Решение по делу № 2а-234/2020 от 27.11.2020

Дело № 2А-234/2020

(УИД 52RS0049-01-2020-000406-92)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2020 г.                                          п. Сокольское

Сокольский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Садчиковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Икряниковой А.С.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в помещении Сокольского районного суда Нижегородской области административное дело № 2а-234/2020 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области к Назарову Владимиру Васильевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

    Административный истец обратился в суд с настоящим иском к Назарову В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. В обоснование искового требования Межрайонная ИФНС России № 5 по Нижегородской области указала, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе, является плательщиком транспортного налога. В связи с образовавшейся у ответчика задолженностью по налогам за налоговый период 2014 г. в 5.044 руб., ему были начислены пени на сумму задолженности в 40,23 руб. Несмотря на предъявленные требования, обязанность по уплате задолженности в установленные законом сроки Назаровым В.В. не исполнена, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности в размере 5.084,23 руб. Одновременно истец обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с названным заявлением. Причиной пропуска срока послужило, по мнению административного истца позднее выявление задолженности и большая загруженность сотрудников подразделения инспекции.

В судебное заседание надлежащим образом извещенный представитель административного истца не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

В судебное заседание надлежащим образом извещенный административный ответчик не явился, возражений либо письменной позиции от него в суд не поступало.

Дело рассмотрено в отсутствие должным образом извещенных сторон.

    Изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    В силу ст. 286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

    Судом установлено, что исковое заявление предъявлено руководителем Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области, наделенным правом действовать от имени и в интересах Управления Федеральной налоговой службы РФ и контролировать вопросы о полноте и своевременности уплаты налогов, с пропуском установленного законом срока.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

    В соответствии со ст. 12, 19, 23 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Свои обязанности по уплате обязательных платежей административный ответчик не исполнил, в связи с чем при имеющемся в собственности транспортных средствах (<ТС>), ответчик не уплатил транспортный налог за налоговый период 2014 г. пени по налоговому уведомлению от 25.07.2015 со сроком платежа до 01.10.2015 и не исполнил налоговое требование от 31.10.2015 № 44014 со сроком уплаты до 26.01.2016 на общую сумму налога в 5.044 руб. и пени в 126,96 руб. 04 коп., начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Взыскание обязательных платежей и санкций судом производится в порядке гл. 32 КАС РФ.

В материалы дела Межрайонная ИФНС России № 5 по Нижегородской области представила копии налогового уведомления с расчетом транспортного налога со сроком уплаты до 01.10.2015, а также требования по состоянию на 26.01.2016 об уплате задолженности по пени в срок до 05.04.2017.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, ст. 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. По настоящему делу материалы дела не содержат сведений об обращении налогового органа с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа, в силу чего срок, установленный для обращения в суд, не прерывался на период реализации права на судебную защиту.

Анализ взаимосвязанных положений п. 1- 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней и штрафов.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно сведениям Назаров В.В. является владельцем транспортных средств и в силу закона плательщиком соответствующего налога. Соответствующие уведомления (требования) о сумме налога и сроках его уплаты ему направлялись своевременно. Однако, в установленные сроки им не уплачен налог, в связи с чем были начислены пени. Налоговый орган обратился с заявлением в суд о принудительном взыскании задолженности, которое поступило на рассмотрение 27.11.2020, т.е. по истечению установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с иском (по требованию от 31.10.2015 № 44014 со сроком уплаты до 26.01.2016).

В силу ч. 1 ст. 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в суд, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем, суд признает, что при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С заявлением о взыскании задолженности налоговый орган обратился за истечением срока обращения в суд. В суд не представлено доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока, загруженность работников инспекции не может учитываться как уважительная причина для пропуска срока обращения в суд с заявлением к плательщику налогов и взносов. Как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

При таких обстоятельствах, не имеется оснований для восстановления пропущенного срока, в силу чего требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 289-290, 292-294, ч. 8 ст. 219 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области к Назарову Владимиру Васильевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через Сокольский районный суд Нижегородской области.

Решение суда составлено в окончательной форме 18 декабря 2020 г.

Председательствующий                         Е.В. Садчикова

2а-234/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
межрайонная ИФНС №5 России по Нижегородской области
Ответчики
Назаров Владимир Васильевич
Суд
Сокольский районный суд Нижегородской области
Судья
Садчикова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
sokolsky.nnov.sudrf.ru
27.11.2020Регистрация административного искового заявления
27.11.2020Передача материалов судье
27.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.12.2020Предварительное судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее