120а
3а-336/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 30 мая 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «КрасАгроХолдинг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «КрасАгроХолдинг», будучи собственником, обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 717 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9 246 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.
Просил об установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости: для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 14 800 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 10 100 000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «КрасАгроХолдинг» Квашнин Д.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал, просил суд установить оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Черепахина О.В., действующая на основании доверенности, направила в адрес суда письменные пояснения, в которых оставила вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как установлено судом, в собственности административного истца ООО «КрасАгроХолдинг» находятся следующие объекты недвижимости, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах (л.д. 47-52):
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 12 717 кв. м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, расположенный по адресу: <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9 246 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: деловое управление, расположенный по адресу: <адрес>
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, по состоянию на 01.01.2011.
Кадастровая стоимость указанных выше земельных участков определены с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> следует, что по состоянию на <дата> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 40 048 630,74 руб. (л.д. 45).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> следует, что по состоянию на <дата> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 61 805 719,14 руб. (л.д. 46).
<дата> ООО «КрасАгроХолдинг» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от <дата> N П/453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № с приложением необходимых для этого документов (л.д. 11-13).
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> № и № от <дата> заявление ООО «КрасАгроХолдинг» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № было отклонено, в связи с не соответствием оформления и содержания отчетов об оценке требованиям ст. 11 Закона об оценке (л.д. 14-19).Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представили в суд отчеты об оценке № от <дата> и № от <дата>, выполненные ООО «Траст-аудит».
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составила 14 800 000 руб. (л.д. 54-105).
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составила 10 100 000 руб. (л.д. 106-160).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков с кадастровыми номерами №, № оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследованы отчеты об оценке № от <дата>, № от <дата> По результатам рассмотрения указанных отчетов судом установлено, что их оформление и содержание соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости земельных участков не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Административный истец, будучи собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ).
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов налогообложения, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> должна быть определена равной рыночной в размере 14 800 000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> должна быть определена равной рыночной в размере 61 805 719,14 руб.
Рыночная стоимость указанных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «КрасАгроХолдинг», – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 717 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 14 800 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9 246 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., в размере его рыночной стоимости – 10 100 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № № считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский