ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 марта 2015 г. Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Тольятти в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Мэрии г.о. Тольятти, Правительству Самарской области об обязании демонтировать рекламную конструкцию,
установил:
Прокурор г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти об обязании демонтировать рекламную конструкцию на <адрес> в районе <адрес> «А» г.о. Тольятти, на разделительной полосе <адрес> напротив световой опоры № 85.
Определением суда от 22.01.2015г., по ходатайству представителя истца, в качестве соответчика по данному делу привлечено Правительство Самарской области.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти ФИО3 исковые требования поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведено обследование участка <адрес> от <адрес> г.о. Тольятти, в результате которого выявлен недостаток транспортно-эксплуатационного состояния дороги, а именно наличие установленной рекламной конструкции (рекламного щита) на <адрес> в районе <адрес> «А» г.о. Тольятти, на разделительной полосе <адрес> напротив световой опоры № 85, в створе с дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход» и 4.2.1 «Объезд препятствия справа», на расстоянии менее 50 метров от пересечения улиц в одном уровне (12 метров), что является нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Просил обязать мэрию г.о. Тольятти и Правительство Самарской области демонтировать рекламную конструкцию на <адрес> в районе <адрес> г.о. Тольятти, расположенную напротив световой опоры № 58.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что с 01.01.2015 г. вступил в силу Закон Самарской области №134-ГД от 29.12.2014 г. «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», в соответствии с которым обязанность по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции возложена на органы государственной власти Самарской области (Правительство Самарской области).
Представитель ответчика Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в порядке ст.119 ГПК РФ, возражений на иск не представил, об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая сроки рассмотрения гражданских дел, мнение представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения сторон, проверив материала дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.12 ч.1 ст. 3 Закон Самарской области №134-ГД от 29.12.2014 г. «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» к полномочиям органов государственной власти Самарской области отнесено следующие полномочие органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области- выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, демонтаж рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно п.п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
Согласно п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность - деятельность по проектирования, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствии дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по содержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Рекламная конструкция согласно ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. не относится к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях
автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м <*> от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м <*> - в населенных пунктах;
сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
В соответствии с п.4 ст.19 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п.10 ст.19 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, она подлежит демонтажу.
Согласно статье 19 ФЗ «О рекламе» под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Таким образом, исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств.
Размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.
Судом установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведено обследование участка <адрес> от <адрес> г.о. Тольятти, в результате которого выявлен недостаток транспортно-эксплуатационного состояния дороги, а именно наличие установленной рекламной конструкции (рекламного щита) на <адрес> в районе <адрес> «А» г.о. Тольятти, на разделительной полосе <адрес> напротив световой опоры № 85, в створе с дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход» и 4.2.1 «Объезд препятствия справа», на расстоянии менее 50 метров от пересечения улиц в одном уровне (12 метров), что является нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».
Рекламная конструкция, установленная на <адрес> в районе <адрес>.о. Тольятти напротив световой опоры № 85, каких-либо табличек с указанием собственника не имеет.
Согласно ответа руководителя управления потребительского рынка мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г., разрешение на установку рекламной конструкции по указанному адресу не выдавалось. Таким образом, организацию-собственника рекламной конструкции определить не предоставляется возможным.
Факт самовольной установки рекламных конструкций материалами дела подтвержден. Демонтаж самовольно установленных рекламных объектов не имеет правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности. Демонтаж рекламных объектов не направлен на ограничение или лишение права собственности. Собственник, не обращавшийся за разрешением компетентного органа, может быть не известен и впоследствии не найден. Кроме того, размещение подобной конструкции может быть произведено в месте, способом или с использованием средств, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности населения и окружающей среды или с иными нарушениями, требующими ее безотлагательного демонтажа независимо от того, имеется ли на ней рекламная информация.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что непринятие мэрией г.о. Тольятти и Правительством Самарской области мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, ее хранению либо уничтожению не отвечает целям Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" в части развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы и нарушает права неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку самовольно установленная рекламная конструкция размещена в нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
При этом, доводы представителя ответчика Мэрии г.о. Тольятти, о том, что мэрия г.о. Тольятти не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку обязанность по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции возложена на органы государственной власти Самарской области (Правительство Самарской области), не могут быть приняты судом, так как установленная конструкция создает реальную угрозу участникам дорожного движения, требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, мэрия г.о. Тольятти, являющаяся органом, отвечающим за осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, обязана предпринять все меры, необходимые для устранения угрозы жизни и здоровья жителей г.о. Тольятти, в том числе участников дорожного движения.
На основании изложенного суд считает необходимым обязать мэрию г.о.Тольятти и Правительство Самарской области демонтировать рекламную конструкцию на <адрес> в районе <адрес> «А» г.о. Тольятти, на разделительной полосе <адрес> напротив световой опоры № 85.
Руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию г.о. Тольятти и Правительство Самарской области демонтировать рекламную конструкцию на <адрес> в районе <адрес> «А» г.о. Тольятти, на разделительной полосе <адрес> напротив световой опоры № 85.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Центральный райсуд г. Тольятти в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий