Дело № 2а-909/2019
УИД 14RS0019-01-2019-000961-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 04 июля 2019 г.
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Веслополовой А.М., с участием представителя административного истца Лубяной А.В., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Марусича В.И., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гумербаев Ф.И. к Администрации Муниципального образования «Город Нерюнгри», Межведомственной комиссии по оценке и признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать межведомственную комиссию и провести обследование,
УСТАНОВИЛ:
Гумербаев Ф.И. обратился в суд с административным иском к Администрации МО «<адрес>» мотивируя тем, что он ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес>, балок №, что является основным документом, подтверждающим правовое основание для проживания. Ордер на такое жилое помещение не выдавался, договора социального найма с проживающими в балках не заключались, на кадастровый учет балки не ставили. В балке №/бн отсутствуют все виды коммунальных услуг, а истец с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом третьей группы. Гумербаев Ф.И. неоднократно обращался в межведомственную комиссию, а также в администрацию <адрес> с заявлением о создании межведомственной комиссии на предмет пригодности или непригодности балка №/бн для проживания, о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также о предоставлении другого жилого помещения. В создании межведомственной комиссии Гумербаев Ф.И. было отказано по причине отсутствия указанного балка на балансе Нерюнгринской городской администрации. Просит обязать Нерюнгринскую городскую администрацию создать межведомственную комиссию и провести обследование балка №\бн.
Администрация МО «<адрес>» представила суду отзыв на административное исковое заявление указав в нем, что в межведомственную комиссию не поступали заявления от гражданина Гумербаев Ф.И., а также от органа местного самоуправления по вопросу обследования балка № б/н в районе <адрес> <адрес>. Заявление Гумербаев Ф.И. за вх. №-гр от ДД.ММ.ГГГГ в межведомственную комиссию не направлялось, так как административным истцом не были представлены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Факт наличия прописки не может порождать для гражданина каких-либо прав либо обязанностей. Сама по себе регистрация не дает прав гражданину, а лишь фиксирует факт его проживания по адресу. Соответственно, лишь на основании регистрации, право на проживание в жилом помещении не возникает.
В архиве Нерюнгринского филиала ГУП «РЦТИ» отсутствует техническая документация на балок № б/н в районе <адрес>, что подтверждается письмами ГУП «РЦТИ» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № №, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке на балок № б/н в районе пятой автобазы отсутствуют.
Правоустанавливающие документы, подтверждающие законное проживание в спорном строении у административного истца отсутствуют, из этого следует, что данный балок является самовольно возведенным строением. Кроме того, не предоставлены административным истцом сведения, свидетельствующие о постоянном его проживании в данном помещении, несении расходов по его содержанию, а также не представлены документы, подтверждающие, что Гумербаев Ф.И. принимал меры к оформлению своих прав на балок № б/н в районе пятой автобазы <адрес>.
После получения ответа №.3 от ДД.ММ.ГГГГ на заявление вх. №-гр от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемые документы Гумербаев Ф.И. представлены не были. Справка о регистрации по месту жительства, приложенная вместе с другими копиями к заявлению, не является документом, свидетельствующим о принятом решении о предоставлении гражданину жилого помещения, в данном случае балка. Какие либо иные документы, подтверждающие право на предоставление и вселение в балок № б/н или о выделении земельного участка для строительства объекта недвижимости Гумербаев Ф.И. не предоставлялись.
Из выписки из реестра муниципального имущества МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.1 следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: РС(Я), <адрес>, балок № б/н в районе пятой автобазы в реестре муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» не числится.
Все документы, которые прилагаются к исковому заявлению, датированы ДД.ММ.ГГГГ годом. Кроме этого, документы, прилагаемые к исковому заявлению: заявления Гумербаев Ф.И. и ответы на эти обращения несут разъяснительный характер на предмет предоставления административному истцу другого жилого помещения. Важно отметить, что административным истцом не представлены документы о наличии существующего на сегодняшний день самого объекта - балка № б/н в районе <адрес>. Представлены документы, подтверждающие место регистрации в балке от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на сегодняшний день не известно состоит административный истец на регистрационном учете в балке или нет.
Кроме того, административный ответчик заявил о пропуске административным истцом срока исковой давности указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ Гумербаев Ф.И. подал исковое заявление в Нерюнгринский городской суд РС (Якутия) об обязании администрацию МО «<адрес>» предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. ДД.ММ.ГГГГ определением Нерюнгринского городского суда РС(Я) заявление Гумербаев Ф.И. оставлено без рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ в Нерюнгринский городской суд поступило заявление Гумербаев Ф.И. к администрации МО «<адрес>» о понуждении принять на баланс балок № б\н. Решением Нерюнгринского городского суда РС (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления Гумербаев Ф.И. было отказано в виду пропуска срока исковой давности.
Согласно ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Считает, что срок давности необходимо исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с даты обращения Гумербаев Ф.И. в Нерюнгринский городской суд РС (Якутия) к Нерюнгринской городской администрации об обязании предоставить помещение во внеочередном порядке. С учетом этого, срок обращения административного истца в суд истек ДД.ММ.ГГГГ, а Гумербаев Ф.И. обратился в суд с настоящими требованиями ДД.ММ.ГГГГ. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований Гумербаев Ф.И.
В ходе судебного разбирательства административный истец отказался от исковых требований в части требования о возложении обязанности создать межведомственную комиссию.
Определением Нерюнгринского городского суда РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ отказ Гумербаев Ф.И. от административного искового заявления к Администрации Муниципального образования «<адрес>», Межведомственной комиссии по оценке и признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в части требования о возложении обязанности создать межведомственную комиссию принят судом. Производство по делу в части требования о возложении обязанности создать межведомственную комиссию, прекращено.
В судебном заседании административный истец Гумербаев Ф.И. не участвовал, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного истца Лубяной А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит суд признать бездействие администрации МО «<адрес>» незаконным и возложить обязанность провести обследование.
Представитель административного ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО3 в судебном заседании с иском не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища и на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что Гумербаев Ф.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: Республики Саха (Якутия), <адрес>, балок № б\н, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ и адресной справкой МРО УФМС России по РС(Я) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Гумербаев Ф.И. обратился в Нерюнгринскую городскую администрацию с заявлением о заключении с ним договора социального найма и постановке балка № б\н в районе <адрес> на баланс и включении объекта в реестр муниципальной собственности МО «<адрес>», признать балок непригодным для проживания, а также о переводе его как остро нуждающегося в улучшении жилищных условий, со списка очередности граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ (общей очереди), дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (второй очереди), в очередь с получением преимущественного права «первой очереди», жилые помещения которых признаны непригодными для проживания.
Из ответа Нерюнгринской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.3 о рассмотрении обращения Гумербаев Ф.И. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, согласно имеющихся данных в отделе учета и приватизации жилья Управления архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, Гумербаев Ф.И. состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ - с даты подачи заявления. В учетном деле отсутствуют иные заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с датой подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ. Также, по вопросу создания межведомственной комиссии и проведении обследования для признания балка № б/н в установленном порядке непригодным для проживания, Гумербаев Ф.И. разъяснен порядок обращения в межведомственную комиссию со ссылкой на п. 45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», из которого следует, что истцу вместе с заявлением необходимо предоставить копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Постановлением Нерюнгринской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-нпа создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов по оценке и признании помещения жилым помещением непригодным для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктами 42-47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
Комиссия, на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что в межведомственную комиссию от Гумербаев Ф.И. заявление о проведении обследования балка № б/н в районе <адрес> <адрес> поступало без документов, установленных Положением, так как копия справки о регистрации по месту жительства, приложенная к заявлению, не является документом, свидетельствующим о принятом решении о предоставлении гражданину жилого помещения, в данном случае балка. Какие-либо другие документы, подтверждающие право на предоставление и вселение в балок № б\н или о выделении земельного участка для строительства объекта недвижимости Гумербаев Ф.И. не представлялись, как и не были им представлены иные правоустанавливающие документы на данное помещение.
Таким образом, обязанность принять решение по заявлению Гумербаев Ф.И. от ДД.ММ.ГГГГ у Нерюнгринской городской администрации не возникла, поскольку поданное административным истцом заявление не было оформлено надлежащим образом, документы, указанные в п. 45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в полном объеме не представлены. При таких обстоятельствах, исковые требования Гумербаев Ф.И. о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности провести обследование, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что обращался в администрацию <адрес> с заявлением о создании межведомственной комиссии, о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также о предоставлении другого жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, письмо ответчика от ДД.ММ.ГГГГ было им получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует собственноручная подпись.
С административным исковым заявлением Гумербаев Ф.И. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Гумербаев Ф.И. нарушен предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обжалования бездействия органа местного самоуправления. Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, при этом, уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гумербаев Ф.И. подал исковое заявление в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) об обязании администрацию МО «<адрес>» предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, в обоснование своих доводов Гумербаев Ф.И. приложил к исковому заявлению письмо Нерюнгринской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы ЯАО, в котором Гумербаев Ф.И. было отказано в обследовании жилья для признания его аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ в Нерюнгринский городской суд поступило заявление Гумербаев Ф.И. к администрации МО «<адрес>» о понуждении принять на баланс балок № б\н. Решением Нерюнгринского городского суда РС (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления Гумербаев Ф.И. было отказано в виду пропуска срока исковой давности.
Принимая во внимание длительность пропуска срока, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Гумербаев Ф.И. возможности лично или через представителя обратиться в суд в установленный законом срок, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют. Ходатайство о восстановлении процессуального срока стороной истца не заявлялось.
Поскольку совокупность оснований для признания бездействия административного ответчика незаконным и возложении обязанности провести обследование при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Гумербаев Ф.И. к Администрации Муниципального образования «<адрес>», Межведомственной комиссии по оценке и признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать межведомственную комиссию и провести обследование отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья Е.В.Подголов