Дело № 12-79/2020
18RS0021-01-2020-001370-19
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Можга УР 20 августа 2020 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
с участием Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в УР Тугашевой Т.М., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
защитника АО «МСО» Насырова В.Н., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Можгинское строительное объединение» Насырова Вячеслава Насыбовича на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
28 мая 2020 года постановлением исполняющего обязанности начальника отдела государственного надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Тагиевой Ситарой Хафиз кызы Акционерное общество «Можгинское строительное объединение» (далее по тексту АО «МСО») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Событие правонарушения согласно постановлению, заключается в том, что с 06.03.2020 г. по 13.03.2020 г. Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «МСО» на основании поступившей информации о нарушении обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, повлекшее причинение вреда здоровью работника (извещение от 04.02.2020 г. вх. № 18/6-10-20-ИЗ) при осуществлении трудовой деятельности.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
1) Так, в нарушение требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н бетонщик С.А.А. допущен к исполнению трудовых обязанностей без заключения обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра (с выполнением полного объема лабораторных и функциональных исследований). А именно, согласно карте № 01.01.00.19 специальной оценки условий труда бетонщика, на рабочем месте бетонщика установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2. По результатам оценки условий труда установлена необходимость в проведении медицинских осмотров согласно Приказу по приложению № 1 (пункт 3.5 (1 раз в год), пункт 4.1 (1 раз в год); по Приложению № 2 (пункт 1 (1 раз в год). В представленном АО «МСО» заключении предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) на бетонщика С.А.А. отсутствуют вредные производственные факторы, вид работы: пункт 3.5 приложения № 1 и пункт 1 Приложения № 2. Время совершения административного правонарушения 08.03.2020 г.
2) Кроме того, бетонщик С.А.А. (трудовой договор б/н от 22.01.2020 г.) был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, что является нарушением требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности», Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование пройдено С.А.А. лишь 04.03.2020 г., что подтверждается выпиской из протокола подкомиссии врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию граждан № 362 от 04.03.2020 г. Время совершения административного правонарушения 03.03.2020 г.
3) В нарушение требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н тракторист-машинист Д.А.В. (трудовой договор б/н от 27.01.2020 г.) допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра при приеме на работу. Время совершения административного правонарушения 20.02.2020 г.
4) Кроме того, тракторист-машинист Д.А.В. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, что является нарушением требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности», Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Время совершения административного правонарушения 20.02.2020 г.
5) В нарушение требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н электрогазосварщик А.В.Д. допущен к исполнению трудовых обязанностей без заключения обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра (с выполнением полного объема лабораторных и функциональных исследований). А именно, согласно карте № 01.07.00.02 специальной оценки условий труда электрогазосварщика, на рабочем месте электрогазосварщика установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2. По результатам оценки условий труда установлена необходимость в проведении медицинских осмотров согласно Приказу по приложению № 1 (пункт 4.1 (1 раз в год), пункт 1.1.4.8.1 (1 раз в 2 года), пункт 1.1.4.8.2 (1 раз в 2 года). В представленном АО «МСО» заключении предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) на электрогазосварщика А.В.Д. отсутствуют вредные производственные факторы: пункт 4.1 и пункт 1.1.4.8.2 Приложения № 1. Время совершения административного правонарушения 13.03.2020 г.
6) Кроме того, электрогазосварщик А.В.Д. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, что является нарушением требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности», Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Время совершения административного правонарушения 03.03.2020 г.
7) Водитель С.П.Н. (трудовой договор б/н от 05.12.2019 г.) был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, что является нарушением требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности», Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование пройдено С.П.Н. лишь 03.03.2020 г., что подтверждается выпиской из протокола подкомиссии врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию граждан № 348 от 03.03.2020 г. Время совершения административного правонарушения 02.03.2020 г.
Защитник АО «МСО» Насыров В.Н. с указанным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить.
Жалоба мотивирована следующими обстоятельствами:
- пункт 4 части 2 статьи 23.12 КоАП РФ не предоставляет право исполняющим обязанность руководителей структурных подразделений соответствующих государственных инспекцией труда рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено и.о. начальника отдела государственного надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, т.е. неправомочным лицом.
- вывод административного органа о допуске А.В.Д. к исполнению трудовых обязанностей без обязательного предварительного медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования противоречит действующему законодательству. 24.09.2020 г. А.В.Д., перед поступлением на работу в АО «МСО» в качестве электрогазосварщика прошел медицинский осмотр (освидетельствование), что подтверждается копией заключения по результатам медицинского осмотра. По результатам медицинского осмотра у А.В.Д. не выявлено медицинских противопоказаний к работе, поэтому у АО «МСО» не было законных оснований для недопущения А.В.Д. к работе.
Административным органом оставлено без внимание примечание 5 к Приложению № 1 и примечание 3 к Приложению № 2 Порядка проведения предварительного медицинского осмотра, установленного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, согласно которым участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых, которые по результатам дают заключение о наличии или отсутствии подозрения на наличие тех заболеваний, которые могут явиться медицинскими противопоказаниями к работе.
Это означает, что А.В.Д. в соответствии с вышеназванным нормативным правовым актом прошел психиатрическое освидетельствование во время предварительного медицинского осмотра.
Кроме того, административным органом при вынесении не принята во внимание часть 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1, согласно которой психиатрическое освидетельствование проводится только по просьбе или с согласия обследуемого и является видом медицинского освидетельствования. Добровольность психиатрического освидетельствования закреплена и в Правилах прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695, согласно пунктам 2, 5 которых освидетельствование работника проводится на добровольной основе и не реже одного раза в пять лет. Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства. Поэтому принудительное, без согласия А.В.Д., повторное направление его работодателем на психиатрическое освидетельствование явилось бы для АО «МСО» нарушением закона, тем более, что срок освидетельствования, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695, не прошел.
- 10.01.2020 г. Д.А.В. перед поступлением на работу в АО «МСО» в качестве машиниста-тракториста прошел медицинский осмотр (освидетельствование), что подтверждается копией медицинского заключения серии 942020519 № 001344, которым установлено отсутствие у работника медицинских противопоказаний к работе. После получения медицинского заключения Д.А.В. принят на работу, что подтверждается приказом о приеме работника на работу № 15 от 28.01.2020 г.
С учетом положений ст. 23 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1, принудительное, без согласия Д.А.В. повторное направление его работодателем на психиатрическое освидетельствование явилось бы для АО «МСО» нарушением закона, тем более, что срок освидетельствования, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695, не прошел.
- 06.12.2019 г. С.П.Н. перед поступлением на работу в АО «МСО» в качестве водителя прошел медицинский осмотр (освидетельствование), что подтверждается копией заключения по результатам медицинского осмотра, которым установлено отсутствие у работника медицинских противопоказаний к работе. После получения медицинского заключения С.П.Н. принят на работу, что подтверждается приказом о приеме работника на работу № 234 от 06.12.2019 г.
С учетом положений ст. 23 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1, принудительное, без согласия С.П.Н. повторное направление его работодателем на психиатрическое освидетельствование явилось бы для АО «МСО» нарушением закона, тем более, что срок освидетельствования, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695, не прошел.
- размер назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей не соответствует принципу справедливости и соразмерности наказания и несет в себе неоправданно карательный характер.
В судебное заседание законный представитель АО «МСО» М.Р.Р. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении судебной повестки.
На основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя АО «МСО».
В судебном заседании защитник АО «МСО» Насыров В.Н. поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что из штатного расписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, утвержденного приказом руководителя от 25.09.2019 г. № 271/02-01, следует, что в структуру Инспекции входит, в том числе, отдел государственного надзора по охране труда, состоящий из начальника отдела, главных государственных инспекторов труда и государственных инспекторов труда. При этом штатное расписание не содержит должности и.о. начальника отдела государственного надзора по охране труда. То есть оспариваемое постановление вынесено лицом, исполняющим обязанности руководителя структурного подразделения (отдела), при отсутствии такой должности в штатном расписании. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) и квалификационный справочник не содержат должностей, которые имеют приставу «и.о.», «Врио». Исполнение обязанностей начальника отдела государственного надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике возложено на Тагиеву Ситару Хафиз кызы приказом руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от 25.05.2020 г. № 95/02-02, однако при этом в приказе не перечислены конкретные обязанности начальника отдела, исполнение которых возложено на Тагиеву. Данный приказ, являясь индивидуальным правоприменительным актом в трудовых отношениях, адресованный конкретному работнику, юридически не может отменить действие законодательного акта, регулирующего административные отношения (пункт 4 части 2 ст. 23.12 КоАП РФ).
Административным органом не приняты во внимание положения пункта 48 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, согласно абзацу 8 которого работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний: алкоголизм, токсикомания, наркомания. Как следует из заключений медицинских комиссий, у работников, указанных в оспариваемом постановлении, отсутствовали общие медицинские противопоказания - алкоголизм, токсикомания, наркомания. Следовательно, у АО «МСО» не было оснований не допускать этих работников к работе.
Пунктами 2 - 5 Правил о прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695, установлено, что обязательное освидетельствование работника проводится на добровольной основе и не реже одного раза в пять лет. По смыслу и содержанию названных положений Правил, работодатель вправе не допускать работника к работе, только по истечении пяти лет с даты возникновения между ними трудовых отношений. При этом Правила не обязывают работодателя требовать от будущего работника документов, свидетельствующих о наличии добровольного психиатрического освидетельствования на дату поступления. В данном случае, А.В.Д. принят на работу в АО «МСО» по приказу № 202 от 30.09.2019 г., психиатрическое освидетельствование им пройдено 04.03.2020 г.. С.П.Н. принят на работу в АО «МСО» по приказу № 234 от 06.12.2019 г., психиатрическое освидетельствование им пройдено 03.03.2020 г., то есть в течение 5 лет с даты возникновения трудовых отношений. Д.А.В. принят на работу в АО «МСО» приказом № 15 от 28.01.2020 г. и уволен приказом № 31 от 28.02.2020 г. Доказательства того, что Д.А.В. приступил к фактическому управлению транспортным средством, в материалах дела не имеется. Кроме того, психиатрическое освидетельствования должно быть пройдено Д.А.В. не позднее 28.01.2020 г., то есть в течение 5 лет с даты возникновения трудовых отношений.
Представитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике - Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в УР Тугашева Т.М. возражала по доводам жалобы, пояснив, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями КоАП РФ. Допускать к работе работников С.А.А., Д.А.В., А.В.Д., С.П.Н. без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работодатель не имел права. Исчисление срока прохождения работниками психиатрического освидетельствования, указанного защитником АО «МСО», является ошибочным.
Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Диспозиция данной нормы является бланкетной. Для решения вопроса о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, необходимо установить, какие именно нормы, содержащие требования охраны труда, были нарушены юридическим лицом.
Как следует из материалов дела, распоряжением (приказом) от 18.02.2020 г. № 18/6-10-20-ИЗ/12-834-И/46-161 Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республики назначена внеплановая, документарная проверка АО «МСО», в целях проверки соблюдения обязательных требований, установленных правовыми актами, и предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан.
13.03.2020 г. по результатам проведенной проверки главным государственным инспектором труда в Удмуртской Республике составлен акт № 18/6-10-20-ИЗ/12-834-И/46-161/1, согласно которому в ходе проверки АО «МСО» выявлен ряд нарушений обязательных требований охраны труда, установленных следующими нормативными актами.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований,
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Периодичность прохождения медицинского осмотра в зависимости от вида выполняемых работ, а также вредных и (или) опасных производственных факторов установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н.Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н) установлено, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (пункт 7).
Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов (приложение N 1 к Приказу) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к Приказу) (пункт 11).
По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляются заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (далее - Заключение) (пункт 12).
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:
подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;
выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (пункт 19).
Из материалов дела усматривается, что А.В.Д. принят на работу в АО «МСО» по трудовому договору от 27.09.2019 г. на должность электрогазосварщика 3 разряда с 30.09.2019 г.
С.П.Н. принят на работу по трудовому договору от 05.12.2019 г. на должность водителя 2 класса с 06.12.2019 г.
С.А.А. принят на работу по трудовому договору от 22.01.2020 г. на должность бетонщика 4 разряда с 23.01.2020 г.
Д.А.В. принят на работу по трудовому договору от 27.01.2020 г. на должность тракториста-машиниста с 28.01.2020 г. Уволен по приказу № 31 от 28.02.2020 г.
Согласно карте № 01.01.00.19 специальной оценки условий труда бетонщика определен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2, при котором проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (пункты 3.5, 4.1 приложения № 1, пункт 1 приложения № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).
На С.А.А. представлено заключение предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) от 20.01.2020 г., из которого следует, что при обследовании не учтены вредные производственные факторы по пункту 3.5 Приложения № 1 и пункту 1 Приложения № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. Заключение дано по вредным производственным факторам, предусмотренным пунктами 1.1.4.3.3 и 4.1 Приложения № 1.
Согласно карте № 01.07.00.02 специальной оценки условий труда электрогазосварщика определен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2, при котором проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (пункты 1.1.4.8.1, 1.1.4.8.2, 4.1 приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).
На А.В.Д. представлено заключение предварительного медицинского осмотра от 24.09.2019 г., из которого следует, что при обследовании не учтены вредные производственные факторы по пункту 1.1.4.8.2 Приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. Заключение дано по вредным производственным факторам, предусмотренным пунктами 1.1.4.8.1 и 4.1 Приложения № 1.
В период с 28.01.2020 г. по 28.02.2020 г. тракторист-машинист Д.А.В. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра.
Учитывая дату приема на работу указанных работников, по состоянию на дату вынесения постановления о назначении наказания (28.05.2020 г.) срок давности привлечения АО «МСО» к административной ответственности в данной части не истек.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377, психиатрическому освидетельствованию подлежат:
- работники, труд которых связан с работой на токарных, фрезерных и других станках, штамповочных прессах, а также работники, труд которых связан с воздействием интенсивного производственного шума, производственной вибрацией, физическими перегрузками; применением окислов марганца, сварочных материалов; с движением транспорта, в том числе внутризаводского,
- водители авто-, мототранспортных средств.
Периодичность освидетельствований - не реже одного раза в пять лет.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Данными Правилами установлено, что освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем (пункт 3 Правил).
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (пункт 6 Правил).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, С.П.Н. прошел обязательное психиатрическое освидетельствование 03.03.2020 г. (выписка из протокола подкомиссии врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию граждан № 348 от 03.03.2020 г.), А.В.Д. – 04.03.2020 г. (выписка из протокола подкомиссии врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию граждан № 361 от 04.03.2020 г.). С.А.А. и Д.А.В. обязательное психиатрическое освидетельствование в период трудовой деятельности, по состоянию на дату проведения проверки не проходили.
Таким образом, выводы административного органа о наличии в бездействии АО «МСО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выразившегося в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования,- являются верными и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Вина привлекаемого лица подтверждается актом проверки юридического лица № 18/6-10-20-ИЗ/12-834-И/46-161/1 от 13.03.2020 г., протоколом об административном правонарушении от 12.05.2020 г., приказами о приеме вышеназванных работников на работу, табелями учета рабочего времени за январь-февраль 2020 г., картами специальной оценки условий труда и другими материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что АО «МСО» были предприняты все зависящие от него меры, по соблюдению требований трудового законодательства, материалы дела не содержат.
При рассмотрении дела должностным лицом Государственной инспекции труда в УР в полном объеме были исследованы добытые доказательства и установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.1 КоАП РФ. Оснований сомневаться в достоверности обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, не имеется.
С учетом вышеизложенного, постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно, при наличии достаточных доказательств, в соответствии с требованиями ст. ст. 23.12, 29.10 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Доводы защитника о том, что в части прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работодатель не должен допускать работника к работе только по истечении пяти лет с даты возникновения трудовых отношений, является ошибочным, т.к. исходя из взаимосвязанных положений ст. ст. 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ следует, что обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возникает у работодателя с момента принятия работника на работу.
Психиатрическое освидетельствование проводится на добровольной основе (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695). Поэтому работодатель не вправе обязать работника пройти психиатрическое освидетельствование. Однако, если работник не пройдет такое освидетельствование, работодатель обязан не допускать его к работе (ч. 1 ст. 76, ст. 212 ТК РФ) до тех пор, пока работник не представит решение врачебной комиссии о пригодности (непригодности) к выполнению определенной работы (п. 9 Правил).
Факт того, что при предварительном медицинском осмотре в комиссии принимает участие и дает заключение врач-психиатр и врач-нарколог, не освобождает работника от прохождения психиатрического освидетельствования в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
Довод жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено ненадлежащим лицом – и.о. начальника отдела государственного надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, является несостоятельным.
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, статьями 5.28 - 5.34, частью 1 статьи 14.54, статьей 15.34 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главные государственные инспектора труда, их заместители;
3) главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспектора труда, их заместители;
5) главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда;
6) главные государственные инспектора труда;
7) старшие государственные инспектора труда;
8) государственные инспектора труда.
Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия, предусмотренные Положением, на территории Удмуртской Республики. Структурными подразделениями Инспекции являются отделы. Инспекция осуществляет: федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Должностные лица Инспекции при осуществлении соответствующего надзора и контроля имеют право: составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, утв. Приказом Роструда от 31.03.2017 N 200).
С 04.07.2019 г. Тагиева Ситара Хафиз кызы замещает должность государственной гражданской службы Российской Федерации главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора по охране труда (приказ о назначении от 21.06.2019 г. № 142/02-02). На основании приказа руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от 25.05.2020 г. № 95/02-02, на период временного исполнения обязанностей заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Тугашевой Т.М. с 25 мая 2020 г. исполнение обязанностей начальника отдела государственного надзора по охране труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике возложено на Тагиеву Ситару Хафиз кызы – главного государственного инспектора труда этого же отдела.
Исходя из изложенного, Тагиева С.Х. кызы является лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Санкцией части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
АО «МСО» за совершение вышеуказанного правонарушения подвергнуто штрафу в размере 110 000 рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценивая обстоятельства дела, наряду с отсутствием смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, следует принять во внимание и имущественное положение привлекаемого лица, факт того, что АО «МСО» осуществляет социально значимый вид деятельности (строительство жилых и нежилых зданий и др.); до вынесения постановления по делу об административном правонарушении выявленные нарушения были устранены (работники, не прошедшие предварительный медицинский осмотр, отстранены от работы; представлены медицинские заключения по прохождению работниками обязательного психиатрического освидетельствования).
Учитывая вышеизложенное, с целью индивидуализации административной ответственности и соблюдения принципов соразмерности и справедливости наказания, в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, следует изменить размер назначенного административного штрафа и снизить его до 55000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление и.о. начальника отдела государственного надзора по охране труда - Главного государственного инспектора труда этого же отдела Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике № 18/6-10-20-ИЗ/12-2532-И/46-161 от 28.05.2020 г. в отношении АО «МСО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначения наказания: снизить размер административного штрафа до 55000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу защитника АО «МСО» Насырова В.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд УР в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья- Кожевникова Ю.А.