Дело № 2-2269/2022
УИД 75RS0001-02-2022-002284-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2022 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
при секретаре Бабуевой А.Е.,
с участием представителя истца Бурштейна А.М., действующего на основании доверенности от 28.02.2022г., представителя ответчика и третьего лица Шишкина Е.В., действующего на основании доверенностей от 25.08.2021г. и от 08.06.2022г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пельменёва Сергея Анатольевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о признании заключения служебной проверки незаконным и его отмене,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском, просил признать заключение № служебной проверки по фактам нарушения должностными лицами Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю служебной дисциплины и требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное исполняющим обязанности начальника главного управления МЧС России по Забайкальскому краю полковником внутренней службы ФИО4 незаконным и отменить. В обоснование иска истец указал, что проверка проведена с множественными нарушениями законодательства, в соответствии не с тем нормативно-правовым актом, с которым должна проводиться, а именно проверка в отношении Пельменёва С.А. как лица, по мнению нанимателя совершившего коррупционное правонарушение должна была проводиться не в порядке Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, а в порядке Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку речь идет о совершении коррупционного правонарушения со стороны Пельменёва С.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бурштейн А.М. поддержал доводы иска, дополнительно представил возражения на отзыв ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Шишкин Е.В., действующий в интересах третьего лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании приказа №нс МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Пельменёв С.А. занимает должность заместителя начальника управления - начальник отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю.
Приговором Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, бывший начальник управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю ФИО7 осужден к лишению свободы в колонии общего режима сроком на три года шесть месяцев за совершение преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159 и частью 2 статьи 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации, совершенных в отношении ряда сотрудников учреждения. Данное лицо уволено из МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ по отрицательным основаниям - в связи с осуждением за преступление. Текст приговора поступил в адрес Главного управления ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом отдела административной работы на документе о регистрации в журнале учета входящих документов Главного управления.
В соответствии со служебным письмом главного специалиста отдела противодействия коррупции Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю полковника внутренней службы ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом указанного приговора Центрального районного суда г. Читы от 05.10.2021г., приказом руководителя Главного управления МЧС по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Пельменёва С.А. назначена служебная проверка по факту нарушения должностными лицами Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю служебной дисциплины и требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
С приказом истец Пельменёв С.А. ознакомлен под роспись.
Проведение указанной проверки было поручено комиссии учреждения из числа сотрудников отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных правонарушений, управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления, юридического отдела, с привлечением специалиста собственной безопасности.
О проведении проверки Пельменёву С.А. вручено письменное уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснены его права и обязанности и предложено представить письменное объяснение по вопросам, изложенным в опросном листе.
При проведении служебной проверки истцом Пельменёвым С.А. даны объяснения.
По результатам служебной проверки, с учетом периода отсутствия сотрудника на службе по причине нахождения в очередном ежегодном отпуске за 2021 год, ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника Главного управления полковником внутренней службы ФИО4 утверждено заключение по результатам служебной проверки №. Комиссией установлен факт совершения заместителем начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю полковником внутренней службы Пельменёвым С.А. грубого нарушения служебной дисциплины и коррупционного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в сокрытии сотрудником факта обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, предложено рассмотреть вопрос о направлении материалов служебной проверки на рассмотрение аттестационной комиссии Главного управления по соблюдению требований к служебному поведению военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС и урегулированию конфликта интересов, с учетом наличия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, характера и тяжести допущенного сотрудником нарушения, а также начальнику управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления подготовить доклад о результатах служебной проверки и представить на рассмотрение начальнику Главного управления до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из оспариваемого заключения, в ходе проверки изучены материалы уголовного дела в отношении ФИО7, запрошены копии протоколов допроса и очной ставки в отношении С.А. Пельменёва. Анализ указанных документов показал, что сотрудником в нарушение установленных требований не выполнена безусловная обязанность по незамедлительному уведомлению начальника Главного управления или правоохранительных органов о факте его склонения к совершению коррупционного правонарушения.
С заключением Пельменёв С.А. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, урегулированы специальным законом - Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник федеральной противопожарной службы должен соблюдать установленные данным федеральным законом и другими федеральными законами ограничения и запреты, связанные с прохождением федеральной государственной службы.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ) на сотрудника ФПС ГПС распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Таким образом, соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является обязательным для сотрудников федеральной противопожарной службы.
Согласно п. 1 и п. 12 части 2 статьи 48 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ, несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, а равно сокрытие сотрудником факта обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником ФПС ГПС.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ сотрудник ФПС ГПС обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами, на сотрудника налагаются взыскания, предусмотренные статьей 49 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом N 141-ФЗ, на сотрудника федеральной противопожарной службы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Федеральный закон N 79-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 18 Федерального закона N 79-ФЗ, государственный гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; 6) увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.
Согласно части 5 статьи 52 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Взыскания, предусмотренные статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего федерального закона. Таким образом, проведение служебной проверки с целью подтверждения наличия или отсутствия фактов нарушения сотрудником установленных ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ, является обязательным.
Аналогичные основания установлены пунктом 2 Порядка проведения служебной проверки в системе МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 17 октября 2016 г. №550 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", которым установлено, что служебная проверка проводится по решению Министра МЧС России, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра, начальника (руководителя) подразделения МЧС России (заместителя), наделенного правом наложения дисциплинарных взысканий при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения им ограничения, нарушения запрета или несоблюдения обязанности, связанных со службой в ФПС ГПС.
Согласно пункта 2 Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего МЧС России к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений, утвержденного приказом МЧС РФ от 2 июля 2010 г. № 314 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений", федеральный государственный служащий МЧС России при обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений незамедлительно представляет письменное уведомление о факте обращения в целях склонения федерального государственного служащего МЧС России к совершению коррупционных правонарушений (далее - уведомление) на имя представителя нанимателя. Согласно пункту 1 указанного порядка, действие настоящего приказа распространяется на сотрудников ФПС ГПС.
Информация о совершении Пельменёвым С.А. антикоррупционного законодательства, ряда других нормативно-правовых актов поступила начальнику Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного письма главного специалиста отдела противодействия коррупции Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю полковника внутренней службы ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, с этой даты подлежит исчислению срок проведения служебной проверки в отношении Пельменёва С.А.
Доказательств того, что в адрес начальника Главного управления письменное уведомление от полковника внутренней службы Пельменёва С.А. о факте его склонения к совершению коррупционного правонарушения до ДД.ММ.ГГГГ не поступало, в журнале регистрации уведомлений кадрового подразделения не зарегистрировано. Согласно представленных письменных объяснений Пельменёва С.А., указанным сотрудником до момента передачи денежных средств в адрес руководителя Главного управления или в адрес правоохранительных органов уведомление о факте его склонения к совершению коррупционного правонарушения не подавалось ни в устной, ни в письменной форме. Доказательств, подтверждающих основания для проведения служебной проверки в отношении Пельменёва С.А. ранее указанной даты по иным основаниям, указанным в п. 11 Приказа МЧС РФ №550, суду не представлено.
Доводы истца о том, что он признан потерпевшим по уголовному делу в отношении ФИО7 и освобожден от привлечения к уголовной ответственности не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о соблюдении (либо несоблюдении) указанным должностным лицом обязанности по уведомлению руководителя Главного управления или правоохранительных органов о факте его склонения к совершению коррупционного правонарушения.
Доводы административного истца о незаконном проведении в отношении Пельменёва С.А. служебной проверки в порядке, предусмотренном приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, являются несостоятельными, так как служебное расследование по факту несоблюдения Пельменёвым С.А. требований к служебному поведению производилось в соответствии с положениями статей 14, 48, 49, 50, 52 и 53 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ, с учетом Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и приказом МЧС России от 17 октября 2016 г. №550, что следует из оспариваемого заключения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных Пельменёвым С.А. требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Пельмёневу Сергею Анатольевичу к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о признании заключения служебной проверки незаконным и его отмене - отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья С.Ю. Епифанцева
Решение суда в окончательной форме принято 21.06.2022 года.