Дело № 2а-636/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 18 января 2018 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при секретаре – Дудиной А.В.,
с участием административного истца Гусева К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гусева Кирилла Дмитриевича к Администрации Бардымского муниципального района Пермского края о признании незаконными решений о проведении торгов,
установил:
Гусев Кирилл Дмитриевич обратился в суд с административным иском к Администрации Бардымского муниципального района Пермского края о признании незаконными решений о проведении торгов.
Требования мотивированы тем, что 16.11.2017 в единой информационной системе (https://torgi.gov.ru/) размещено извещение № о проведении Администрацией Бардымского Муниципального района (Организатор аукциона) 20.12.2017 аукциона на право заключения договора аренды и по продаже земельного участка. Административным истцом подана заявка на участие в аукционе согласно извещению № от 16.11.2017, по продаже земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, земли населенных пунктов, «рыбоводство». Также 15.12.2017 административным истцом в адрес Администрации Бардымского Муниципального района Пермского края направлен запрос на предоставление необходимой информации, по причине ее отсутствия в извещении № от 16.11.2017 а именно: к какой территориальной зоне в соответствии с Правилами землепользования и застройки Бардымского сельского поселения относится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, земли населенных пунктов, «рыбоводство»; имеется ли на данном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, земли населенных пунктов, «рыбоводство», объекты инфраструктуры под «рыбоводство»; если на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, земли населенных пунктов, «рыбоводство» имеется инфраструктура под «рыбоводство», сообщить, что именно; на каком расстоянии от ближайших крайних границ находится земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, земли населенных пунктов, «рыбоводство», от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, земли населенных пунктов, площадью 2 241 кв.м; на каком расстоянии oт ближайших крайних границ находится земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, земли населенных пунктов, «рыбоводство», от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью 1 500 кв.м. По настоящее время (19.12.2017) ответ на данный запрос не поступал. В нарушение п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, в извещении № от 16.11.2017 по объекту: земельный участок, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м., земли населенных пунктов, «рыбоводство», отсутствует информация о задатке, а именно о его размере и наличии. Также в данном извещении отсутствует форма заявки на участие в аукционе. При личной подаче заявления на участие в аукционе, административному истцу сообщили, что задаток имеется, в связи с чем пришлось вносить задаток для участия в аукционе. Кроме того, в нарушение п. 22 ст. 39.11 ЗК РФ, приложение в виде проекта договора купли-продажи к извещению № от 16.11.2017 на сайте https://torgi.gov.ru/ отсутствует. В связи с вышеуказанным, организатором аукциона нарушены нормы законодательства, регулирующие порядок проведения аукциона, данные обстоятельства исключают объективность аукционной документации, ее полноту и достоверность, что нарушает законные интересы и права административного истца как участника аукциона. По причине того, что на запрос от 15.12.2017 административного истца организатор аукциона не предоставил ответа, имеются все основания предполагать, что данный земельный участок не соответствует целям использования земельного участка, указанного в извещении о проведении аукциона. Так как в Правилах землепользования и застройки Бардымского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов от 25.11.2009, приведенные в соответствие с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в части уточнения видов разрешенного использования земельных участков, зона Ж1 не включает в себя раздел «рыбоводство». Решение о проведении торгов, принятое Администрацией Бардымского муниципального района на основании распоряжений Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017 № 452-р, от 23.10.2017 № 512-р, тем самым, срок подачи заявления не пропущен.
Административный истец Гусев К.Д. просит признать незаконным решение о проведении торгов, принятое Администрацией Бардымского муниципального района на основании распоряжений Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017 № 452-р, от 23.10.2017 № 512-р.
В заседании суда административный истец на исковых требованиях настаивал. Дал пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении.
От административного ответчика Администрации Бардымского муниципального района Пермского края в заседание суда явилась представитель Мавлютова Г.М., представив доверенность от 15.01.2018.
Частью 5 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
Согласно ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
Таким образом, в связи с непредставлением документов о наличии высшего юридического образования Мавлютова Г.М. не является надлежащим представителем Администрации Бардымского муниципального района Пермского края, в связи с чем не может быть допущена для участия в заседании суда как представитель ответчика.
Принимая во внимание, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, то в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в его отсутствие.
При этом, административным ответчиком представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором отмечено следующее. 16.11.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении 20.12.2017 аукциона по продаже, в том числе земельного участка с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Решение о проведении аукциона: земельных участков, указанных в извещении, принято Администрацией Бардымского муниципального района на основании распоряжений Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017 №452-р и от 23.10.2017 №512-р. Оспариваемый земельный участок поименован только в распоряжении Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017№452-р. Земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «рыбоводство», находится в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1). В соответствии с Правилами землепользования и застройки Бардымского сельского поселения вид разрешенного использования «рыбоводство» в территориальной зоне СХ-1 относится к основным видам разрешенного использования. Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка соответствует Правилам землепользования и застройки Бардымского сельского поселения. В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений, в отдельные законодательные акты РФ» рыбоводная инфраструктура имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства), на вышеуказанном земельном участке отсутствуют. Частично в границах земельного участка проведены земляные работы, которые не препятствуют использованию земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Водный объект в границах земельного участка отсутствует. Расстояние между земельными участками с кадастровыми № и № составляет 19-20 м, а между земельными участками с кадастровыми: № и № составляет 3-10 м. Информация о размере и о наличии задатка, о форме заявки на участие в аукционе, были прикреплены в виде документа к размещенной информации. Проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Рыбоводство» отменено в связи с неразмещением на официальном сайте www.torgi.gov.ru полной информации, а именно в связи с отсутствием проекта договора купли-продажи земельного участка. Решение принято аукционной комиссией по подготовке и проведению аукциона по продаже земельных участков или аукциона на право, заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, 20.12.2017. Информация размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Внесенный Административным истцом задаток возвращен на его расчетный счет. Администрация Бардымского муниципального района считает, что распоряжения Администрации Бардымского муниципального района «О проведении аукциона» от 23.10.20172-р № 512-р и от №452-р соответствуют земельному законодательству РФ; образованный земельный участок с кадастровым № площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Рыбоводство», соответствует, требованиям градостроительного и земельного законодательства РФ.
Заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, основанием для удовлетворения иска является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Изложенное соотносится с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, а само решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
Принимая во внимание, что решение о проведении торгов принято Администрацией Бардымского муниципального района на основании распоряжений Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017 № 452-р, от 23.10.2017 № 512-р, тем самым, трехмесячный срок подачи административного искового заявления не пропущен.
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Из пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
Исходя из пунктов 2, 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
В силу пункта 5 статьи 447 и пункта 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также – аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с частью 18 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»).
Согласно частям 19, 20, 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с частью 22 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли- продажи или проект договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.11.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении Администрацией Бардымского Муниципального района 20.12.2017 аукциона по продаже, в том числе, земельного участка с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Гусевым К.Д. подана заявка на участие в аукционе согласно извещению № от 16.11.2017, по продаже земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым №, площадью 1100 кв.м., земли населенных пунктов, «рыбоводство».
Решение о проведении аукциона: земельных участков, указанных в извещении, принято Администрацией Бардымского муниципального района на основании распоряжений Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017 №452-р и от 23.10.2017 №512-р.
При этом, земельный участок, расположенный по адресу <адрес> поименован только в распоряжении Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017№452-р.
Таким образом, распоряжение Администрации Бардымского муниципального района от 23.10.2017 №512-р никакого отношения к административному истцу не имеет, оно не порождает конкретные обязанности для административного истца и не устанавливает, изменяет или отменяет его права, то есть не может нарушать права и законные интересы административного истца, не содержит юридически властного волеизъявления либо предписания в отношении именно административного истца.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований о признании незаконны распоряжения Администрации Бардымского муниципального района от 23.10.2017 №512-р следует отказать.
Что касается признания незаконным решения о проведения торгов, выраженного в распоряжении Администрации Бардымского муниципального района от 22.09.2017№452-р, то суд также не находит оснований для удовлетворения требований в данной части, исходя из следующего.
Полномочия собственника в отношении земельного участка, расположенного по адресу <адрес> осуществляет – Администрации Бардымского муниципального района, как собственник земельного участка, которым в пределах своей компетенции рассмотрен вопрос о проведении аукциона, открытого по составу участников и форме подачи заявок, по продаже земельного участка, в том числе по адресу <адрес>, а также принято решение о начале процедуры предпродажной подготовки указанного земельного участка с целью последующего выставления на торги. То есть судьба данного земельного участка определена собственником земельного участка, что не противоречит закону. Право определять способы распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику имущества, что согласуется п. 1 ст. 209 ГК РФ, предусматривающим, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и права административно истца нарушать не может, а следовательно, не может быть предметом самостоятельной проверки судом по нормам КАС РФ.
Действия Администрации, выразившиеся в проведении процедуры публикации и принятии решения о начале процедуры предпродажной подготовки на земельный участок, с целью последующего выставления на торги по продаже в собственность, соответствуют требованиям закона, в рамках осуществления правомочий собственника.
Неразмещение информации о размере и о наличии задатка в данном случае не привело к нарушению прав административного истца, поскольку фактически информация о задатке была им получена, задаток внесен.
Впоследствии проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Рыбоводство» отменено в связи с не размещением информации на официальном сайте www.torgi.gov.ru полной информации о проведении аукциона, рассмотрев заявление претендента Гусева К.Д., представленного перед началом проведения аукциона 20.12.2017 в 10 часов 00 минут, аукцион по лоту №1 отменен. То есть аукцион отменен в отношении земельного участка с кадастровым №, площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в отношении которого административным истцом подана заявка.
Решение принято аукционной комиссией по подготовке и проведению аукциона по продаже земельных участков или аукциона на право, заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, 20.12.2017.
Информация размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Внесенный административным истцом задаток возвращен на его расчетный счет.
То есть фактически лот снят с аукциона (отсутствует результат аукциона по спорному земельному участку), что свидетельствует о том, что права административного истца по участию в аукционе на момент рассмотрения не нарушены.
Снятие лота с аукциона не лишает истца воспользоваться своим правом на приобретение земельного участка при выставлении его на иной аукцион.
С учетом предмета административного иска и его оснований, принимая во внимание отмену аукциона по лоту, на который претендовал административный истец, в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Гусева Кирилла Дмитриевича к Администрации Бардымского муниципального района Пермского края о признании незаконным решений о проведении торгов, принятых распоряжениями от 22.09.2017 №452-р и от 23.10.2017 №512-р, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.С. Пепеляева
Копия верна.
Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: