установила:
приговором Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 29 декабря 2021 года
Трушников Виталий Сергеевич,
<данные изъяты>,
осужден по ч. 1 ст. 162 УК РФ к 4 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
С Трушникова В.С. в пользу <данные изъяты> взыскано 2000 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда от 5 июля 2022 года приговор Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 29 декабря 2021 года изменен,
в вводной части уточнено, что Трушников В.С. работал монтажником у ФИО21
из описательно-мотивировочной части приговора исключена ссылка на протокол осмотра постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю от ДД.ММ.ГГГГ, постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну и их носителей от ДД.ММ.ГГГГ, стенограммы от ДД.ММ.ГГГГ, DVD-диска от ДД.ММ.ГГГГ с тремя видеофайлами (т.2 л.д. 96-110).
В остальном приговор оставлен без изменений.
Трушников В.С. осужден за разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия опасного для жизни и здоровья ФИО8
Преступление совершено 2 февраля 2021 года в <адрес> при обстоятельствах, указанных в приговоре суда.
В кассационной жалобе осужденный Трушников В.С. оспаривает обоснованность его осуждения по ч. 1 ст. 162 УК РФ, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм уголовно-процессуального законодательства. Анализируя показания потерпевшей ФИО8, свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО7, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и ссылаясь на правоприменительную практику Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, утверждает, что объективных доказательств, подтверждающих совершение инкриминируемого преступления, в приговоре не приведено. В обоснование его вины суд сослался на недопустимые доказательства, которыми он считает явку с повинной.
Считает материалы уголовного дела сфабрикованными, а судебное разбирательство проведенным с обвинительным уклоном.
Кроме того, обращает внимание на те обстоятельства, что судами не дана надлежащая оценка его доводам о времени его фактического задержания.
Полагает, что суд апелляционной инстанции формально подошел к рассмотрению его апелляционной жалобы, не ответив на все доводы, изложенные в ней.
С учетом изложенных доводов в заключении жалобы просит отменить приговор Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 29 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда от 5 июля 2022 года.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 401.16 УПК РФ, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона по делу не допущено.
В обвинительном приговоре указаны время, обстоятельства преступного деяния, установленного судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном.
Вывод суда о том, что Трушников В.С. совершил разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия опасного для жизни и здоровья ФИО8, в приговоре мотивирован. В обоснование вывода о виновности Трушникова В.С. суд сослался на показания потерпевшей ФИО8 по обстоятельствам нападения Трушникова В.С., в ходе которого последним были выдвинуты требования передачи денежных средств, а также высказаны угрозы применения по отношении к ней насилия, которые она восприняла реально.
Указанные показания дополняют показания свидетеля ФИО18 о размере причиненного ущерба <данные изъяты>
Также суд сослался на показания свидетелей ФИО10, ФИО11 по обстоятельствам задержания Трушникова В.С.
Эти показания суд обоснованно признал достоверными, поскольку они согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами – протоколами следственных действий и заключениями экспертов подробное содержание и анализ которых приведен в судебных решениях.
Доказательства, на которые суд сослался в обоснование виновности Трушникова В.С., проверены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, при этом суд в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ привел мотивы, по которым признал достоверными одни доказательства и отверг другие, поэтому оснований сомневаться в правильности данной судом оценки не имеется.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены верно, при этом выводы суда не содержат предположений, неустранимых противоречий и основаны исключительно на исследованных материалах дела.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, о недоказанности вины Трушникова В.С. в инкриминируемом ему деянии, за которое он осужден, тщательно проверялись в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты.
Тот факт, что данная оценка доказательств не совпадает с позицией осужденного, не свидетельствует о нарушении судами требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене или изменению судебных решений.
Вопреки доводам жалобы, предварительное расследование проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. В материалах уголовного дела не содержится и судами первой и апелляционной инстанций не добыто данных о том, что у сотрудников правоохранительных органов имелась необходимость для искусственного создания доказательств обвинения.
Поскольку явка с повинной Трушникова В.С. не положена в основу приговора в качестве доказательств, оснований для проверки соблюдения положений ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ при ее написании не имеется.
Судебное разбирательство проведено с соблюдением требований УПК РФ, полно и объективно, с соблюдением состязательности и равноправия сторон.
Судом тщательно проверялись утверждения осужденного о его непричастности к совершению инкриминируемого ему преступления, которые обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются совокупностью исследованных доказательств. При этом в судебных решениях приведены мотивы, по которым суд критически оценил версию осужденного, справедливо признав ее как позицию защиты, избранную с целью избежать ответственности за содеянное.
Нельзя согласиться и с приведенными в жалобах доводами о том, что дело рассмотрено судьей с обвинительным уклоном и с нарушением принципа состязательности сторон, поскольку, как следует из протокола судебного заседания, требования, предусмотренные ст. 15 УПК РФ, судьей соблюдены в полном объеме. При этом сторона защиты участвовала не только в обсуждении всех ходатайств участников процесса, но и наравне со стороной обвинения в исследовании всех доказательств. Все заявленные участниками процесса ходатайства были рассмотрены судом первой инстанции с приведением мотивов принятых решений, в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона. Несогласие одной из сторон с результатами рассмотрения заявленных ходатайств не может свидетельствовать о нарушениях прав участников процесса и необъективности суда.
Нарушений требований ст. ст. 277 – 278, 281 УПК РФ при допросе потерпевшей, представителя потерпевшего, свидетелей и оглашении их показаний из протокола судебного заседания не усматривается.
С учетом установленных судом фактических обстоятельств квалификация действий осужденного Трушникова В.С. по ч. 1 ст. 162 УК РФ является правильной и надлежащим образом мотивирована в приговоре и апелляционном определении. Выводы суда о квалификации действий осужденного подтверждаются всей совокупностью доказательств, приведенных в приговоре. Оснований для иной квалификации указанных действий осужденного не имеется.
В ходе предварительного расследования и судебного следствия психическое состояние Трушникова В.С. исследовалось и суд обоснованно признал его вменяемым.
Наказание назначено осужденному в соответствии со ст. 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, а также иных обстоятельств дела, влияющих на назначение наказания.
Мотивы разрешения всех вопросов, касающихся назначения наказания, приведены в приговоре.
Назначенное Трушникову В.С. наказание отвечает целям, указанным в ст. 6 и 43 УК РФ, является справедливым, и оснований для его смягчения или применения положений ст. 53.1, 64, 73, ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется.
Гражданский иск потерпевшего разрешен правильно на основании исследованных в судебном заседании доказательств, в соответствии с требованиями ст. 12, 15, 1064 ГК РФ, п. 5 ст. 307 УПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 309 УПК РФ.
Доводы жалобы о необходимости изменения судебных решений ввиду необходимости зачета в срок отбытия наказания осужденному Трушникову В.С. срока его фактического задержания, не являются безусловным основанием для изменения обжалованных судебных решений, так как вопросы о зачете времени содержания под стражей в срок лишения свободы могут быть рассмотрены в соответствии со ст. ст. 397, 399 УПК РФ в порядке исполнения приговора.
Из представленных материалов следует, что суд апелляционной инстанции проверил доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, и обоснованно отверг их с приведением в апелляционном определении аргументированных суждений. Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и убедительны, оснований не согласиться с ними не имеется. Содержание апелляционного определения отвечает положениям ст. 389.20, 389.28 УПК РФ.
Каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального и уголовного закона, повлиявших на исход дела, и которые в силу ст. 401.15 УПК РФ являлись бы основаниями для отмены либо изменения в кассационном порядке судебных решений, судами не допущено.
Учитывая изложенное, обстоятельства приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для отмены судебных решений, не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена и ее правовые последствия - соразмерными нарушениям норм материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 5 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░ |
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ |