Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Ильинский 26 мая 2015 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.
с участием помощника прокурора Ильинского района Трушкова П.В.,
представителя ответчика администрации Ивановского сельского поселения- главы- Иванцева А.П.
при секретаре Русиновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района к администрации Ивановского сельского поселения об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране труда и проведении специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда
у с т а н о в и л:
Прокурор Ильинского района обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации Ивановского сельского поселения и просит обязать устранить нарушения требований законодательства об охране труда и проведении специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, мотивируя требования тем, что прокуратурой Ильинского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности администрации Ивановского сельского поселения, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований ст. 212 ТК РФ ответчиком на момент проверки не обеспечено проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда ранее также не проводилась.
В результате невыполнения работодателем требований законодательства об охране труда в части непроведения специальной оценки условий труда нарушается закрепленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ивановского сельского поселения Иванцев А.П. в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что в настоящее время выделены денежные средства для проведения специальной оценки условий труда, находится в стадии подписания договор, по условиям которого ООО «ВОТЭК» обязуется провести специальную оценку условий труда в срок до 17 ноября 2015 года. В связи с чем просит установить срок исполнения решения до 01 января 2016 года. Ранее в администрации поселения и структурных подразделениях аттестация рабочих мест не проводилась.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 вышеуказанного Закона оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Поскольку аттестация рабочих мест ответчиком ранее проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в данном случае применению не подлежит.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, администрация Ивановского сельского поселения не провела специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. В результате невыполнения работодателем требований законодательства об охране труда в части непроведения специальной оценки условий труда нарушается закрепленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Суд находит, что срок, испрашиваемый ответчиком до 01 января 2016 г. является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования прокурора.
Обязать Администрацию Ивановского сельского поселения в полном объеме устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране труда и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в срок до 01 января 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Шляпина И.С.