Решение по делу № 2-2637/2018 от 03.04.2018

Дело № 2-2637/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2018 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Шипунова И.В.

при секретаре Рейнгардт С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прошкина ФИО8 к ООО «Коммунальная перспектива» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прошкин ФИО9. обратился в суд с иском к ООО «Коммунальная перспектива» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, в которому просит возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению принадлежащего истцу жилого помещения, расположенного по адресу ...., за период с января 2017 года по март 2018 года с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; возложить обязанность на ответчика производить расчет размера за коммунальную услугу по отоплению принадлежащего истцу жилого помещения, расположенного по адресу ...., с апреля 2018 года с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО ПСК «Строительная перспектива» и Каранауховой ФИО10 действующей через представителя Прошкина ФИО11., заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома № ПР/6-064. Объектом долевого строительства являлась трехкомнатная ...., расположенная на 7 этаже в 5 блок-секции.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО ПСК «Строительная перспектива» и Карнауховой ФИО12., действующей через представителя Прошкина ФИО13 подписан акт приема-передачи указанной квартиры, переписаны названия, серийные номера, номера установленных пломб и показания индивидуальных приборов учета воды, тепла на момент подписания указанного акта. Выданы паспорта на индивидуальные приборы учета (далее ИПУ).

ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра по .... зарегистрирован объект недвижимости: квартира, общая площадь 67,5 кв.м. по вышеуказанному адресу, правообладателем указана Карнаухова ФИО14

ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственником помещений в многоквартирном доме была выбрана управляющая компания ответчика - ООО «Коммунальная перспектива». Заключен договор на управление многоквартирным домом по адресу .... дом, 44, .....

ДД.ММ.ГГГГ между Прошкиным ФИО15. и Каранауховой ФИО16. заключен договор дарения, по которому Карнаухова ФИО17 передала безвозмездно в собственность Прошкину ФИО18 квартиру, расположенную по указанному выше адресу, а ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал свои права на нее в Управлении Росреестра по .....

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией ответчика за потребляемые услуги (горячее, холодное водоснабжение, отопление) выставлялись платежи в соответствии с показаниями ИПУ установленных во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...., и показаний общедомовых приборов учета.

Снятие и передачу в управляющую компанию показаний индивидуальных приборов учета во всех жилых помещения производил Совет дома, а также лично собственники помещений, посредством сети Интернет с использованием сервиса «Система город», либо на бумажном носителе путем помещения в почтовый ящик.

В январе 2018 года управляющая компания разместила информацию о том, что с ДД.ММ.ГГГГ размер платы за услугу «отопление» собственникам жилых помещений в .... по проспекту Комсомольский будет производиться исходя из пощади помещения с учетом показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, руководствуясь правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. (далее Правила), так как проектом дома предусмотрена (смонтированы) установка во всех жилых и нежилых помещениях ИПУ тепловой энергии.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявку на ввод ИПУ по горячей, холодной воде, тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ Управляющей компанией был составлен акт ввода в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии. В тот момент не была установлена иная пломба, кроме той, которая установлена застройщиком, а только переписаны показания и серийный номер прибора учета. В платежном документе за февраль, указано, что с ДД.ММ.ГГГГ расчет платы за коммунальную услугу отопление будет производиться исходя из площади помещения с учетом показаний общедомового прибора учета тепловой энергии (без учета показаний ИПУ). В феврале 2018 года произведен перерасчет за коммунальную услугу «отопление» за период с января 2017 года по январь 2018 года.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с досудебной претензией к ответчику, с просьбой произвести перерасчет по услуге отопления с учетом показаний ИПУ, производить в дальнейшем начисление платы за услугу так же с учетом ИПУ.

ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания в письменном ответе Прошкину ФИО19. отказала в перерасчете и в дальнейшем начислении платы с учетом индивидуального прибора учета, в связи с тем, что не 100 процентов счетчиков во всем доме введены в эксплуатацию.

Истец такие действия ответчика по начислению платы с ДД.ММ.ГГГГ за услугу «отопление» без учета показаний ИПУ считает незаконными, произведенный перерасчете за январь 2017 – январь 2018г по услуге «отопление» по площади помещения с учетом показаний общедомового прибора незаконными (без учета ИПУ). Нормативные акты, которые использованы ООО «Коммунальная перспектива» в своих уведомлениях собственникам помещений, а также в личном ответе на досудебную претензию, истолкованы ответчиком ошибочно.

Прошкин ФИО20 указывает, что ответчик, как исполнитель коммунальной услуги по отоплению, до сведения которого путем передачи застройщиком документации была доведена информация об оборудовании всех жилых и нежилых помещений дома индивидуальными приборами учета, обязан осуществлять расчеты за отопление с собственниками помещений вышеуказанного дома, в том числе с истцом, в порядке, определенном Правилами , а именно по абзацу пятому п. 42 (1) с учетом показаний индивидуальных приборов учета.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям. В случае удовлетворения исковых требований просил также взыскать штраф по законодательству о защите прав потребителей.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица: ООО «Производственно-Строительная Компания «Строительная перспектива» и привлеченная судом в ходе рассмотрения дела Государственная инспекция .... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО ПСК «Строительная перспектива» заключила с Карнауховой ФИО21., действующей через представителя Прошкина ФИО22 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, договор № ПР/6-064 участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с объектом общественного назначения, подземный гараж-стоянка, газовая котельная, расположенного по адресу: .....

Согласно п.2.1 договора объектом долевого строительства является жилое помещение - квартира – трехкомнатная квартира, строительный , расположенная на 7 этаже в блок секции .

Согласно акту освидетельствования установки приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме с объектом общественного назначения, подземный гараж – стоянка, газовая котельная, расположенная по адресу пр-кт Комсомольский, 44, .... произведен осмотр и работы по установке поквартирных приборов учета тепла в блок секции , счетчиков учета тепла СТК «Марс-15» в количестве 81 штуки и разрешен запуск системы отопления.

Согласно акту осмотра ...., расположенной по вышеуказанному адресу, Прошкиным ФИО23 действующим на тот момент по доверенности от имени Карнауховой ФИО24., была принята от застройщика в эксплуатацию указанная квартира вместе со счетчиками электроснабжения, опломбированного с паспортом, с пломбой и показаниями на момент приема, счетчиками водоснабжения, опломбированными с паспортами, а также прибор учета тепла с пломбой и показаниями на момент приема, акт подписан двумя сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Производственно-строительная компания «Строительная перспектива» и Карнаухова ФИО25. подписали акт приема-передачи указанной квартиры и согласно п.4 акта одновременно с передачей объекта долевого строительства участнику долевого строительства переданы все его принадлежности (ключи, техническая документация на приборы учета и т.д.).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Производственно-строительная компания «Строительная перспектива» по акту приема-передачи документов передала ООО «Коммунальная перспектива» документацию по объекту капитального строительства: многоквартирный дом с объектами общественного назначения, подземный гараж-стоянка, газовая котельная по адресу пр-кт Комсомольский, 44, ...., в то же время документацию по введению эксплуатацию индивидуальных приборов тепловой энергии застройщик управляющей компании не передал.

В соответствии с протоколом внеочередного первичного общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ...., проводимого в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, выбрана в качестве управляющей компании ООО «Коммунальная перспектива».

ДД.ММ.ГГГГ между Прошкиным ФИО27 и Каранауховой ФИО28 был заключен договор дарения между близкими родственниками, по которому Карнаухова ФИО26 передала безвозмездно в собственность Прошкину ФИО29 ...., расположенную по адресу ...., а ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал свои права на нее в Управлении Росреестра по ...., о чем свидетельствует выписка из ЕРГП.

Как указывает истец, за все время обслуживания дома ООО «Коммунальная перспектива» вплоть до февраля 2018 года оплата за тепловую энергию начислялась исходя из показаний индивидуальных приборов учета и показаний общедомового прибора учета, без учета площади помещений собственников. По всем другими коммунальным услугам оплата начислялась и начисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

Государственной инспекций .... в феврале 2018 года проведена проверка порядка начисления платы за отепление собственникам жилых и нежилых помещений .... по пр-кту Комсомольский, .....

По результатам проверки было установлено, что не все собственники ввели приборы учета в эксплуатацию, а начисление платы с учетом ИПУ за отопление возможно только при наличии во всех жилых и нежилых помещениях установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ. Начисление платы за отопление в .... в .... за январь 2018 года произведено исполнителем согласно п. 41.2 Правил исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и индивидуальных приборов учета отопления, установленных в помещениях данного дома.

При этом исполнителем предоставлена информация, что в 107 помещениях указанного дома индивидуальные прибора учета на отопление не введены в эксплуатацию, следовательно, показания данных приборов учета не могут быть приняты к расчету.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Коммунальная перспектива» с досудебной претензией, потребовав произвести перерасчет по услуге отопления с учетом показаний ИПУ и производить начисление платы за услугу с учетом показаний ИПУ.

На данную претензию, ответчик направил истцу ответ, в котором указал, что в силу подп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан: предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами.

Обращаясь в суд с данными требованиям истец, ссылается на то, что ответчиком неправильно производился расчет коммунальных услуг по отоплению без учета показаний индивидуальных приборов учета и с учетом показаний общедомового прибора учета, без учета площади помещения.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров.

В соответствии с пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании п. 7 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издало постановление , которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту Правила от ДД.ММ.ГГГГ ).

Правила от ДД.ММ.ГГГГ регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно абзацу четвертому пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу п.54 Правил от ДД.ММ.ГГГГ в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно разъяснениям Минстроя России -ОД/04, при оборудовании многоквартирного дома ИТП многоквартирный дом подключен к централизованной системе теплоснабжения. ИТП предназначен для приготовления только горячей воды в многоквартирном доме, при этом для приготовления горячей воды используется тепловая энергия, подаваемая в многоквартирный дом теплоснабжающей организацией по централизованной системе теплоснабжения.

Таким образом, поскольку при оборудовании многоквартирного дома ИТП тепловая энергия в многоквартирном доме не производится, а с использование ИТП приготавливается в доме, только горячая вода, то положения пункта 54 Правил не применяются для определения размера платы за отопление в таком доме, а применяются только для определения размера платы за горячую воду. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями формул 3.3. и 3.4 приложения к Правилам исходя из показаний как индивидуальных приборов учета тепловой энергии, так и показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

Вместе с тем, в силу п.80 Правил от ДД.ММ.ГГГГ учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Порядок допуска (ввода) в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях многоквартирного дома, урегулирован разделом VII Правил .

Согласно п. 80 указанных Правил к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Установленные в жилом помещении истца и в других квартирах дома индивидуальные приборы учета (теплосчетчик СТК «Марс»-15) согласно представленному в материалы дела акту приемки-передачи застройщиком приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ соответствует техническим требованиям.

Согласно акту осмотра квартиры истца от ДД.ММ.ГГГГ, принятый наряду с другими приборами в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии опломбирован, имеет номер и показания на момент приема.

В связи с чем у ответчика отсутствовали основания для расчета оплаты коммунальной услуги по отоплению исходя норматива расхода тепловой энергии по правилам подп. у пункта 31 в соответствии с формулой Правил исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

В силу п. 63, п. 66 Правил обязанность по осуществлению расчетов с собственниками помещений многоквартирного дома за потребленные ими коммунальные услуги лежит на исполнителе коммунальных услуг. Согласно ст. 157 ЖК РФ, п. 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилам.

В силу абзаца 2 п. 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальной услуги. При этом оформление каких-либо дополнительных актов, в том числе между владельцем индивидуального прибора учета и иными организациями, в том числе застройщиком, либо ресурсоснабжающей организацией, по смыслу вышеприведенных положений законодательства не требуется.

Согласно пп. "ж" п. 31 Правил исполнитель коммунальной услуги обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией ООО «Коммунальная перспектива» за потребляемые услуги (горячее, холодное водоснабжение, отопление) выставлялись платежи в соответствии с показаниями ИПУ установленных во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома по проспекту Комсомольский, 44, .... и показаний общедомовых приборов учета.

Снятие и передачу в управляющую компанию показаний индивидуальных приборов учета всех жилых помещений, производил Совет дома, а также лично собственники помещений, посредством сети Интернет с использованием сервиса «Система город», либо на бумажном носителе.

При этом данное обстоятельство – что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с момента принятия дома на обслуживание начисление оплаты за коммунальные услуги, в том числе и по отоплению, производилось на основании показаний ИПУ, а ООО «Коммунальная перспектива» принимала показания ИПУ со стороны собственников – в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось и не опровергалось.

Отказ управляющей компании после ДД.ММ.ГГГГ в приме показаний ИПУ тепловой энергии у собственников помещений был обусловлен проверкой Государственной инспекцией ...., установившей, что не все собственники ввели приборы учета в эксплуатацию, в связи с этим ООО «Коммунальная перспектива» вынуждена произвести перерасчет и дальнейшее начисление платы за отепление осуществлять по площади занимаемых помещений, пока все 100 процентов помещений в доме не подадут заявку на ввод счетчиков по отоплению.

Такая позиция не соответствует толкованию, данному Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверки конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина ФИО6, признавшим не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 ЖК РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Суд постановил, что оплату коммунальной услуги надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Из толкования, данного Конституционным Судом РФ, следует, что оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, вне зависимости от общего числа приборов, введенных в эксплуатацию.

Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64).

Соответственно, поскольку определение количества энергетического ресурса, потребленного собственником или пользователем отдельного помещения в многоквартирном доме и подлежащего обязательной оплате в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу объективных причин не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуального прибора учета, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование при определении объема потребленных в отдельном помещении коммунальных услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе полученных расчетным способом, показателей, а также данных коллективного (общедомового) прибора учета, если расчет платы за коммунальную услугу производится совокупно - без разделения на плату за потребление услуги в отдельном помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Суд полагает, что правовая позиция, изложенная в названном выше Постановлении Конституционного Суда РФ, применима не только к ситуации, когда часть ИПУ в многоквартирном доме повреждены, но и к случаю, когда часть собственников помещений, действуя, исходя из своих интересов, не обращается в управляющую компанию в целях ввода ИПУ в эксплуатацию.

В данном конкретном случае права истца по делу, добросовестно полагавшего, что его ИПУ признан введенным в эксплуатацию и фактически обратившийся с соответствующим заявлением в управляющую компанию (когда стало ясно, что ответчик перестал учитывать показания ИПУ), исходя из принципа равенства и разумных правовых ожиданий, не могут быть поставлены в зависимость от действий иных собственников помещений многоквартирного дома, индифферентно относящихся с праву (основанному на соответствующей общей обязанности), использовать ИПУ при расчете платы за отопление.

Как следует из материалов дела, индивидуальные приборы учета были смонтированы застройщиком до ДД.ММ.ГГГГ, после сдачи дома в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ квартира вместе с опломбированными приборами учета и фиксацией показаний приборов учета на момент передачи была передана истцу ДД.ММ.ГГГГ, то есть до выбора собственниками помещений управляющей компании ДД.ММ.ГГГГ, вся техническая документация была передана застройщиком управляющей компании ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, управляющая организация располагала сведениями о том, что в принятом на обслуживании доме квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг, которые опломбированы до их передачи собственникам квартир и сама рассчитывала коммунальные услуги по представленным приборам ИПУ начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а значит сама своим поведением (конклюдентными действиями) по отношению ко всем собственникам многоквартирного дома, показала, что, по ее мнению, приборы учета тепловой энергии следует признать введенными в эксплуатацию.

Истец добросовестно исполнил свои обязанности по вводу счетчиков в эксплуатацию, подав заявку в управляющую компанию, после того, как управляющая компания уведомила всех собственников о необходимости ввести в эксплуатацию приборы учета, при том, что для исполнения своей обязанности по правильному начислению оплаты за коммунальные услуги при необходимости должна была принять меры для ввода приборов учета в эксплуатацию путем установки своих контрольных пломб на приборах учета, что ответчиком не было сделано.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали препятствия для правильного производства расчета оплаты коммунальной услуги по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета и возлагает на него обязанность произвести перерасчет размера платы с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Поскольку Прошкин ФИО30 является потребителем услуг, оказываемых ответчиком в рамках договора управления многоквартирным домом, ущерб возник в связи с ненадлежащим оказанием услуг по указанному договору, то к правоотношениям, возникшим между сторонами, следует применять положения Закона о защите прав потребителей, которые помимо возложения обязанностей предоставлять надлежащие услуги предусматривает возложение на ответчика обязанности по выплате компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя. Поскольку права истца нарушены несвоевременной выплатой страховой сумма, суд полагает необходимым, с учетом характера нарушенного права и периода нарушения обязательства, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу Прошкина ФИО31. штраф в размере 1500 руб. (50% от 3000 руб.).

На основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден в силу закона как потребитель, в размере 600 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на ООО «Коммунальная перспектива» обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащего Прошкину ФИО32 жилого помещения, расположенного по адресу ...., за период с января 2017 года по март 2018 года с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Возложить на ООО «Коммунальная перспектива» обязанность производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащего Прошкину ФИО33 жилого помещения, расположенного по адресу ...., с апреля 2018 года с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Взыскать с ООО «Коммунальная перспектива» в пользу Прошкина ФИО34 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф – 1 500 рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «Коммунальная перспектива» в доход бюджета муниципального образования городской округ – г. Барнаул госпошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Шипунов

2-2637/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прошкин Д.Н.
Прошкин Дмитрий Николаевич
Ответчики
ООО Коммунальная перспектива
Другие
ООО Производственно-Строительная Компания Строительная перспектива
Государственная инспекция Алтайского края
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
03.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2018Передача материалов судье
04.04.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2018Предварительное судебное заседание
06.06.2018Судебное заседание
19.07.2018Судебное заседание
24.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2018Дело оформлено
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.05.2020Предварительное судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее