№2-2179/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2021 года
Батайский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Акименко Н.Н.,
при секретаре Пузенко Т.А.,
с участием адвоката Колесникова А.С.,
с участием Деркуновой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Гербер <данные изъяты> к Кондрашовой <данные изъяты> об установлении факта принятия наследства, признании частично недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, о признании права собственности на 1/8 долю жилого дома и земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилась Гербер Ю.В. с иском к Кондрашовой О.В. об установлении факта принятия наследства, признании частично недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, о признании права собственности на 1/8 долю жилого дома и земельного участка. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Кондрашов В.А.. После его смерти открылось наследство - жилой дом площадью 35,5 кв.м. с кадастровым номером № и земельный участок площадью 501 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Истец узнала о смерти отца на следующий день, присутствовала на похоронах, каких-либо вещей отца не забирала в виду их отсутствия, взяла только несколько семейных фотографий. Правовые документы Кондрашова В.А. на принадлежащее ему имущество надлежащим образом оформлены не были, поэтому между наследниками имелась договоренность об обращении в нотариальную палату по мере оформления документов. В настоящее время истцу стало известно, что право на жилой дом площадью 35,5 кв.м. с кадастровым номером № и земельный участок площадью 501 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> зарегистрировала за собой мать и супруга умершего Кондрашова О.В.. При указанных обстоятельствах истец просит признать недействительным в 1/8 части свидетельство о праве на наследство по закону, выданное на имя Кондрашовой О.В., установить факт принятия ею наследства отца Кондрашова В.А., признать за ней право собственности на 1/8 долю в наследственном имуществе - жилом доме площадью 35,5 кв.м. с кадастровым номером № и земельном участке площадью 501 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Истец Гербер Ю.В. в судебное заседание не явилась, была уведомлена о дне и времени судебного заседания. Представитель истца, действующий по доверенности, Колесников А.С. просил суд исковое заявление удовлетворить.
Кондрашова О.В. в судебное заседание не явилась, была уведомлена о дне и времени судебного заседания. Представитель ответчика, действующий по доверенности, Деркунова С.И. просила суд исковые требования оставить без удовлетворения.
Нотариус Батайского нотариального округа Пономарева Н.П. в судебное заседание не явилась, уведомлялась судом о дне и времени рассмотрения дела.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, свидетелей, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Так, абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 и ст. 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений ст. 1153 ГК РФ наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ и разъяснениям, изложенным в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9, юридически значимым обстоятельством для установления факта принятия наследства является совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства; непременным условием признания фактического принятия наследства является совершение действий именно с целью принятия наследства, то есть ради приобретения этого имущества.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом площадью 35,5 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находился в собственности Кондрашовой М.Т.. После ее смерти ДД.ММ.ГГГГ наследство фактически принял сын Кондрашов В.А., однако, свои права на указанное имущество в установленном порядке он не зарегистрировал, и умер ДД.ММ.ГГГГ.
В нотариальной палате нотариуса Батайского нотариального округа Пономаревой Н.П. открыто наследственное дело № по заявлению супруги Кондрашовой О.В.. Иные наследники по закону дочь Сидоренко Е.В., сын Кондрашов Н.В., сын Кондрашов И.В., дочь Зинькова М.В. отказались от принятия наследства в пользу ответчика.
Истец Гербер Ю.В., состоящая с наследодателем в родственных отношениях как дочь, с заявлением о принятии наследства в нотариальную палату не обратилась.
Поскольку речь идет о фактическом принятии наследства, то в данном случае именно на Гербер Ю.В. лежит бремя доказывания факта совершения конкретных действий, направленных на приобретение наследства. Однако, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Доводы, изложенные в иске, о том, что Гербер Ю.В. участвовала в похоронах наследодателя, организовывала поминальный обед, передала денежные средства в счет организации похорон, - не имеют юридического значения, поскольку не свидетельствуют о принятии наследства.
Свидетель Кондрашов В.В., на показания которой ссылается истица в подтверждение факта принятия наследства, ничего не пояснил о принятии ею вещей ее отца. Показания о том, что истица приняла на хранение семейные фотографии, не подтверждают данный факт, поскольку в совершении данных действий не проявилось отношение Гербер Ю.В. к наследству как к собственному имуществу.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
То есть, осуществление похорон наследодателя закон не относит к действиям, направленным на принятие наследства.
Доводы истца о вступлении в права наследования при принятии части имущества Кондрашова В.А., в качестве которого она указала фотографии, так же отклоняются, поскольку перечисленные предметы нельзя отнести к объектам гражданских прав, упомянутых в статье 128 ГК РФ, и материальными ценностями они не являются, что прямо указано в п. 36 Постановления Пленума. Фотографии не могут быть отнесены к наследственной массе, поскольку относятся только к личности умершего Кондрашова В.А..
Также, сомнения вызывают и доводы истца о том, что данные фотографии она получила от ответчика после похорон отца. Опрошенный свидетель Зинькова М.В. пояснила, что между Гербер Ю.В. и Кондрашовой О.В. были конфликтные отношения, и после похорон они не общались, а фотографии, представленные истцом суду для обозрения, исчезли из семейного альбома задолго до смерти отца. Таким образом, распоряжение наследователя своим имуществом при жизни не подтверждает факт принятия наследства после его смерти.
Истцом не оспаривается тот факт, что в наследственном доме она не проживала, его содержание не осуществляла, таким образом, в отношении спорного имущества распорядительных действий не произвела.
Доказательства наличию уважительных причин, препятствующих своевременно обратиться в нотариальную палату с заявлением о принятии наследства отца, истец не предоставила.
Доводы о том, что совершению данного действия препятствовало отсутствие правоустанавливающих документов наследодателя, не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие документов о праве на наследственное имущество не является необходимым условиям для принятия нотариусом соответствующего заявления. Кроме того, из материалов наследственного дела следует, что никаких действий по оформлению прав Кондрашова В.А. ответчик не предпринимала.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Гербер Ю.В. наследство после смерти отца не приняла, соответственно, не вправе претендовать на долю в жилом доме и земельном участке по адресу: <адрес>.
Поскольку Гербер Ю.В не доказан факт принятия наследственного имущества, суд приходит к выводу о том, что и право собственности на него в порядке наследования у истца не возникло, в связи с чем, исковые требования подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Гербер <данные изъяты> к Кондрашовой <данные изъяты> об установлении факта принятия наследства, признании частично недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, о признании права собственности на 1/8 долю жилого дома и земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в мотивированной форме изготовлено 28 сентября 2021 года