Дело № | 08 октября 2020 года |
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Орловой К.Е.,
при прокуроре ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к <адрес> Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к <адрес> Санкт-Петербурга с требованиями об обязании администрации <адрес> Санкт-Петербурга в 360-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с территории общего пользования по адресам: рядом с Орловским карьером, на <адрес> и <адрес> (координаты 60.037914, 30.269196; 60.037900, 30,269223; 60.037496, 30.270681); вдоль <адрес>, кадастровый №
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка по факту размещения отходов на территории общего пользования <адрес> по адресам: рядом с Орловским карьером, на <адрес> и <адрес> (координаты № вдоль <адрес>, кадастровый №. Установлено, что по указанным адресам на землях общего пользования несанкционированно размещены отходы производства и потребления (бой бетона, кирпича, коммунальные отходы, грунты и пр.). Указанный земельный участок находится в собственности <адрес>, договорными отношениями не обременен. Выявленные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц. (л.д. 3-7)
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил суду пояснения, в которых возражал против удовлетворения исковых требований, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 29).
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Поскольку ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, она предполагается экологически опасной, пока не доказано обратное. Невыполнение указанных требований экологического законодательства прямо нарушает права граждан, проживающих в близлежащих домах, находящихся на указанной территории, и других лиц на благоприятную среду обитания, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу положений части 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Кроме того, несанкционированный вывоз бытовых и строительных отходов является нарушением требований п.п. 3.1 и 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьями 44 и 45 Устава Санкт-Петербурга, статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 335-66 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Правительстве Санкт-Петербурга» Правительство Санкт-Петербурга формирует органы исполнительной власти и распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.1 Положения администрация района Санкт-Петербурга (далее Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4. Положения Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач п. п. 3.10.4‚ 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании п. 2.2 Приложения № к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки по факту размещения отходов на территории общего пользования <адрес> по адресам: рядом с Орловским карьером, на <адрес> и <адрес> (координаты № <адрес>, кадастровый №. Установлено, что по указанным адресам на землях общего пользования несанкционированно размещены отходы производства и потребления (бой бетона, кирпича, коммунальные отходы, грунты и пр.). (л.д. 15)
Таким образом, со стороны администрации <адрес> Санкт-Петербурга, выявлены нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Факт допущенных на названных объектах нарушений требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от ДД.ММ.ГГГГ в суде ответчиком признан.
В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность представлять доказательства возложена на лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что несоблюдение приведенных выше требований законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данные объекты, при этом отсутствуют доказательства устранения нарушений, суд признает иск обоснованным, в связи с чем, удовлетворяет его.
При определении срока исполнения решения суда суд принимает во внимание то, что ответчик был информирован о наличии данной несанкционированной свалки и должен был своевременно предпринять действия, направленные на ее ликвидацию. При таком положении, учитывая вредные последствия сохранения данной свалки, суд полагает возможным установить срок для исполнения 365 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать <адрес> Санкт-Петербурга в 365-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с территории общего пользования, по адресам: рядом с Орловским карьером, на <адрес> и <адрес> (координаты №); вдоль <адрес>, кадастровый №
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 06.11.2020