Дело № 2-691/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024года г. Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.
при секретаре Микине А.М.,
с участием представителя истца Ивановского межрайонного прокурора – помощника прокурора Владимирова В.Д.,
представителя ответчиков Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Масленниковой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации дорожного движения,
установил:
Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации дорожного движения.
Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО3 проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги на территории Ивановского муниципального района.
Межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области по обращению ФИО3 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Ивановского муниципального района Ивановской области.
Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 14.10.2015 № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области и автомобильных дорог общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области в границах сельских поселений Ивановского муниципального района Ивановской области, согласно Приложению № 1 которого автомобильная дорога по адресу: <адрес> имеет идентификационный №, протяженность ее составляет 957 м, указанная дорога является дорогой 3 класса, IV категории.
Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 26.11.2018 № утверждена Комплексная схема организации дорожного движения на территории Ивановского муниципального района Ивановской области, согласно Приложению № 3 которой автомобильная дорога по адресу: <адрес> имеет идентификационный №, ее протяженность составляет 957 м, указанная дорога является дорогой 3 класса, III категории.
В ходе проверки установлено, что при разработке документации «Комплексная схема организации дорожного движения на территории Ивановского муниципальногорайонаИвановской области ООО «МагистральПроект» в качестве исходной информации, предусмотренной ч. 4 Приложения 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2015 № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», заказчиком в лице администрации Ивановского муниципального района был предоставлен «Перечень автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района», в соответствии с которым автомобильная дорога по адресу: <адрес> имеет идентификационный №, ее протяженность составляет 957 м, указанная дорога является дорогой 3 класса, III категории.
Кроме того, выявлено, что на указанную автомобильную дорогу отсутствует технический паспорт, в котором было бы указано техническое состояние указанной автомобильной дороги.
При этом технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, в связи с ненадлежащим нормативным регулированием, устанавливающим перечень автомобильных дорог Ивановского муниципального района, отсутствием технического паспорта на автомобильную дорогу, отсутствием сведений об обследовании автомобильной дороги по адресу: <адрес>, установить фактическое техническое состояние дороги, ее характеристики не представляется возможным.
По итогам проверки межрайонной прокуратурой 15.09.2023 главе администрации Ивановского муниципального района внесено представление, вместе с тем, надлежащим образом нарушения не устранены.
На основании изложенного, администрации Ивановского муниципального района необходимо провести техническое обследование автомобильной дороги, разработать технический паспорт с характеристиками автомобильной дороги по <адрес>.
Кроме того, исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы организации в границах поселения водоотведения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В силу п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В ходе проверки установлено, что водоотведение по <адрес> муниципального района, надлежащим образом не организовано, замусорено, что приводит к подтоплению земельных участков граждан.
Организация водоотведения является обязанностью органа местного самоуправления направленной, в том числе, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения, защиту от подтопления территорий и отдельных объектов, безопасности дорожногодвижения. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и строительством.
По результатам проверки 18.08.2023 главе администрации Ивановского муниципального района внесено представление об устранении нарушений, по итогам рассмотрения меры прокурорского реагирования осуществлен выезд с целью выявления дефектов водопропускной трубы, расположенной по <адрес> в <адрес>, указанная труба забита землей и остатками бетона, целостность ее нарушена.
В настоящее время требуется проведение работ по замене водопропускной трубы под дорогой со вскрытием дорожного полотна.
Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом положений ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд обязать администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области в срок до 01.10.2024 разработать технический паспорт с характеристиками автомобильной дороги по <адрес>; в срок до 01.12.2024 заменить водопропускную трубу возле участка № <адрес>.
Представитель истца – помощник прокурора Владимиров В.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков - Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Масленникова Г.Л., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, при этом просила установить больший срок для исполнения решения суда.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Постановлением Администрации Ивановского муниципального района № от 14.10.2015 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района Ивановской области и автомобильных дорог общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области в границах сельских поселений Ивановского муниципального района Ивановской области.
Из приложения к указанному постановлению следует, что автомобильная дорога по адресу: <адрес> имеет идентификационный № протяжность 957м, класс дороги 3, категория дороги 4, вид разрешенного использования – общего пользования.
Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 26.11.2018 № утверждена Комплексная схема организации дорожного движения на территории Ивановского муниципального района Ивановской области, согласно Приложению № 3 которой автомобильная дорога по адресу: <адрес> имеет идентификационный №, ее протяженность составляет 957 м, указанная дорога является дорогой 3 класса, III категории.
Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Ивановского муниципального района Ивановской области, в ходе которой было установлено, что при разработке документации «Комплексная схема организации дорожного движения на территории Ивановского муниципальногорайонаИвановской области ООО «МагистральПроект» в качестве исходной информации, предусмотренной ч. 4 Приложения 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2015 № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», заказчиком в лице администрации Ивановского муниципального района был предоставлен «Перечень автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района», в соответствии с которым автомобильная дорога по адресу: <адрес> имеет идентификационный №, ее протяженность составляет 957 м, указанная дорога является дорогой 3 класса, III категории, при этом на указанную автомобильную дорогу отсутствует технический паспорт, в котором было бы указано техническое состояние указанной автомобильной дороги.
15.09.2023 в адрес Главы Ивановского муниципального района прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Сообщением от 29.09.2023 Администрация Ивановского муниципального района Ивановской области сообщила о том, что требования представления являются обоснованными, в связи с чем Администрация запланирует при формировании бюджета Ивановского муниципального района на последующие годы разработку технического паспорта на указанную автомобильную дорогу в рамках проведения обследования в соответствии с Приказом Минтранса России от 07,08,2020№ 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог». В сроки, установленные в представлении, провести обследований, и разработать технический паспорт не представляется возможным в связи, с отсутствием в настоящее время финансирования.
До настоящего времени нарушения не устранены, доказательств обратного не представлено.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч, 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131 следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.
Однако из ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131 следует, что иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 № 1004-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33388-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 08.09.2016 (далее - ГОСТ 33388-2015).
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.
Паспортизация автомобильных дорог - учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных. Технический паспорт автомобильной дороги - технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги. Технический учет автомобильной дороги - систематический сбор данных о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги для составления и ведения технического паспорта автомобильной дороги (3.8-3.10 ГОСТ 33388-2015).
Паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог (4.2.1 ГОСТ 33388-2015).
В силу п.п. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. 2, 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки техническогосостояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, решение вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления, в том числе финансирование мероприятий по приведению дорожной сети местного значения в состояние, соответствующее нормативным требованиям, возможно лишь при непосредственном участии указанного органа местного самоуправления, при этом отсутствие технического паспорта автомобильной дороги создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, приводит к ненадлежащему содержанию автомобильных дорог, в связи с чем суд полагает, что неисполнение администрацией данных требований нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения, что существенно нарушает охраняемые законом права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
Из материалов дела также следует, что в ходе проведения прокуратурой проверки было также установлено, что водоотведение по <адрес> муниципального района надлежащим образом не организовано, замусорено, что ведет к подтоплению земельных участков.
Согласно акту обследования состояния водопропускной трубы, составленного комиссией из заместителя главы администрации Ивановского муниципального района ФИО6 и членов комиссии: главы Новоталицкого сельского поселения, заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Ивановского муниципального района, главного специалиста управления, было установлено, что на автомобильной дороге общего пользования №, 3 класса, 4 категории по адресу: <адрес>, водопропускная труба забита землей и остатками бетона от трубы, целостность ее нарушена. Комиссия пришла к выводу о необходимости проведения работ по замене водопропускной трубы под дорогой со вскрытием дорожного полотна и его дальнейшим восстановлением.
Поскольку выявленные нарушения влекут за собой нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения, а также охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчикам надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным согласиться с требованием прокуратуры об установлении предложенного ею срока исполнения решения суда, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации дорожного движения - удовлетворить.
Обязать администрацию Ивановского муниципального района (ОГРН № ИНН №)в срок до 01.10.2024 разработать технический паспорт с характеристиками автомобильной дороги по <адрес>; в срок до 01.12.2024 заменить водопропускную трубу возле участка № <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 04.04.2024 года