Решение по делу № 2-41/2024 (2-2753/2023;) от 11.08.2023

УИД 34RS001-01-2023-00316692

Дело № 2-41/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                 16 января 2024 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горочкиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибирцевой ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Сибирцева ФИО7 обратилась в суд с иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит признать незаконным решение ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, обязать ОСФР по Волгоградской области включить ей в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов школы № <адрес> Республики Узбекистан, а также со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя НОУ «OLTIN QANOT» <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов МОУ СШ <адрес>, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска Сибирцева ФИО7 указала, что обратилась в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в связи с выработкой необходимого специального стажа. Однако оспариваемым решением пенсионного органа в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия 25 лет специального стража, требуемого для определения права на досрочную пенсию по старости по заявленному основанию.

Полагает принятое по её обращению решение пенсионного органа в части невключения в специальный стаж вышеуказанных спорных периодов работы незаконным, поскольку оно основано на неправильной оценке её трудовой деятельности и неверном применении норм пенсионного законодательства, что нарушает её конституционное право на пенсионное обеспечение.

В судебное заседание истец Сибирцева ФИО7 будучи надлежаще извещенной, не явилась, воспользовавшись правом на ведение гражданского дела в суде через представителя.

Представитель истца Андреев ФИО13. иск поддержал, приведя вышеуказанное обоснование.

Представитель ответчика Андреева ФИО14 возражала по заявленным требованиям и просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Сибирцева ФИО7 обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации». При оценке ее пенсионных прав установлено, что она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, а потому периоды трудовой деятельности позднее указанной даты подлежат оценке на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Общая продолжительность льготного стажа истцу определена в количестве 5 лет 8 месяцев 23 дней, что послужило основанием для вынесения отказного решения. Оснований для отнесения к льготному стажу периодов работы истца в должности учителя начальных классов школы № <адрес> у пенсионного органа не имелось, ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ из Агентства «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистана до настоящего времени в адрес ОСФР по <адрес> не поступил, тогда как иных доказательств для отнесения данной работы к специальному стажу пенсионному органу представлено не было. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя НОУ «OLTIN QANOT» <адрес> также не может быть включен в специальный стаж, поскольку справка, уточняющая характер работы, истцом не представлена, а из имеющихся документов невозможно установить тип и вид учреждения для его соотнесения с льготными Списками учреждений. Более того, следует учесть, что должность «преподаватель» льготными Списками должностей не предусмотрена, что исключает возможность отнесения работы в такой должности в специальный стаж. Правовая оценка трудовой деятельности истца позднее ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом не давалась и во включении в специальный стаж этих периодов истцу не отказывало. В случае внесения работодателем соответствующих сведений на ИЛС истца препятствий к включению в льготный стаж периодов работы истца в 2022-2023 г. у пенсионного органа не будет. Также просила учесть, что в случае отнесения спорных периодов работы истца в должности учителя начальных классов школы № <адрес> к специальному стажу выслуга 25 лет педагогического стажа у истца может быть определена не ранее чем ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом отложенного права на установление пенсии право на назначение пенсии у Сибирцевой ФИО7 возникнет лишь в январе 2028 года. Указанное дает основание для признания оспариваемого истцом решения ОПФР по <адрес> законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

    В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.

С 01.01.2015 установление и выплата пенсий регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ).

По общему правилу, установленному ст. 8 настоящего Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, то есть не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г., применяются утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (далее - Список N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В целях определения права на страховую пенсию по старости по данному основанию в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом нестраховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.

Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из государств – участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, в том числе Республики Узбекистан, вплоть до 01 января 2023 года, то есть до вступления в действие Федерального закона от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», осуществлялось в порядке, предусмотренном Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Исходя из содержания ст. 11 настоящего Соглашения во взаимосвязи с разъяснениями, приведенными в письме Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 за № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., подлежат принятию на территории государств - участников Содружества без легализации, тогда как выданные позднее указанной даты документы на государственных языках указанных государств принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями РФ.

Настоящее Соглашение денонсировано Российской Федерацией 30 июня 2022 года и утратило свою силу с 01 января 2023 года.

Согласно подп. «а, б» п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы); а также периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно п. 3 Правил, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, чем настоящие Правила, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Сибирцева ФИО7. рождена ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленной ей трудовой книжки , зарегистрирована в системе обязательного государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Сибирцева ФИО7 обратилась в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в установлении досрочной страховой пенсии по старости Сибирцевой ФИО7 отказано по мотиву ненаступления у неё ко дню обращения права на установление досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Указанным решением истцу зачтено в качестве специального стажа 5 лет 08 месяцев 23 дня, а именно период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов МОУ СШ г. Волгограда, и в числе прочего не включены в специальный стаж следующие периоды трудовой деятельности периоды работы в должности учителя начальных классов школы № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивом для исключения указанных выше периодов трудовой деятельности из специального стажа послужило отсутствие в распоряжении пенсионного органа документального подтверждения уплаты истцом за эти периоды страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение на территории Республики Узбекистан, а также отсутствие подтвержденных компетентным органом Республики Узбекистан сведений о стаже, о размере заработной платы, об отвлечениях, не подлежащих включения в стаж: курсы повышения квалификации, учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы.

Оценка трудовой деятельности Сибирцевой ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя НОУ «OLTIN QANOT» <адрес> в решении ОПФР по Волгоградской области не приведена, при том что неоспоримо, что указанный период в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитан не был.

    Будучи несогласной с приведенной в указанном решении пенсионного органа оценкой своих пенсионных прав, Сибирцева ФИО7 обратилась за судебной защитой нарушенных прав.Находя иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части требований, касающихся заявленных периодов работы в должности учителя начальных классов школы № <адрес>, суд соглашается с доводами истца о неверной оценке данных периодов трудовой деятельности пенсионным органом.

Порядок установления страховых пенсий регулируется положениями ст. 21 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6 настоящей статьи закона перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7).

Согласно ч. 8 настоящей статьи закона иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Согласно ч. 8.1 настоящей статьи закона орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.

В силу ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно ч. 3 ст. 22 настоящего Федерального закона, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 8 настоящей статьи Федерального закона в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – Правила № 546н).

Согласно подп. «г» п. 15 настоящих Правил при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных гражданином для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата подачи заявления, способ подачи заявления, дата приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления (для заявления о назначении страховой пенсии указывает срок представления документов, недостающих для подтверждения права на страховую пенсию), перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Согласно п. 18 Правил 546н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего:

а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;

г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;

ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу п. 19 настоящих Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из приведенного выше нормативного регулирования следует, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан принять решение по заявлению лица об установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении, а не только предоставленных заявителем.

При этом пенсионный орган не только не лишен возможности истребования дополнительной документации (информации) для принятия законного и обоснованного решения по обращению заявителя, но и обязан обеспечить сбор всех документов, необходимых для надлежащей оценки пенсионных прав заявителя, оказать содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств, а также запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Как установлено, при приеме документов и ко дню принятия оспариваемого истцом решения ОПФР по Волгоградской области в распоряжении последнего имелись архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Отделом методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного хозяйства Главного управления Народного образования Хокимията <адрес>, справка от ДД.ММ.ГГГГ за подписью директора и печатью школы № <адрес>, а также выписки из приказов о трудовой деятельности истца, иные справки, выданные компетентными органами Республики Узбекистан, которые объективно подтверждают факт работы Сибирцевой ФИО7 в вышеуказанном образовательном учреждении, размер ее заработка и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение на территории Республики Узбекистан, и не содержат между собой каких-либо противоречий.

Оснований для критической оценки данных документов у пенсионного органа не имелось, поскольку доказательств тому, что поименованные выше официальные документы выданы некомпетентными лицами либо содержат в себе недостоверную информацию, пенсионный орган ни ко дню принятия оспариваемого решения, ни к настоящему времени не располагал и не располагает.

Непоступление от компетентного органа Республики Узбекистана ответа на запрос пенсионного органа при имеющихся данных необходимым и достаточным основанием для исключения данных периодов работы из льготного стажа истца не являлось, поскольку достоверно установлено и не оспаривается стороной ответчика что занимаемая истцом должность учителя начальных классов и тип учреждения - образовательное учреждение предусмотрены соответствующими льготными Списками.

При имеющихся данных решение пенсионного органа об отказе в установлении Сибирцевой ФИО7. досрочной страховой пенсии по старости в соответствующей части по мотиву отсутствия сведений о работе и уплате страховых взносов в систему пенсионного обеспечения Республики Узбекистан нельзя признать отвечающим требованиям ст. 7, 39, 75 Конституции РФ, а также ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 19 Правил 546н, поскольку оно не соотносится с положениями указанным правовых норм и не отвечает принципам полноты, объективности и всесторонности оценки пенсионных прав Сибирцевой ФИО7 на дату подачи ей заявления.

Доводы ответчика, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку они основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном применении действующего законодательства.

Ссылка ответчика на отсутствие сведений по направленым межведомственным запросам в органы Республики Узбекистан не может быть принята во внимание, поскольку возникновение у пенсионного органа собственных затруднений в исполнении возложенных на него функций и задач в свете действующего законодательства не может негативным образом сказываться на заявителе и служить формальным основанием для принятия решения об отказе в установлении пенсии лишь по той причине, что им не получены должные сведения и документы.

Поскольку обжалуемое истцом решение пенсионного органа в рассматриваемой части не отвечает требованиям действующего пенсионного законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Сибирцевой ФИО7 на пенсионное обеспечение по возрасту, данное решение в этой части подлежит признанию незаконным с возложением на ответчика обязанности по включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в должности учителя начальных классов школы № <адрес> Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд не может согласиться с обоснованностью требований истца в части, касающейся оценки трудовой деятельности Сибирцевой ФИО7 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено, в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в НОУ «OLTIN QANOT» <адрес> Республики Узбекистан Сибирцева ФИО7 занимала должность преподавателя начальных классов, однако такая должность не предусмотрена льготными Списками должностей.

При этом из представленных истцом документальных сведений не представляется возможным установить тип и вид учреждения, что не позволяет отнести поименованную выше организацию к образовательным учреждениям.

В этой связи суд соглашается с доводами пенсионного органа о том, что данный период трудовой деятельности истца включению в педагогический специальный стаж не подлежит.

Как установлено, правовая оценка трудовой деятельности Сибирцевой ФИО7 позднее даты подачи ей заявления о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) ОПФР по Волгоградской области в оспариваемом решении не давалась.

Целью судебной защиты является восстановление нарушенного права. Действуя в пределах предоставленных полномочий, суд правомочен дать оценку законности и обоснованности оспариваемых истцом решений действий иди бездействия пенсионного органа, но не подменять собой данные органы власти.

В этой связи следует признать, что оснований для судебной защиты прав истца в части, касающейся оценки трудовых прав за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к настоящему времени не имеется, а потому следует признать отсутствующими основания для понуждения ответчика к включению поименованного выше периода работы истца в специальный педагогический стаж.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с приложением N 7 при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 данного Федерального закона в 2022 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению не ранее, чем через 48 месяцев после возникновения на нее права, то есть в 2026 году, а при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 данного Федерального закона в 2023 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению не ранее, чем через 60 месяцев после возникновения на нее права, то есть в 2028 году.

    Исходя из оценки специального стажа истца, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, выработка 25 лет соответствующего стажа у истца определяется в январе 2023 года, исходя из чего с учетом норм отложенного права выхода на пенсию в 2023 году на 60 месяцев право на назначение досрочной пенсии по старости у истца подлежит признанию возникшим не ранее, чем в январе 2028 года.

Поскольку ни ко дню обращения с заявлением о назначении пенсии, ни ко дню вынесения оспариваемого решения право на назначение пенсии у Сибирцевой ФИО7 не определилось, следует признать отсутствующими правовые основания для понуждения ответчика к назначению ей досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным признание незаконным решения ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии в части невключения Сибирцевой ФИО7 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности учителя начальных классов школы № <адрес> Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с возложением на ответчика обязанности по включению данных периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», отказав в удовлетворении остальной части иска.

Доводы сторон, входящие в противоречие с указанными выводами суда, признаются судом несостоятельными, поскольку они основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сибирцевой ФИО7 удовлетворить частично.

Признать решение ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии незаконным в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в должности учителя начальных классов школы № <адрес> Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области включить Сибирцевой ФИО7 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должности учителя начальных классов школы № <адрес> Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иска в части требований о признании полностью незаконным решения ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, понуждении ответчика к включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в должности преподавателя НОУ «OLTIN QANOT» <адрес> Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности учителя начальных классов МОУ СОШ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ Сибирцевой ФИО7 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 23 января 2024 года.

    Председательствующий                 Т.Ю. Болохонова

2-41/2024 (2-2753/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Сибирцева Марина Константиновна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Другие
Андреев александр Владимирович
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Болохонова Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
11.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2023Подготовка дела (собеседование)
05.10.2023Подготовка дела (собеседование)
05.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее