «СНиП 30-02-97. Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», СанПиН 2.1.3684-21, на администрации лежит обязанность по определению места и организации площадки для сбора ТКО.
Просили обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить (предоставить) для садоводов ТСН «Морское» в соответствии с требованием СанПиН площадку для накопления ТКО согласно схемы размещения контейнерных площадок, установить на ней мусорные контейнеры.
Представитель истца по доверенности Зарицкий А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что в случае выделения администрацией места для сбора ТКО, ТСН готово само купить и установить контейнеры, а также оборудовать площадку в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Представитель администрации МО «Зеленоградский городской округ» по доверенности Манукин Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором против его удовлетворения возражал. (л.д. 138-140)
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МО «Зеленоградский район» № 1732 от 27.11.2008 г. СНТ «Морское» в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в п. Куликово Зеленоградского района, площадью 111230 кв.м.
Земельный участок с КН №, площадью 111230 кв.м, расположенный в п. Куликово Зеленоградского района был поставлен на кадастровый учет 10.06.2009 г. и 25.06.2009 г. по акту приема-передачи передан от администрации СНТ «Морское».
Из земельного участка с КН № был образован, в числе прочих, земельный участок с КН №, площадью 23577 кв.м, с видом разрешенного использования: «общее пользование территории», который принадлежит на праве собственности ТСН «Морское».
Из пояснений представителя истца следует, что данный земельный участок используется с качестве территории общего пользования ТСН «Морское», которое является садоводческой некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (п.п. 1.1, 1.5 Устава ТСН «Морское»)
При предоставлении земельного участка в собственность истцу постановлением администрации МО «Зеленоградский район» № 1732 от 27.11.2008 г., на СНТ «Морское» была возложена обязанность использовать предоставленный земельный участок в соответствии с целевым назначением, разрешенным к использованию способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, соблюдать при использовании требования экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов, а также не допускать загрязнение, захламление почв.
Положения СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр распространяются на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории.
В силу п.3.4 указанного Свода правил, под земельными участками общего назначения понимаются земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
В соответствии с п.5.5. указанного Свода правил, на земельном участке общего назначения обязательно должна располагаться площадка для контейнеров твердых коммунальных отходов.
Согласно п.5.10 указанного Свода правил, на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 26.06.2021) предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. При этом допускается уменьшение указанных расстояний не более чем на 25% на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.
В силу п. 5 СанПиН 2.1.3684-21, выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Правилами благоустройства территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области, утвержденными Решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 19.10.2020 N 29 предусмотрено, что юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны: организовать накопление и вывоз ТКО, образующихся в результате их деятельности, в том числе путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области. Вывоз осуществляется ежедневно. Установить на месте (площадке) накопления ТКО контейнеры в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обеспечивающем сбор фактически накапливаемых отходов. (п.п.18.3., 18.3.1., 18.3.2.)
По смыслу п. 18.3.2.1. Правил благоустройства, если на одной территории располагаются несколько собственников (правообладателей), ответственность за организацию накопления, сбора и вывоза ТКО, содержание и уборку территории места (площадки) накопления ТКО возлагается на собственника земельного участка либо на правообладателя, если это определено соглашением сторон.
При этом Место (площадка) накопления ТКО оборудуется ровным твердым покрытием, ограждением с трех сторон по периметру. К месту (площадке) накопления ТКО должны быть предусмотрены подъездной путь для автотранспорта, разворотная площадка и освещение. Вокруг места (площадки) накопления ТКО высаживаются зеленые насаждения. (п.18.4.2.)
Расстояние от места (площадки) накопления ТКО до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
На территории частных домовладений места расположения контейнеров должны определяться самими домовладельцами. (п.18.4.3.)
Согласно п. 18.4.12.2. Правил благоустройства, места (площадки) накопления ТКО должны быть предусмотрены в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться коммунальные отходы.
В соответствии с п.18.10. Правил благоустройства, организация мест (площадок) накопления ТКО на территориях гаражных обществ и садоводческих товариществ должна осуществляться за счет средств общества (товарищества). Вывоз ТКО с основных территорий, из контейнеров садовых товариществ и гаражных обществ осуществляется по договору с региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области.
В соответствии с п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч.4 указанных Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
По результатам рассмотрения указанной заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. (п.7)
В соответствии с п.4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основе анализа приведенных положений в их совокупности, суд приходит к выводу, что место (площадка) накопления ТКО должно быть предусмотрено на территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, к которым относится истец. Данное требование имело место как в 2009 году, так и действует в настоящее время, с учетом новых положений закона.
Оснований полагать, что на органе местного самоуправления лежит обязанность по созданию и содержанию места (площадки) накопления ТКО для ТСН, не имеется, поскольку такая обязанность в силу закона лежит на самом ТСН.
Доводы о том, что на территории общего пользования ТСН «Морское» отсутствует возможность размещения места (площадки) накопления ТКО с соблюдением предусмотренных санитарными требованиями расстояний, суд полагает не состоятельными.
Представленное техническое заключение 022э-03/2021, выполненное ООО «Стандарт оценка», не является бесспорным доказательством отсутствия в ТСН «Морское» такой возможности. Из данного заключения не следует, что в его подготовке принимал участие кадастровый инженер, согласно фотографиям №№ 5, 6 изменения происходили от двух существующих ограждений, в каких точках земельного участка с КН № были произведены данные изменения не известно, в связи с чем вызывает сомнение точность произведенных измерений относительно месторасположения границ земельного участка.
Кроме того, как указано выше, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, расстояния от места (площадки) накопления ТКО до индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок может быть сокращено на 25 % по результатам оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также до 8 м в случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для возложения на администрацию МО «Зеленоградский городской округ» обязанности обустроить (предоставить) для садоводов ТСН «Морское» площадку для накопления ТКО и установить на ней мусорные контейнеры, не имеется, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ТСН «Морское» - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 16 декабря 2021 года.
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2021 года.
Копия верна, подпись -
Председательствующий судья - Е.С. Безруких