Решение по делу № 33-9347/2023 от 18.09.2023

Судья: Ульянова О.А.                                            УИД 42RS0013-01-2023-000988-67

Докладчик: Бычковская И.С.                                  Дело № 33-9347/2023 (2 – 583/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                                                                                      5 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего В.В.Казачкова,

судей Л.В.Вязниковой и И.С. Бычковской,

при секретаре М.А.Свининой,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С. Бычковской гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Ереминой О.С. на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 18 июля 2023 года по иску Зайченко Владимира Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, Отделу установления пенсии № 6 о включении периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛА:

Зайченко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (далее по тексту – ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу), Отделу установления пенсии № 6 о признании незаконным решения ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Отдела установления пенсии № 6 от 27 февраля 2023 г. в части отказа в включении в стаж периода с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. (6 лет 8 месяцев 28 дней) в колхозе «Сибирь», возложении обязанности включить в стаж работы период работы с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в колхозе «Сибирь», назначении досрочной пенсии по старости с 27 октября 2022 г.

           Требования мотивированы тем, что Зайченко В.В. 27 октября 2022 г. обратился в ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Отделом установления пенсии № 6 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости за отсутствием оснований для назначения пенсии по части 1 статьи 8 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ) поскольку у истца нет страхового стажа 42 года, требуемого для приобретения права на пенсию за длительный страховой стаж. Ответчиком не включен в подсчёт стажа, дающего право на досрочную пенсию за длительный период работы, спорный период, так как отсутствуют сведения о начислении заработной платы и уплате страховых взносов в ПФ РФ или приравненных к ним платежах.

            В судебном заседании Зайченко В.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился.

Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 18 июля 2023 года постановлено: исковые требования удовлетворить.

Признать решение ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Отдел установления пенсии № 6 от 27 февраля 2023 г. в части отказа во включении в стаж периода работы с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. (6 лет 8 месяцев 28 дней) в колхозе «Сибирь» незаконным.

     Возложить на ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Отдел установления пенсии № 6 обязанность включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию за длительный страховой стаж Зайченко Владимира Викторовича (паспорт серии ), период работы в колхозе «Сибирь» с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. (6 лет 8 месяцев 28 дней).

Возложить на ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Отдел установления пенсии № 6 обязанность назначить и выплачивать Зайченко Владимиру Викторовичу досрочную пенсию за длительный страховой стаж с 27 октября 2022 г.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Еремина О.С., действующая на основании доверенности, просит решение отменить. Ссылается на доводы, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения пенсионного органа, и указывает, что в суд, как и в пенсионный орган не были представлены доказательства уплаты страховых взносов в спорный период.

На апелляционную жалобу истцом принесены письменные возражения.

В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему:

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10 февраля 2023 г. Зайченко В.В. обратился в ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.

Решением ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Отдела установления пенсий № 6 от 27 февраля 2023 г. Зайченко В.В. отказано в назначении пенсии по старости по пункту 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку Зайченко В.В. не имеет страхового стажа 42 года, требуемого для приобретения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж. На дату обращения за пенсией стаж для приобретения права на досрочный выход на пенсию составил 35 лет 8 месяцев 25 дней. Не включен в подсчет стажа, дающего право на досрочную пенсию за длительный страховой стаж, в том числе, оспариваемый истцом период работы с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. (6 лет 8 месяцев 28 дней) в колхозе «Сибирь», так как отсутствуют сведения о начислении заработной платы и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или приравненных к ним платежей. В представленной трудовой книжке колхозника сведения о трудовом участии заявителя отсутствуют. Согласно архивной справке администрации Баевского района Алтайского края от 18 января 2022 г. № З – 7 документы по заработной плате работников колхоза «Сибирь» за 1991 – 1997 годы не сохранились (были уничтожены во время пожара).

Уничтожение в результате пожара приказов председателя колхоза «Сибирь» села Чуманка Баевского района Алтайского края по личному составе и по основной деятельности за 1990 год, лицевых счетов по заработной плате колхозников за 1990 – 1997 годы подтверждается архивной копией справки о пожаре в колхозе «Сибирь» от 5 апреля 2018 г. № 2-9-52-86, а также архивной копией акта о не обнаружении документов, пути розыска которых исчерпаны, от 29 августа 2003 г. № 1.

На имя Зайченко В.В. заведены две трудовые книжки. Дата заполнения первой – 22 октября 1979 г., в которой произведены записи об обучении и работе Зайченко В.В. до принятия его в члены колхоза, с последней датой записи 20 марта 1991 г.

Вторая трудовая книжка, именуемая трудовой книжкой колхозника, заполнена 13 июня 1991 г., с первой записью 3 апреля 1991 г. о принятии Зайченко В.В. в члены колхоза «Сибирь», откуда он был уволен в порядке перевода 10 апреля 2001 г. В названной трудовой книжке колхозника указаны следующие сведения о работе Зайченко В.В. в колхозе «Сибирь»: 3 апреля 1991 г. принят на должность бригадира полеводов; 10 августа 1993 г. переведен гл. агрономом: 18 сентября 1995 г. назначен председателем колхоза; 10 апреля 2001 г. уволен в порядке перевода с вязи с реорганизацией колхоза «Сибирь» в СПК колхоз «Сибирь».

Как установлено в судебном заседании из пояснений свидетеля ФИО10 в девяностые годы она была односельчанкой истца, членом колхоза «Сибирь», где и работала. Поскольку поселение было небольшое, все жители знали друг друга. Свидетель помнит, что Зайченко В.В. работал в колхозе агрономом, а затем председателем колхоза. Колхоз занимался выращиванием зерна, поэтому заработная плата всегда выплачивалась из денежных средств от его продажи. Свидетелю известно, что в связи уничтожением во время пожара документов, связанных с трудовой деятельностью членов колхоза, при достижении пенсионного возраста у многих возникают проблемы с подтверждением стажа.

Факт членства Миллер В.П. в колхозе «Сибирь» с 21 июля 1990 г. до 10 апреля 2001 г. и осуществления ею трудовой деятельности в названном колхозе подтверждается копией её трудовой книжки колхозника.

Свидетель ФИО11 приходящаяся истцу супругой, подтвердила членство Зайченко В.В. в колхозе «Сибирь» с 1991 г., где он осуществлял трудовую деятельность, за которую получал заработную плату, вплоть до реорганизации колхоза.

Согласно трудовой книжке колхозника Зайченко И.И. принята в члены колхоза «Сибирь» 11 апреля 1991 г. Осуществлению её трудовой деятельности в названном колхозе подтверждается сведениями о работе.

Разрешая спор, по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Зайченко В.В. в спорный период работал в колхозе "Сибирь» с. Чуманка Баевского района Алтайского края, что подтверждено трудовой книжкой колхозника, показаниями свидетелей, в указанный период получал заработную плату, что дает основания для включения спорного периода работы истца в его страховой стаж для установления трудовой пенсии по старости.

Судебная коллегия считает, что решение суда принято с нарушение норм материального права, что является основанием для отмены судебного акта.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340 - 1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом разъяснений, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судам предписано учитывать, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона № 173-ФЗ).

Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 19, 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения), начиная с 1 января 1991 года подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Таким образом, сведения об уплате взносов в Пенсионный фонд передаются работодателями в Пенсионный фонд.

В случае уплаты юридическим лицом единого налога на вмененный доход, который уплачивается в налоговый орган, сведения в пенсионный фонд передаются налоговым органом.

В том и другом случае информация об уплате страховых взносов содержится в пенсионном фонде Российской Федерации, правопреемником которого является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ответчик).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами;

Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 г. № 950-О-О, следует, что, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации, в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-l).

Вместе с тем, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно части 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как указал Конституционный Суд в определении от 30 июня 2020 г. № 1448-О Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, образом, законодатель в 2018 году ввел в правовое регулирование досрочных пенсий новые условия, дающие на её право: наличие страхового стажа для мужчин не менее 42 лет, и установил правила исчисления такого стажа для возникновения права на досрочную пенсию на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ: в такой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400 – ФЗ (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Из приведенных положений закона прямо следует, что обязательным условием назначения досрочной пенсии в связи с длительным стажем работы является начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, одного факта осуществления трудовой деятельности недостаточно.

Между тем, доказательств, содержащих сведения об уплаченных в отношении истца страховых взносов за период с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. материалы дела не содержат.

При отсутствии доказательств уплаты страховых взносов, что является обязательным условием для включения спорного периода работы в страховой стаж истца по пункту 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных Зайченко В.В. требований.

Судебная коллегия еще раз обращает внимание, что сам факт осуществления Зайченко В.В. трудовой деятельности, установленный судом первой инстанции, не является доказательством внесения в отношении истца страховых взносов в этот спорный период.

При отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (кроме работы у отдельных граждан); работы (службы) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера, в том числе дающей право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или одной системе (п. 2.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190).

При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных по иным причинам, чем те, которые перечислены в п. 2.1 Положения, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя. Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в этих случаях не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии (п. 2.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190).

Суд первой инстанции, оценив все собранные по делу доказательства, в том числе свидетельские показания, пришел к выводу, что свидетели подтвердили факт осуществления истцом трудовой деятельности. Однако данные доказательства не подтверждают уплату в отношении истца страховых взносов в спорный период времени.

Анализируя в качестве доказательства невозможности предоставления документов о трудовой деятельности Зайченко В.В. акт от 29 августа 2003 г. (л.д. 96 – 97), судебная коллегия отмечает, что акт указывает на утрату документов за период 1991 – 1995 г.г., в то время, как спорным является период до 1997 года.

С целью установления значимых для дела обстоятельств судебной коллегией в налоговом органе запрошена информация об уплате колхозом «Сибирь в период с 1991 год по 1997 год единого социального налога или единого налога на вмененный доход.

Согласно сообщению заместителя начальника МРИ ФНС № 4 по Алтайскому краю, налоговые декларации и расчеты по единому социальному налогу и единому налогу на вмененный доход за период с 1991 г. по 1997 г. в отношении СПК – колхоз «Сибирь», как и сведения об уплате указанных налогов предоставлены быть не могут. Личное дело юридического лица по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности СПК – колхоз «Сибирь» за период с 1991 по 1997 года отсутствует в налоговом органе в связи с истечением срока хранения документов – 5 лет.

Не подтверждает факт уплаты страховых взносов и Пенсионный фонд.

Таким образом, суду не представлено ни одного ни прямого, ни косвенного доказательства уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период, что имеет обязательный характер при определении права на особый вид пенсии – в связи с длительным стажем работы.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 9-П, согласно которой пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (частям 1 и 2), 39 (частям 1 и 2), 45 (части 1) и 55 (части 3) в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Исходя из смысла указанного постановления оно направлено на защиту прав тех работников, которые не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам, поскольку законодательно не предусмотрено гарантий обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов (пункт 4.2, 4.3 постановления).

В данной правовой ситуации истец в период с 18 сентября 1995 г. по 2011 год являлся председателем колхоза «Сибирь». На него как на руководителя возлагалась обязанность по соблюдению законодательства по уплате организацией страховых взносов в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которую он не исполнил надлежащим образом, то есть реальная возможность повлиять на реализацию своих пенсионных прав у истца имелась.

Более того, руководящую должность истец занимал длительное время и имел реальную возможность привести документацию колхоза в состояние, соответствующее действовавшему законодательству.

Оснований для назначения досрочной пенсии в связи с длительным страховым стажем у пенсионного органа не имелось.

Судебной коллегией произведен расчет стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с учетом сведений, взятых из трудовой книжки истца о том, что он продолжает трудовую деятельность по состоянию на 3 апреля 2023 г.

Если принять во внимание, что в период с 1 января 2023 г. (дата, по состоянию на которую ответчик подсчитан страховой стаж) до 3 апреля 2023 г. (да, по которую истец продолжает трудовую деятельность), предусмотренную частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, его страховой стаж составит 35 лет 11 месяцев 28 дней (35.8.25 – стаж, установленный на 1 января 2023 г. + 0.3.3 – период с 1 января 2023 г. по 3 апреля 2023 г.).

Таким образом, стажа необходимого для назначения досрочной пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (42 года), у Зайченко В.В. не имеется ни на дату обращения в пенсионный орган, ни на 3 апреля 2023 г. Сведений о продолжении трудовой деятельности после 3 апреля 2023 г. истцом не представлено. При этом, судебная коллегия обращает внимание, что для возникновения права на назначение страховой пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ истцу необходимо отработать и подтвердить уплату страховых взносов на протяжении 4 лет 5 дней (42 – 35.11.25), что исключает возможность возникновения права на момент рассмотрения дела как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 18 июля 2023 года отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Зайченко Владимира Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, Отделу установления пенсии № 6 о признании незаконным решения ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Отдела установления пенсии № 6 от 27 февраля 2023 г. в части отказа в включении в стаж периода с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. (6 лет 8 месяцев 28 дней) в колхозе «Сибирь», возложении обязанности включить в стаж работы период работы с 3 апреля 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в колхозе «Сибирь», назначении досрочной пенсии по старости с 27 октября 2022 г. отказать.

Председательствующий:                                        В.В.Казачков

Судьи:                                                                                                   Л.В.Вязникова

                                                   И.С. Бычковская

33-9347/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зайченко Владимир Викторович
Ответчики
ОСФР по КО
Суд
Кемеровский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
20.09.2023Передача дела судье
17.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Передано в экспедицию
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее