Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года                                                                                  <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Соловьевой Н.М., при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску    ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда взамен ранее непригодного для проживания жилого помещения,

                                                   у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обращаясь в суд просит обязать ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен предоставленного ранее ей жилого помещения по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что истец, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в целях соблюдения жилищных прав, ей было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес>. ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» с ФИО1 заключен договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда от *** .... Проживать в предоставленном жилом помещении невозможно по причине непригодности для проживания. Имеющиеся недостатки были очевидны при заселении, устранить которые самостоятельно невозможно, что подтверждается распоряжением ... Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от *** о признании жилых помещений аварийными и подлежащие сносу или реконструкции, в том числе жилое помещение предоставленное ей. Ответчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность по обеспечению истца благоустроенным жилым помещением, в связи, с чем обязано устранить допущенное нарушение путем предоставления ей иного жилого благоустроенного помещения. Право истца на обеспечение жилым помещением, пригодном для постоянного проживания, отвечающее всем признакам, регламентированным ч.2 ст.15 ЖК РФ, осталось нереализованным. До настоящего времени не обеспечена жилым помещением, нуждается в своем жилом помещении.

Определением суда от *** в качестве третьего лица привлечено ГКУ РБ «УКС ПРБ».

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежаще, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия ФИО4 в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска полном объеме, так как однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного Согласно заключению Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия жилое помещение соответствует требованию, предъявляемому к жилому помещению, и пригодно для проживания. Указанное заключение также свидетельствует о том, что решение о предоставлении жилых помещений является законным.

Представители третьих лиц Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, ГКУ РБ «УКС ПРБ» на судебное заседание не явились, извещены, заявлений и ходатайств не имеется.

Исследовав материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению.

            В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от *** N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от *** N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от *** N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от *** N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от *** ..., Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учредителем ГБУ РБ «РРЦ «Семья» является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и выполняет возложенные учредителем функции согласно Устава, утвержденного ***, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей –сирот, детей оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.05.2005г. ... «О дополнительной гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» уполномоченным органом исполнительной власти попредоставлению жилых помещений специализированного жилищного фондаявляется Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (пункт2).Жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за ГБУ РБ РРЦ «Семья» (пункт 3) в течение 20 рабочих дней со дня закрепления жилого помещения на праве оперативного управления за учреждением или высвобождения жилого помещения в соответствии со списком Министерство издает приказ о предоставлен указанного жилого помещения детям-сиротам. Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения приказа Министерства направляет уведомления детям-сиротам о принятии решения о предоставлении жилого помещения почтой либо вручает их лично под расписку. В уведомлении указываются дата, время и место проведения распределения жилых помещений между детьми-сиротами (пункт 6).

Статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 103 главы 10 дополнена новой частью 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Предусмотренный Федеральным законом от *** № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от *** ... «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Как установлено судом, истец ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Договором найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда от *** ... и актом приема- передачи жилого помещения от *** ФИО1 было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> Республики Бурятия, площадью 26,4 кв.м.

             Из технического заключения судебной комплексной строительно- технической экспертизы ..., проведенного Экспертно-криминалистическим отделом ... Следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> и <адрес> на основании постановления о назначении экспертизы, вынесенного *** руководителем первого следственного отдела шестого следственного управления (с дислокацией в <адрес>) Главного следственного управления СК РФ ФИО5 по уголовному делу ..., возбужденному *** по ч.1 ст.286 УК РФ следует, что четырех-квартирный дом с расположенными в нем 4 жилыми помещениями, в <адрес> Республики Бурятия <адрес>, приобретенный Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия у ИП ФИО10 в 2015 году по государственному контракту от *** ... ПДС, не соответствует строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно- правовым актам. Выявленные нарушения не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений. Сметная стоимость дома с находящимися в нем жилыми помещениями на дату его приемки Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия у ИП ФИО10 составила ориентировочно 2780744 рублей, без учета подключения дома к электроэнергии, подготовки проекта, приобретение земельного участка, и наружных сетей водопровода. Методика определения сметной стоимости рассчитывается исходя из условий качественно выполненных работ в соответствии со строительными нормами и правилами, и не позволяет вычесть объем работ, выполненных с нарушением строительных норм и правил. Указанный дом, с расположенными в нем помещениями в связи с несущими и ограждающими конструкциями жилого дома, имеющих категорию технического состояния «недопустимое состояние», не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и имеются основания для признания его непригодным для проживания согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

         Апелляционным приговором Верховного суда РБ от *** признаны виновными гр. ФИО6 по ст.286 ч.3 п. «в» УК РФ, ФИО7 по ст.286 ч.3 п. «в» УК РФ, ФИО8 по ст.286 ч.3 п. «в» УК РФ, ФИО9 по ст.286 ч.3 п. «в» УК РФ, ФИО10 по ст.159 ч.4 УК РФ, в совершении преступлений, относящихся к категории тяжких, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в недостижении цели Государственной программы, неэффективном расходовании бюджетных средств, нарушении гарантированного ст.40 Конституции РФ права на жилище граждан из категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа», морально страданиях от проживания в помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также причинения особо крупного ущерба бюджету Республики Бурятия.

           Истец ФИО12 А.А. в настоящее время арендует жилое помещения для проживания со своей семьей супругом ФИО2 (свидетельство о заключении брака I-АЖ ... и ребенком по адресу: <адрес>, имеет малолетнего ребенка Серафима, *** (cсвидетельство о рождении II-АЖ ...).

В соответствии с положениями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Ответчик в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил каких-либо доказательств о пригодности жилого помещения по адресу: <адрес> Республики Бурятия, <адрес>, площадью 26,4 кв.м., для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства).

Представитель ответчика ходатайств о назначения и проведении судебной строительной экспертизы по определению качества жилого помещения по адресу: Республики Бурятия, <адрес> не заявлял.

Доводы представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия согласно которым законом предусмотрена обязанность однократного предоставления жилых помещений, а также согласно заключения Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия указанное жилое помещение соответствует к помещениям требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания, о том, что признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, являются необоснованными, так как заключение Межведомственной комиссии об оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия не представлено суду для исследования, поэтому ответчиком не представлено доказательств того, что вышеуказанное жилое помещение пригодно для проживания.

Таким образом, ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения обязанности по обеспечению лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания.

Доводы ответчика опровергаются представленными истцом доказательствами. Иных доказательств ответчиком суду не представлено.

В связи с тем, что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия приобрело данное жилое помещение в 2018 году в рамках реализации Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2013-2017 годы и на период до 2020 года, не проверив качество построенного дома, что впоследствии было установлено заключением судебной комплексной строительно- технической экспертизы ..., указанные действия Министерства явились незаконными, нарушающими права истца на предоставление пригодного для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам.

             Оценивая собранные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ - относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, предоставленное истцу непригодно для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушение строительных норм и правил, допущенные при строительстве, то есть жилое помещение изначально – с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственных контрактов и передачи ГБУ РБ «РРЦ «Семья» в оперативное управление, а затем предоставление истцу, являлось непригодными для постоянного проживания, в связи с чем признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

           ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, <░░░░░>.

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***.

░░░░░                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░░

░░░ 04RS0...-85

2-4775/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко (Ануфриева) Анастасия Александровна
Ответчики
Министерство социальной защиты Республики Бурятия
Другие
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса
ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Соловьева Н.М.
Дело на сайте суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
29.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2023Передача материалов судье
03.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2023Подготовка дела (собеседование)
23.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее