дело № 2-378/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 июля 2024 года Агрызский районный суд РТ в составе:
председательствующего судьи Ризвановой Л.А.,
с участием помощника прокурора Агрызского района РТ Галимарданова И.Х., представителя ответчика Исполнительного комитета Новобизякинского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан Салихова М.С.,
при секретаре Парфеновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Агрызского района Республики Татарстан к Исполнительному комитету Новобизякинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ об обязании привести вход в здание исполнительного комитета в соответствие с предъявляемыми требованиями,
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением в приведенной формулировке, мотивировав требования тем, что проведен анализ соблюдения требований федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов прав инвалидов органами местного самоуправления Агрызского муниципального района Республики Татарстан, в том числе в деятельности исполнительного комитета Новобизякинского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе проведенного анализа установлено, что вход в здание исполнительного комитета Новобизякинского сельского поселения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Агрызский район, с. Янга-Аул, ул. Молодежная, д. 1А не соответствует предъявляемым требованиям, так как пандус не соответствует предъявляемым требованиям по углу наклона, а также отсутствуют ограждения с поручнями.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами прокурор просил обязать исполнительный комитет Новобизякинского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан привести вход в здание исполнительного комитета Новобизякинского сельского поселения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Агрызский район, с. Янга-Аул, ул. Молодежная, д. 1 «а» в соответствие с предъявляемыми требованиями Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 904/пр от 30.12.2020 года в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Агрызского района РТ Галимарданов И.Х. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – руководитель ИК Новобизякинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ Салихов М.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав мнение прокурора, ответчика, изучив представленные суду документы, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации РФ охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу п. 1, 3 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» установлены приоритеты и цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006 года (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии с п. 3.13 Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – Свода правил СП 59.13330.2020) к маломобильным группам населения относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.
Согласно п. 6.1.1 Свода правил СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом п.8.1.7 Свода правил СП 59.13330.2020.
В соответствии с п. 8.1.7 Свода правил СП 59.13330.2020 при проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от уровня пола; при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от уровня пола.
Пунктами 6.2.8 и 6.2.4 Свода правил СП 59.13330.2020 установлено, что при перепаде высот пола в здании или сооружении, а также при входе в них, следует предусматривать пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения, которые должны быть с противоскользящим покрытием. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.
В судебном заседании установлено, что вход в здание исполнительного комитета Новобизякинского сельского поселения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Агрызский район, с. Янга-Аул, ул. Молодежная, д. 1А не соответствует предъявляемым требованиям, так как пандус не соответствует предъявляемым требованиям по углу наклона, а также отсутствуют ограждения с поручнями.
Неисполнение требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов существенным образом нарушает права инвалидов (учащихся, родственников, посетителей) на доступ к учреждениям, осуществляющим деятельность в области образования.
На основании ст.ст. 15 и 76 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Агрызского района Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать исполнительный комитет Новобизякинского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан привести вход в здание исполнительного комитета Новобизякинского сельского поселения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Агрызский район, с. Янга-Аул, ул. Молодежная, д. 1 «а» в соответствие с предъявляемыми требованиями Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 904/пр от 30.12.2020 года в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Агрызский районный суд РТ.
Судья Ризванова Л.А.
Мотивированное решение составлено 01 июля 2024 года