Решение по делу № 2-1625/2024 от 15.04.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2024 года                                             г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Карпухиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулаковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1625/2024 по иску Филатовой Людмилы Ивановны, Огольцовой Татьяны Ивановны к Акционерному обществу «Областной Единый Расчетный Информационный Центр», Фонду капитального ремонта Тульской области о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт, об обязании произвести перерасчет задолженности с учетом применения общего срока исковой давности,

                                                          установил:

Филатова Л.И. и Огольцова Т.И обратились в суд с иском к Акционерному обществу «Областной Единый Расчетный Информационный Центр» о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт, об обязании произвести перерасчет задолженности с учетом применения общего срока исковой давности.

В обоснование исковых требований указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Ссылаются на то, что в ноябре 2023 года им поступил платежный документ об оплате услуг ЖКХ, где помимо постоянных начислений от АО «Тулатеплосеть», ООО «Хартия», появилась графа от Фонда капитального ремонта Тульской области, за взнос на капитальный ремонт, с наличием долга с октября 2014 г., на общую сумму 61 546 руб. 78 коп. Задолженности по иным коммунальным услугам не имеется.

Полагают, что данное начисление незаконно, ранее счета за капремонт не выставлялись, следовательно, у них отсутствовала возможность оплаты. Кроме того, полагают необоснованным начисление в данной ситуации пени, поскольку у них отсутствовала возможность узнать о долге, следовательно, оплатить задолженность.

Приводят положения ст. 196 ГК РФ согласно которой, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ, и указывают, что в данном случае срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Истечение трехлетнего срока исковой давности согласно абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ, является основанием к вынесению судом решения об отказе в требованиях ответчика.

Ссылаются на то, что исполнение обязательств согласно п. 3 ст. 319.1 ГК РФ и абз. 4 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», засчитывается только в тот период, по которому срок исковой давности не истек.

В связи с тем, что у принадлежащего им жилого помещения два собственника, следовательно, начисленния по оплате услуг ЖКХ должны быть распределены в две квитанции.

Кроме того, с 2018 года они являются инвалидами. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», людям с инвалидностью предоставляется компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 %. Так, текущая оплата за ноябрь 2023 г. истцами была произведена в срок на сумму 4 711 руб. 24 коп. С учетом оплаты в сумме 830 руб. 90 коп. за взнос на капремонт, однако никакой компенсации инвалидам до настоящего времени не произведено.

Считают, что ответчик не вправе применять внесудебные способы понуждения должника к исполнению обязательств, вследствие чего они вправе требовать пресечения действий, нарушающих их право или создающих угрозу нарушения прав (абз. 3 ст. 12 ГК РФ).

Пресечением таких действий является возложение на должника обязанности произвести корректный перерасчет задолженности путем исключения из нее задолженности на оплату взносов на капитальный ремонт за пределами сроков исковой давности.

30.11.2023 г. были направлены претензии в Фонд капитального ремонта Тульской области, Государственную жилищную инспекцию Тульской области, в Акционерное общество «Областной Единый Расчетный Информационный Центр», однако в удовлетворении их претензий было отказано.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В силу изложенного, просят суд признать незаконными действия Акционерного общества «Областной Единый Расчетный Информационный Центр» по начислению взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 г. по ноябрь 2023 г. в сумме 61 546 руб. 78 коп.

Обязать Акционерное общество «Областной Единый Расчетный Информационный Центр» сделать перерасчет взносов на капитальный ремонт, с учетом исключения из задолженности оплату взносов на капитальный ремонт за пределами срока исковой давности, разбивки оплаты по количеству собственности жилого помещения и применить к оставшейся задолженности рассрочку до 01.07.2024г.

Определением суда от 14.05.2024 г. в качестве соответчика привлечен Фонд капитального ремонта Тульской области.

Истцы Филатова Л.И. и Огольцова Т.И. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта Тульской области по доверенности Лёвкин Е.Е. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указал на то, что согласно сложившейся судебной практики, обязанность по внесению платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому не предоставление платежных документов не освобождает должника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему на праве собственности имущества. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Акционерного общества «Областной единый информационно-расчетный центр» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что Акционерное общество «Областной единый информационно-расчетный центр» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не оказывает услуги в сфере ЖКХ, не является специализированной управляющей компанией, а только формирует единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг на основании данных, предоставляемых поставщиками услуг, договорных отношений с физическими лицами не имеет. Просил о рассмотрении дела без его участия.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.

Выслушав представителя истцов Филатовой Л.И. и Огольцовой Т.И. по доверенности Огольцову М.В., изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, Филатова Л.И. и Огольцова Т.И. являются собственниками жилого помещения, по ? доли каждая, по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Собственник помещения в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с частью 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридически лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Имущество регионального оператора формируется за счет платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 2 части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в таких домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Как разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением правительства Тульской области от 30.12.2013 г. № 840 утверждена Региональная программа капитального ремонта Тульской области, которая вступила в силу со дня опубликования (в издании «Тульские известия» № 5 16.01.2014г., приложение к программе было опубликовано в издании «Тульские известия» № 9 от 23.01.2014 г.).

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на основании Правительства Тульской области от 30.12.2013 г. № 840 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Соответственно, с 01.10.2014г., с учетом ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, у собственников помещений данного жилого дома возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Частью 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

           Обязанность ответчика по внесению спорных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому не выставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности. Внесение платы за содержание общего имущества многоквартирного дома является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме, в связи с чем последний, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к истцу за соответствующими платежными документами (Определение Верховного Суда Российской Федерации Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 303-ЭС19-3457).

То обстоятельство, что собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не получали квитанций с расчетом платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не отменяет в силу закона, обязанность производить уплату таких платежей.

В исковом заявлении истцами заявлено о неправомерности действий ответчика по начислению взносов на капитальный ремонт за период, превышающий трехлетний срок исковой давности, о применении которого истцами заявлено суду.

Изложенные истцом доводы, по мнению суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Как установлено судом, задолженность в судебном порядке до настоящего времени с Филатовой Л.И. и Огольцовой Т.И. Фондом капитального ремонта не взыскивалась.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (п. 1 ст. 199 Гражданского кодекса российской Федерации).

Исковая давность согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса российской Федерации применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст.199абз. 2 п. 2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечению установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

В разъяснениях 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» определено, что общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ) применяется к спорам, по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и подлежит исчислению отдельно по каждому ежемесячному платежу (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ и п. 2 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, отражение задолженности за предыдущий период в платежных документах собственнику жилого помещения, не признается равнозначным обращению регионального оператора в суд за принудительным взысканием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, в рамках которого возможно применение судом по заявлению стороны в споре срока исковой давности.

Утверждения истца о том, что ранее чем за ноябрь 2023 г. в платежных документах задолженность по взносам на капитальный ремонт не выставлялась, и данная задолженность образовалась не по их вине, не могут послужить основанием для признания задолженности необоснованно начисленной.

Доводы, приведенные в исковом заявлении о том, что поскольку <адрес> принадлежит двум собственникам, следовательно, начисления по оплате жилищно-коммунальных услуг должны быть распределены в две квитанции, суд состоятельными не находит. Доказательств тому, что истцы заключили соглашение о разделе лицевого счета, либо имеется соответствующее решение суда, не представлено.

Не находит заслуживающим внимание и довод истцов о неправомерности действий по не выплате им, как инвалидам, компенсации на уплаченную сумму взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с Законом Тульской области от 28.04.2016 г. № 33-ЗТО «О предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области», действительно предусмотрена компенсация расходов на уплаты взноса на капитальный ремонт, в том числе проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста (достигших возраста, дающего право на страховую пенсию по старости) в соответствии с действующим законодательством, и получающим указанную пенсию, и (или) неработающих инвалидов I и (или) II группы, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50 %., либо достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере 100 %.

При этом указанная выше категория граждан имеет право на меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленными иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тульской области. Им предоставляется право выбора – либо предоставление предлагаемой законом компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, либо предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Оформление таких мер социальной поддержки предполагается в Отделе социальной защиты населения Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области».

Таким образом, обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме, а затем, если собственник жилого помещения относится к категории граждан, указанных в Законе Тульской области от 28.04.2016 г. № 33-ЗТО «О предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области» и оформил в установленном порядке меру социальной поддержки, ему предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Одновременно, суд полагает необходимым учесть, что Акционерное общество «Областной единый информационно-расчетный центр» не оказывает услуги в сфере ЖКХ, не является специализированной управляющей компанией, а только формирует единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг на основании данных, предоставляемых поставщиками услуг, поэтому не может являться надлежащим ответчиком по делу.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Филатовой Л.И. и Огольцовой Т.И., в связи с этим, суд считает возможным в удовлетворении этих требований – отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Филатовой Людмилы Ивановны, Огольцовой Татьяны Ивановны к Акционерному обществу «Областной Единый Расчетный Информационный Центр», Фонду капитального ремонта Тульской области о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт, об обязании произвести перерасчет задолженности с учетом применения общего срока исковой давности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 14.06.2024 г.

Председательствующий -

2-1625/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Огольцова Татьяна Ивановна
Филатова Людмила Ивановна
Ответчики
Фонд капитального ремонта Тульской области
АО "ОЕИРЦ"
Другие
Огольцова Марина Валерьевна
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Карпухина Анна Александровна
Дело на сайте суда
centralny.tula.sudrf.ru
15.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2024Передача материалов судье
19.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2024Предварительное судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Дело оформлено
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее