Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 09 сентября 2019 года
Королевский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шишкова С.В., при секретаре ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании уведомления о приостановлении кадастрового учета незаконным, признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, отмене решения об отказе в учете изменений земельного участка и обязании внести сведения о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и ФИО3, уточнив требования, обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении кадастрового учета земельного участка незаконным, признании уведомлениея об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, отмене решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе признании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении кадастрового учета земельного участка незаконным, признании незаконным отказа в снятии приостановления осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №, отмене решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений земельного участка а.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на основании Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности на землю. Категория земель указан как "земли сельскохозяйственного назначения", цель использования "садоводство". Указанное свидетельство является правоустанавливающим документом и подтверждает право наследодателя на земельный участок. Им, как наледникам, ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности нотариуса ФИО7 нотариального округа Королева были выданы свидетельства о праве на наследство по закону, в соответствии с которым у них возникло право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> №. За ними было зарегистрировано право собственности на земельный участок по <данные изъяты> доле за каждой. В выписках ЕГРН указано, что категория и вид разрешенного использования земельного участка не установлены и не указана кадастровая стоимость земельного участка. Границы земельного участка определены, уточненная площадь составила <данные изъяты> кв.м. Они неоднократно обращались в уполномоченный государственный органа в целях внесения сведений о земельном участке по категории и виду разрешенного использования, однако им было отказано. Считают данные отказы не законными, поскольку они не могут реализовать свои права по распоряжению данным земельным участком. Отказывая в удовлетворении заявления уполномоченный орган исходил из того, что представленные документы не отвечают требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административных истцов, действующая по доверенности, требования поддержала и на удовлетворении уточненного административного иска настаивала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> явился, иск не признал, представив письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица, председатель СНТ "Каховка" просила требования истцом удовлетворить.
Суд, выслушав мнение представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на основании Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности на землю. Категория земель указана как "земли сельскохозяйственного назначения", цель использования "садоводство".
Указанное свидетельство является правоустанавливающим документом и подтверждает право наследодателя на земельный участок.
Истцам ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности нотариуса ФИО7 нотариального округа Королева были выданы свидетельства о праве на наследство по закону, в соответствии с которым у них возникло право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №.
За истцами было зарегистрировано право собственности на земельный участок по <данные изъяты> доле за каждой.
Из представленных выписок из ЕГРН следует, что категория и вид разрешенного использования земельного участка не установлены и не указана кадастровая стоимость земельного участка.
Границы земельного участка определены, уточненная площадь составила <данные изъяты> кв.м.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
В силу статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также определено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, свидетельства о праве на наследство (пункт 4 части 2 статьи 14). При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется (часть 2 статьи 59).
Законодательством не предусмотрено право государственного регистратора проверять обоснованность выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство, а также ставить под сомнение возникающие в порядке наследования права, подтвержденные таким свидетельством.
Для осуществления кадастрового учета истцами были представлены необходимые документы.
Судом установлено, что государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с направлением запроса в Главное Управление Архитектуры и градостроительства по <адрес>. В связи с изменением сведений о виде разрешенного использования.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором вынесено уведомление об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета поскольку земельный участок с кадастровым номером № включен в границы территориальной зоны, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (<данные изъяты> Площадь земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, поскольку не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, основания для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, в том числе на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, не изменились.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый); виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий).
В соответствии с п.13 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений п.4 ст.37 ГрК РФ, п.3 ст.85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений ст.209 ГК РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
В связи с чем, приостановление органа регистрации прав кадастрового учета является неправомерным.
При таких обстоятельствах Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по <адрес> неправомерно отказал в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, а соответственно решение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушающим права административных истцов.
Ко всему прочему, как следует из материалов дела, обстоятельств, которые бы препятствовали административному ответчику осуществить государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости установлено не было, в связи с чем оснований отказа в снятии приостановления осуществления кадастрового учета и в последующем отказе в осуществлении кадастрового учета, не имелось.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд находит требования истцов к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> законными и подлежащими удовлетворению частично и считает возможным обязать ответчика повторно рассмотреть заявление об осуществлении кадастрового учета и внесении сведений о земельном участке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 и ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> удовлетворить частично.
Признать уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении кадастрового учета земельного участка, уведомление о признании незаконным отказа в снятии приостановления осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № и решение № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений земельного участка незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 и ФИО8 об осуществлении кадастрового учета и внесении изменений сведений о земельном участке №, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королевский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья: