Дело №2а-1685/2018 .
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Александров 28 сентября 2018 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Гашиной Е.Ю.,
при секретаре Генус В.А.,
с участием представителя административного ответчика Архиповой Э.Е.,
представившей доверенность № от (дата),
рассматривая в открытом судебном заседании в городе Александров административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Н.А., Климова В.Н., Молякова С.А. к администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования и обязании согласовать проведение публичных мероприятий,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеев Н.А., Климов В.Н. и Моляков С.А. обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области (далее по тексту - администрация МО Александровский район) о признании незаконными трех решений об отказе в согласовании публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований, связанных с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров и обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
В обоснование заявленных требований указали, что ими (дата) на имя Главы администрации МО Александровский район Першина И.А. были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
(дата) с 09 до 10 часов на территории <адрес>, с количеством участников до 300 человек в форме пикетирования с призывом к исполнению решения Жигулевского городского суда Самарской области о незаконности запрета шествия Жигулевского гей-парада с целью призыва к исполнению решения Жигулевского городского суда Самарской области от (дата) по делу № о незаконности запрета администрацией городского округа Жигулевск шествия Жигулевского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, планировавшегося (дата);
(дата) с 12 до 13 часов у <адрес> с количеством участников до 300 человек в форме пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы;
(дата) с 09 до 11 часов по <адрес> с количеством участников до 300 человек в форме шествия Александровского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии.
(дата) заместитель Главы администрации Александровского района Владимирской области С.В. Поваляева уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий, ссылаясь на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, а именно на Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В каждом случае должностным лицом было указано, что места проведения заявленных публичных мероприятий на территории Александровского района, избранные организаторами, являются общедоступными, в том числе для свободного и беспрепятственного посещения несовершеннолетними гражданами, в связи с чем администрация не имеет правовых оснований для согласования публичных мероприятий на заявленных организаторами территориях, и предлагает организаторам изменить места их проведения на территории, недоступные для свободного и беспрепятственного посещения несовершеннолетними гражданами.
Административные истцы полагают, что указанные действия должностного лица администрации МО Александровский район, отказавшей в согласовании проведения заявленных шествия и пикетирований, являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного ст. 31 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от 19 июня 2004 г. Кроме того, административным ответчиком был нарушен порядок согласования публичных мероприятий, в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований, фактически лишив административных истцов возможности эффективной реализации права на свободу собраний. Между тем, именно власти государства, обладая необходимой информацией о проведении в городе иных мероприятий, имеют реальную возможность предложить те места, которые позволят организатору заявленных мероприятий донести до общества и властей государства свои требования и обратить внимание на проблемы соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации.
Также указали, что ограничение права на свободу собраний на основании правомерной цели защиты нравственности несовершеннолетних не имеет отношения к заявленным публичным мероприятиям, поскольку их целью являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом не может нарушать требования нравственности. Согласно поданным административному ответчику уведомлениям, организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, что не может подпадать под действие указанных запретов. Считают, что являясь членом Совета Европы, Россия обязана соблюдать те ценности и принципы, которые закреплены в Уставе данной международной организации и конкретизированы в решениях ее уставных органов. Необходимость признания и защиты прав граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, подчеркивается в многочисленных рекомендациях Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы. Многочисленные решения Европейского Суда по правам человека, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, также подтверждают довод административных истцов о том, что защита прав данной категории граждан не может рассматриваться как нарушающая общественную нравственность.
Согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что «Российская Федерация, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Считают, что обжалуемые решения являются незаконными, поскольку нарушают право на свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции Российской Федерации), право на свободу собраний, гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации и ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и основаны на дискриминационном отношении к лицам гомосексуальной ориентации и, прежде всего, к организаторам и потенциальным участникам заявленных публичных мероприятий.
Административные истцы Алексеев Н.А., Климов В.Н. и Моляков С.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства , в судебное заседание не явились, согласно поступившему вместе с исковым заявлением ходатайству просили рассмотреть дело в их отсутствие .
Представитель административного ответчика Архипова Э.Е., действующая на основании доверенности , пояснила, что исковые требования Алексеева Н.А., Климова В.Н. и Молякова С.А. администрация МО Александровский район не признает и просит в их удовлетворении отказать. При этом указала, что (дата) в администрацию МО Александровский район поступили уведомления от административных истцов о проведении публичных мероприятий в форме: пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушениями прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы (дата) у <адрес>; пикетирования с призывом к исполнению решения Жигулевского городского суда Самарской области о незаконности запрета шествия Жигулевского гей-парада (дата) на территории <адрес>; шествия Александровского гей-парада в поддержку толерантого отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России (дата) по <адрес> в городе Александров. Указанные уведомления были рассмотрены и в адрес заявителей были направлены письма за подписью заместителя главы администрации Поваляевой С.В. от (дата) №, №, № с сообщением об отсутствии правовых оснований для согласования заявленных публичных мероприятий, ввиду несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, т.е. соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федеральных законов и иных законодательных актов Российской Федерации. Публичное мероприятие запланировано в общественном месте, доступном для посещения детей, что не исключает распространение информации и пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Объявленная цель нарушает запреты, предусмотренные ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение заявленных публичных мероприятий в указанных целях повлечет нарушение вышеуказанных законодательных актов, поскольку в непосредственной близости к местам планируемых заявителем публичным мероприятий располагаются:
у памятника <адрес> Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Александровский медицинский колледж», в кинотеатре «Сатурн» осуществляются показы кинофильмов для несовершеннолетних, а также в сквере напротив памятника расположена детская игровая площадка;
на территории <адрес> в городе Александрове функционируют детские коллективы и студии, недалеко находится Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4, рядом расположен большой жилой микрорайон;
на пути шествия по <адрес> в городе Александров находятся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Антошка», Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Александровский медицинский колледж», вдоль улиц расположены частные жилые дома и многоэтажные жилые дома.
Также указала, что об отказе в проведении указанных публичных мероприятий администрация МО Александровский район было сообщено в организации, участвующие в проведении публичных мероприятий: ОМВД России по Александровскому району Владимирской области, ОУФСБ по Владимирской области в городе Александров, в Александровскую городскую прокуратуру.
Считает не состоятельными доводы административных истцов об обязанности указать организаторам публичных мероприятий иное альтернативное место проведения пикетов и шествия в общественном месте, поскольку они противоречат нормам п.2 ст.12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также смыслу законодательного запрета на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей.
Ознакомившись с административным исковым заявлением, выслушав представителя административного ответчика Архипову Э.Е., исследовав и оценив письменные материалы дела, с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В развитие закрепленной в ст.46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч.1 ст.4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 г.), статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
Вопросы реализации гражданами вышеуказанных прав урегулированы Федеральным законом от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Федеральный закон №54-ФЗ).
В соответствии со ст.2 Федерального закона №54-ФЗ формами проведения публичного мероприятия являются, в том числе шествие, пикетирование.
Статьей 4 Федерального закона №54-ФЗ в рамках организации публичного мероприятия определены ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ, одной из процедур является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ уведомлением о проведении публичного мероприятия является документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
На основании п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ).
Требования к уведомлению о проведении публичного мероприятия предусмотрены частью 3 статьи 7 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (п.1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (п.2).
В силу ч.2 ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке. Основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия предусмотрены частью 3 статьи 12 Закона о митингах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административными истцами по данному делу - Алексеевым Н.А., Климовым В.Н. и Моляковым С.А. (дата) на имя Главы администрации Александровского района Першина И.А. были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
(дата) с 09 до 10 часов на территории <адрес> с количеством участников до 300 человек в форме пикетирования с призывом к исполнению решения Жигулевского городского суда Самарской области о незаконности запрета шествия Жигулевского гей-парада с целью призыва к исполнению решения Жигулевского городского суда Самарской области от (дата) по делу № о незаконности запрета администрацией городского округа Жигулевск шествия Жигулевского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, планировавшегося (дата);
(дата) с 12 до 13 часов у <адрес> с количеством участников до 300 человек в форме пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы;
(дата) с 09 до 11 часов по <адрес> с количеством участников до 300 человек в форме шествия Александровского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии.
Из писем от (дата) исх. №, №, № заместителя главы администрации <адрес> Поваляевой С.В., действующей на основании должностной инструкции, утвержденной главой администрации Александровского района (дата) (с последующими дополнениями от (дата), (дата), (дата), (дата)) следует, что административных истцов уведомили о невозможности согласования проведения указанных ими публичных мероприятий, указав, что заявленные места проведения публичных мероприятий на территории Александровского района, избранные организаторами, являются общедоступными, в том числе для свободного и беспрепятственного посещения несовершеннолетними гражданами. В то же время, цели заявленных мероприятий нарушают запрет, установленный ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и может привести к административному правонарушению, за которое предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ. Организаторами публичных мероприятий не обеспечен принцип законности их проведения, установленный ст.3 Федерального закона №54-ФЗ. Одновременно, разъяснено, что администрация Александровского района не имеет правовых оснований для согласования публичных мероприятий на заявленных организаторами территориях, и было предложено организаторам изменить места их проведения на территории, недоступные для свободного и беспрепятственного посещения несовершеннолетними гражданами.
Согласно с ч.ч. 5, 6 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ шествие это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам, а пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона №54-ФЗ закрепляет основной принцип, на котором должно основываться публичное мероприятие: законность, т.е. соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В ч.3 ст.17 и ч.3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что осуществление гражданами права на распространение информации, касающейся вопросов сексуального самоопределения личности, не должно нарушать права и свободы других лиц, а в правовом регулировании данного права, равно как и иных прав и свобод человека и гражданина, должен обеспечиваться баланс конституционно значимых ценностей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В п.1 ст.14 Федерального закона №124-ФЗ указано, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с п.1 ст.2 этого же Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Часть 6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.1 ст. 6.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 сентября 2014 г. №24-П «По делу о проверки конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова» указал, что целью, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, являлась необходимость оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации.
Это касается и тех случаев, когда сама по себе информация, запрещенная к распространению в среде несовершеннолетних, может быть направлена, с точки зрения ее распространителя, на преодоление как такового негативного отношения к этим лицам.
Заявленные административными истцами публичные мероприятия намечались к проведению в публичных местах (на улицах города Александрова и <адрес> в городе Александров), где действительно проводят свое свободное время большое количество несовершеннолетних граждан Российской Федерации – жителей и гостей города Александрова. Заявленные цели проведения данных публичных мероприятий в указанных местах нарушают вышеперечисленные запреты, установленные законодательством Российской Федерации, поскольку публичные мероприятия направлены, в том числе и на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах нахождения несовершеннолетних. Установив такое несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, администрация МО Александровский район в лице заместителя главы администрации Александровского района Поваляевой С.В. в полном соответствии с требованиями ч.2 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ уведомила об этом административных истцов, предупредив о том, что публичные мероприятия содержат признаки административного правонарушения. Указанная позиция администрации МО Александровский район была доведена до административных истцов (дата) в установленный п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ срок.
Довод административных истцов о том, что администрация МО Александровский район обязана указать административным истцам иное альтернативное место проведения пикетирования и шествия в общественном месте, суд считает несостоятельным, поскольку он противоречит нормам п. 2 ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ, а также смыслу законодательного запрета на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 сентября 2014 г. №24-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст.6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова», исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.
Запрет осуществления, указанных в ч.1 ст.6.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации.
Нельзя согласиться и с доводами административных истцов о том, что обжалуемые решения администрации городского округа противоречит нормам международного права и практике Европейского Суда по правам человека, а также являются дискриминационными по отношению к сообществу лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов и трансгендеров.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.5 Федерального закона №124-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей.
Названные нормы права согласуются с Конвенцией о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), согласно которой государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст. 2).
Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).
Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности (ст. 8).
Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры (ст. 19).
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34).
В преамбуле Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) указано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека).
Согласно ч. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Уважение этих прав гарантировано другими нормами Всеобщей декларации прав человека и Конвенции, предусматривающими возможность ограничения иных прав и свобод в том случае, если они сводятся к злоупотреблению правом.
В соответствии с ч.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ч. 2 ст. 10 Конвенции).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
С учетом изложенного, заявленные административными истцами цели публичного мероприятия, направленные на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, администрацией МО Александровский район в обжалуемых решениях обоснованно расценены, как ущемляющие права несовершеннолетних граждан и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.
Проанализировав и оценив содержание оспариваемых административными истцами решений административного ответчика, и исходя из приведенных выше положений законодательства Российской Федерации, запрещающего пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при рассмотрении уведомлений административных истцов о проведении вышеуказанных публичных мероприятий не было допущено нарушения действующего законодательства Российской Федерации, отказы являются правомерными.
Таким образом, у суда нет оснований для удовлетворения административного иска Алексеева Н.А., Климова В.Н. и Молякова С.А.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Алексеева Н.А., Климова В.Н., Молякова С.А. к администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования и обязании согласовать проведение публичных мероприятий отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Ю. Гашина
.
.
.
.