Решение по делу № 33-3672/2022 от 31.05.2022

Г. Сыктывкар Дело № 2-97/2022 (33-3672/2022 г.)

УИД: 11RS0017-01-2022-000105-62

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании 06 июня 2022 года дело по апелляционной жалобе Осипова В.А. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 30 марта 2022 года, которым

исковые требования Осипова В.А. к администрации муниципального района «Сысольский» о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., судебная коллегия

установила:

Осипов В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сысольский» (далее по тексту – администрация МР «Сысольский») о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Сысольского района, указав в обоснование, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. Администрацией муниципального района «Сысольский» отказано во включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением им 23 лет.

Осипов В.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Администрация муниципального района «Сысольский» извещена надлежащим образом о рассмотрении дела, представителя в судебное заседание не направила. В представленном суду отзыве возражала против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Осипов В.А. просит решение суда отменить, указывает на то, что он обладает правом на обеспечение жильем, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Администрацией муниципального района «Сысольский» поданы письменные возражения на апелляционную жалобу истца.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 и 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнении к ней, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что Осипов А.В. имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился под опекой ФИО16, поскольку мать ФИО17 умерла <Дата обезличена> г.; отец ФИО18 умер <Дата обезличена>

<Дата обезличена> опекунство над несовершеннолетним Осиповым В.А. от ФИО19 передано сестре ФИО20 в связи с достижением последней совершеннолетия и проживающей совместно с братом по адресу: <Адрес обезличен>

Постановлением Главы администрации Сысольского района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за Осиповым В.А. закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> где он проживал с опекуном Осиповой Т.А.

Как следует из справки администрации сельского поселения «Визинга» от <Дата обезличена>, Осипов В.А. числится зарегистрированным на территории поселения «Визинга» по следующим адресам: с <Дата обезличена> года по адресу: <Адрес обезличен>; с <Дата обезличена> по настоящее время по адресу: <Адрес обезличен>

Правообладателем жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> до <Дата обезличена> являлось муниципальное образование сельского поселения «Визинга», жилое помещение находилось в пользовании семьи истца на условиях найма.

С <Дата обезличена> года Осипов В.А. зарегистрирован в доме по адресу: <Адрес обезличен> с семьей в составе ФИО21 В период с <Дата обезличена> год истец проживал и работал в ... в настоящее время фактически проживает по вышеуказанному адресу.

Распоряжением администрации сельского поселения «Визинга» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, где в настоящее время проживает истец и которым владеет в ... доле в праве собственности, признано непригодным для проживания.

<Дата обезличена> Осипов В.А. обратился с заявлением в администрацию муниципального района «Сысольский» с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Осипову В.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» в связи с тем, что представлены документы и сведения, которые не подтверждают право гражданина на включение в список - возраст превышает 23 года.

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ).

Предоставление жилого помещения по договору социального найма (найма) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как ранее носило, так носит и в настоящее время заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

По смыслу вышеуказанных положений Закона заявление о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, должно было быть подано истцом не позднее достижения возраста 23 лет.

Судом установлено, что до достижения возраста 23 лет истец не обращался с заявлением в орган местного самоуправления о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на льготных условиях, и поскольку до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец не реализовал право на обеспечение жилым помещением, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не встал, положения ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не могут распространяться. При этом 23 летнего возраста истец достиг 29.02.1999г.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., указано, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

С заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей, оставшихся без попечения родителей, и об обеспечении жилым помещением истец к ответчику либо в уполномоченный орган по месту жительства не обращался, доказательств уважительности причин, по которым истец не мог быть своевременно поставлен на учет, суду не представлено.

Доводы истца о ненадлежащем выполнении обязанностей по защите его жилищных прав опекуном, своевременно не поставившим его на жилищный учет, органов власти не разъяснивших ему порядок реализации права на обеспечение жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, не свидетельствуют об уважительности причин, по которым он самостоятельно не реализовал имеющееся у него право на предоставление жилого помещения.

При этом судом принято во внимание, что Осипов В.А. до достижения им возраста 23-х лет, будучи должным образом социализированным, не обращался в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в целях обеспечения жилым помещением. Такое обращение с его стороны последовало только в <Дата обезличена> году (по достижении им возраста ... лет), то есть через ... лет после достижения им возраста 23 лет (в <Дата обезличена> году).

Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований и ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку суда первой инстанции исходя из положений жилищного законодательства и законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оснований считать, что новые Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, предоставляют возможность лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению ими возраста 23 лет быть включенным в соответствующий Список и при отсутствии с их стороны каких-либо обращений с подобными заявлениями до достижения ими такого возраста, не имеется.

Новые Правила устанавливают порядок формирования соответствующего Списка, однако правовое регулирование вопроса, касающегося непосредственно прав лиц рассматриваемой категории на обеспечение жилым помещением, по сути, осталось прежним: распространение дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных Законом, возможно для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до достижения ими возраста 23 лет и с соблюдением лицами указанной категории заявительного характера обращения. После достижения ими возраста 23 лет включение их в Список возможно при установлении уважительных причин, по которым такие лица своевременно не были поставлены на такой учет.

Соответствующие правовые позиции, содержавшиеся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20.11.2013, были повторены в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 23.12.2020, то есть уже после утверждения новых Правил.

Исходя из изложенного, оценка прав истца должна производиться в зависимости от установления обстоятельств и причин, по которым истец своевременно (до достижения 23 лет) не встал и не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также наличия обстоятельств, препятствовавших в его постановке на такой учет.

Такие обстоятельства судом в рамках настоящего дела выяснялись и по результатам их оценки суд пришли к выводу об отсутствии у Осипова В.А. уважительных причин, по которым до достижения им возраста 23 лет имеющееся у него право на предоставление жилого помещения не было реализовано, с учетом того обстоятельства, что истец проживал в жилом помещении закреплённом за ним как ребенком-сиротой Постановлением главы администрации Сысольского района от <Дата обезличена> вплоть до достижения им возраста ... лет.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Осипова В.А.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что вынесенным решением нарушаются его права, являются несостоятельными.

Доказательств того, что истец до достижения 23-летнего возраста обращался за постановкой на соответствующий учет граждан, но ему было в этом необоснованно отказано, в материалы дела не представлено. Применение к спорным правоотношениям положений Жилищного кодекса РСФСР, как на это указывает апеллянт, не подтверждает факт его обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сысольского районного суда Республики Коми от 30 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осипова В.А. - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 06 июня 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-3672/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Осипов Владимир Александрович
Ответчики
Администрация муниципального района Сысольский
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Шерстнёва А. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
06.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2022Передано в экспедицию
06.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее