ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2838/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
14 февраля 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И.,
судей Гаиткуловой Ф.С., Мирсаяпова А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи с Советским районным судом г. Казани Республики Татарстан кассационную жалобу ООО "Энергоресурс" на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2021 г. по гражданскому делу № 2-76/2021 по заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора к ООО "Энергоресурс" о возложении обязанности привести качество сточных вод в соответствие до требуемых нормативов,
заслушав доклад судьи Серебряковой О.И., объяснения представителя ООО "Энергоресурс" – Исламгалеевой Д.Р., действующей на основании доверенности от 8 июня 2021 г., старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сальникова А.А., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к ООО «Энергоресурс» о возложении обязанности привести качество сточных вод в соответствие до требуемых нормативов.
Требования мотивированы тем, что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению жителей <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при организации водоотведения с жилого комплекса «Царева».
В 2018 г. Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой при проведении проверки установлено, что коммунальное обслуживание ЖК «Царева» в части водоснабжения и канализации осуществляет ООО «Энергоресурс».
Загрязненные производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды жилого комплекса проходят очистку на БОС (биологические очистные сооружения). Сброс сточных вод после очистных сооружений организацией осуществляется в реку Шемелка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протоколу анализа воды № от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение нормативов ПДКрх: по аммонию - в 57,6 раза; по нитритам в 37,5 раза; по фосфатам в 57,6 раза; по ХПК - в 4,4 раза; по судбфатам - в 2 раза; фенолу - в 7,5 раза; по цинку - в 17 раз; по марганцу - в 1,31 раза.
По результатам проверки прокуратурой в адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений норм природоохранного законодательства, рассмотрев которое запущена вторая очередь очистных сооружений.
Однако после проведенной проверки в 2020 г. было установлено, что качество сбрасываемой с очистных сооружений сточной воды в реку Шемелка не соответствует экологическим требованиям.
Согласно протоколу результатов химического анализа проб сточной воды, отобранной с места сброса очистных сооружений в реку Шемелка (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) выявлены превышения ПДК загрязняющих веществ, а именно: по фосфатам в 15,85 раза; по аммоний иону - в 16,2 раза; по нитритам - в 8,5 раза; по цинку - в 2,4 раза; по марганцу - в 2,6 раза.
Таким образом, по мнению прокурора, организация не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды и не принимает достаточных мер по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ в реку Шемелка, что является нарушением природоохранного законодательства.
В связи с изложенным, прокурор просил суд обязать ООО «Энергоресурс» в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева», в водный объект река Шемелка до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточной воды.
Решением Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 февраля 2021 г. заявление Татарского природоохранного межрайонного прокурора к ООО "Энергоресурс" о возложении обязанности привести качество сточных вод в соответствие до требуемых нормативов, удовлетворено.
Суд возложил на ООО "Энергоресурс" обязанность довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект р. Шемелка до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качество сточной воды, в течении двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2021 г. решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
ООО "Энергоресурс" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2021 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции, проводимого в соответствии со статьей 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с использованием видео-конференц-связи при содействии Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан представитель ООО "Энергоресурс" – Исламгалеева Д.Р. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме, просила обжалуемые судебные постановления отменить, кассационную жалобу – удовлетворить.
В заседании суда кассационной инстанции старший прокурор Сальников А.А. с кассационной жалобой не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ООО «Энергоресурс» осуществляет коммунальное обслуживание ЖК «Царево Вилладж» в части водоснабжения и канализирования. Основными видами деятельности общества являются в том числе забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод, также осуществляется лицензированная деятельность по использованию участков недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Производственная деятельность предприятия, связанная с выбросами загрязняющих веществ в сточные воды, осуществляется, в том числе, в <адрес>.
Решением № Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энергоресурс» предоставлено в пользование водный объект <адрес>
Данным решением установлены условия пользования водным объектом. Подпунктом 10 пункта 2.3 решения определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах организации, подпунктом 14 пункта 2.3 определены требования (ПДК рыбохозяйственного назначения), которым должна соответствовать вода в реке Шемелка в месте сброса с очистных сооружений.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан ООО «Энергоресурс» выдано разрешение № на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в период с 18 августа 2016 г. по 2 августа 2021 г., согласно перечню и количеству загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.
21 декабря 2018 г. исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в отношении объекта капитального строительства выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию «Очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации с наружными сетями хозяйственно-бытовой канализации в жилом комплексе «Усадьба Царево» 2 этап, в том числе: аэротенк № на 950 куб.м/сут, регулирующий резервуар.
Согласно акту № экологического обследования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе государственного экологического мониторинга территории <адрес> произведен параллельный инструментальный отбор проб сточной воды на входе <адрес> а также отбор проб сточной воды из последнего колодца на территории <адрес>
При проверке соответствия сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект <адрес>, производилось сопоставление требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ с нормативами предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбнохозяйственного значения. В результате было установлено, что выбросы загрязняющих веществ по указанным нормативам, выше нормативов, предусмотренных в приложении к разрешению № на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданному ответчику.
Установлено, что согласно протоколу № отбора проб сточных вод из оголовка бетонной трубы с БОС «Усадьба Царево» (сброс в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в результате экологического обследования состояния территории сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Центральным территориальным управлением, в присутствии директора ООО «Энергоресурс», сбрасываемые с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект <адрес> отходы, по нитритам, сульфатам, фосфатам ион (по Р) превышают нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения. При этом пробы сточных вод выше трубы на 500 метров отклонений от нормативов по сульфатам, фосфатам и цинку не содержат.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что превышение содержания загрязняющих веществ, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект <адрес> ответчиком (по ряду компонентов) над нормативами, установленными для юридического лица решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, разрешению № № на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданному ответчику, выявленные 28 января 2021 года и 14 декабря 2018 г., являются нарушением действующего природоохранного законодательства. В этой связи суд возложил на ООО «Энергоресурс» обязанность довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект <адрес>, до нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качество сточной воды, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что система очистки сточных вод не обеспечивает очистку этих вод до установленных нормативов, что является нарушением положений статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, обязывающего собственника или водопользователя содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Несоблюдение предельно допустимых концентраций химических веществ сброса сточных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ООО «Энергоресурс» об отсутствии аккредитации лаборатории Министерства экологии и природных исследований Республики Татарстан и оспаривания в связи с этим проведенных исследований, суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 325 от 6 июля 2005 г., Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление и реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан.
В систему управления Министерства входят территориальные управления, в том числе специализированная инспекция аналитического контроля, деятельность которых связана с реализацией природоохранных функций.
Согласно пунктам 3.3, 3.3.1, 3.3.2 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного Постановлением КМ РТ от 6 июля 2005 г. № 325 (ред. от 6 сентября 2021 г.) «Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан», министерство в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения осуществляет следующие полномочия: проводит отбор, исследования (испытания), измерения проб объектов окружающей среды и источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках осуществления надзорных мероприятий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; осуществляет региональный государственный экологический надзор за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации: 1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации); 2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю; 3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности: а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений; б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве», Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Учитывая то, что органы государственной власти не входят в перечень участников национальной системы аккредитации отсутствие у специализированной инспекции аналитического контроля, входящей в систему управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, аттестата аккредитации не может ставить под сомнение достоверность результатов проведенных исследований.
Доводы жалобы о нарушениях взятия проб со ссылкой на результаты исследования лаборатории «Экомониторинг», несогласии с протоколами, отклонены судом апелляционной инстанцией, поскольку отборы проб были совершены квалифицированными специалистами с соблюдением соответствующих норм и правил. При этом результаты исследований были признаны судом допустимыми доказательствами, поскольку материалами дела установлено, что отбор проб и их исследование были произведены Центральной специализированной инспекцией аналитического контроля в установленном порядке, которая входит в систему управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление и реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о неисполнимости решения суда в связи с установлением срока его исполнения в два месяца и отсутствием в резолютивной части решения указания на конкретные мероприятия, надлежащие провести ответчику, суд апелляционной инстанции указал, что способ защиты нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект <адрес> до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качество сточной воды, не противоречит установленным статьями 10, 11, 12 Гражданским кодексом Российской Федерации пределам и способам защиты гражданских прав.
Согласно п. 91 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее - качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков.
Согласно статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одним из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, полагая, что они основаны на верном установлении фактических обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии аккредитации, о неисполнимости решения суда, являлись предметом проверки апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Энергоресурс" - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.И. Мирсаяпов