Дело № 2-71/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре судебного заседания Дашинимаевой А.Б., с участием прокурора Сайдуковой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ПАО " ТГК-14", "Генерация Бурятии" филиал ПАО " ТГК-14" об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства,
установил:
<адрес>, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать ПАО «ТГК-14», филиал ПАО " ТГК-14" "Генерация Бурятии" устранить нарушения требований природоохранного законодательства, допущенные при эксплуатации ..., а именно: - провести аккредитацию производственной лаборатории ... в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации; - поставить на государственный учёт в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, промышленную площадку и буферный золошлакоотвал ...; - внести буферный золошлакоотвал ... в Государственный реестр объектов размещения отходов; - обеспечить хранение отработанных ... в соответствии с требованиями п.п. <данные изъяты>; - осуществлять учет забора водных ресурсов и поверхностного водного объекта – ... с использованием средств измерений, внесенных в Государственный реестр средств измерений.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации № ... от *** «О проведении проверки законности деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории (далее - БПТ)» рабочей группой ... «<адрес>» в составе прокуратуры Республики Бурятия, прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по <адрес>, Управления Роспотребнадзора по <адрес>, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по СФО» с *** по ***г. проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации теплоэлектроцентралей ...
Проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, водопользования, допущенные в процессе эксплуатации .... Промышленная площадка ТЭЦ-1 расположена в промышленной зоне <адрес> Размещение отходов (шлака) ... опасности осуществляется на территории буферного (сезонного) золошлакоотвала, расположенного в <адрес> в <адрес>, а также промежуточного золоотвала на <адрес>. Основные источники вредных веществ в атмосферный воздух на ТЭЦ-1 оборудованы пылегазоочистными установками - <данные изъяты>.
Контроль за содержанием газообразных веществ (контроль за соблюдением нормативов ПДВ) на источниках выбросов вредных загрязняющих веществ на объекте ведется производственной лабораторией ...
Вопреки требованиям статьи 67 Федерального закона от *** № 7-ФЗ от *** «Об охране окружающей среды» указанная лаборатория не аккредитована в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, что свидетельствует об отсутствии производственного контроля на объекте.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ от *** «Об охране окружающей среды» промышленная площадка и буферный золошлакоотвал предприятия <данные изъяты>. В нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от *** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в чаше буферного золоотвала не обеспечена полная очистка поступивших отходов, что свидетельствует о фактическом осуществлении хранения отходов ... опасности (золошлаков) без внесения чаши золоотвала в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вопреки требованиям части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ПАО «ТГК-14» не обеспечивается соблюдение санитарных норм и правил в процессе эксплуатации .... В ходе проверки, проведенной с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по РБ, установлено, что хранение отработанных ... осуществляется в контейнерах на открытой площадке, не обеспечивающих герметичное хранение, что является нарушением п.п. ... СанПиН 2.***-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Ранее, предприятием на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданном *** Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, осуществлялся сброс осветленных сточных вод из буферного золошлакоотвала в ручей .... С *** сброс сточных вод на объекте прекращен, предприятием в настоящее время введена система замкнутого водооборота.
В ходе проведенной проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы почв в месте осуществления сброса и сбросном канале на предмет наличия загрязняющих веществ.
В соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.***-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ *** установлены нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ в почве для почв населенных пунктов. Соблюдение гигиенических нормативов является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно протокола отбора проб ... от *** ...П проба с шифром ... является фоновой пробой. Однако несмотря на превышенное содержание в фоновой пробе ... по сравнению с предельно допустимыми концентрациями химических веществ в почве для почв населенных пунктов, установленными ..., в контрольной пробе с шифром ... по результатам испытания почв установлено превышенное содержание в почве расположенной на территории буферного золоотвала в <адрес> по следующим химическим веществам: <данные изъяты>
Согласно протокола отбора проб ... от *** ...П проба с шифром ... является фоновой пробой. В фоновой пробе превышения по сравнению с предельно допустимыми концентрациями химических веществ в почве для почв населенных пунктов, установленными ... не установлено. Однако по результатам испытания почв установлено превышенное содержание в почве расположенной в районе золоотвала в <адрес> <данные изъяты>
Таким образом, в связи с загрязнением почвы в месте осуществления сброса осветленных сточных вод и сбросном канале ПАО «ТГК-14» обязано провести рекультивацию земельного участка в соответствии с положениями части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ.
Проведенной проверкой выявлены нарушения условий водопользования. Установлено, что на основании договора водопользования от *** (сроком действия до ***) ... осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностного водного объекта - реки ... для производственных целей (нужды на охлаждение <данные изъяты>). Место осуществления водопользования - <адрес>
В соответствии с п. 7 договора водопользования от *** ТЭЦ-1 установлен объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, который в *** годах составляет <данные изъяты>.
Согласно п. 8.2 договора водопользования от *** водопользователь обязан вести учет забора (изъятия) водных ресурсов, их качества в соответствии с приказом Минприроды России от *** ... «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».
Вопреки требованиям законодательства и договора водопользования на момент проведения проверки забор водных ресурсов осуществлялся ...1 в отсутствие средств измерения.
Согласно п.п.1.2 Положения о «Генерации Бурятии» филиале ПАО «ТГК-14», «Генерация Бурятии» является филиалом, обособленным подразделением ПАО «ТГК-14».
В соответствии с п. 2.8 Устава ПАО «ТГК-14» общество несёт ответственность за деятельность своего филиала и представительства.
Выявленные факты нарушений природоохранного законодательства, допущенные при осуществлении производственной деятельности ... оказывают негативное воздействие на окружающую среду, влекут нарушение прав на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность неограниченного круга лиц, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании прокурор ФИО2 уточнила исковые требования, просила провести аккредитацию производственной лаборатории ... в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации в срок до ***; внести буферный золошлакоотвал ... в Государственный реестр объектов размещения отходов в срок до ***; принять меры по устранению негативного влияния на почвенный покров сбросного канала буферного золошлакоотвала ... в срок до ***, просила удовлетворить данные исковые требования.
Представители ПАО "ТГК-14" в лице филиала "Генерация Бурятии" по доверенности ФИО3, ФИО4-Д., ФИО5 с уточненными исковыми требованиями, в том числе со сроками исполнения, согласились.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.1,2,3 ст.67 Федерального закона ... от *** «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
(п. 2 в ред. Федерального закона от *** N 219-ФЗ).
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
(п. 3 введен Федеральным законом от *** N 219-ФЗ).
Проведенной проверкой установлено, что вопреки требованиям ст.67 Федерального закона от *** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственная лаборатория ... не аккредитована в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, что свидетельствует об отсутствии производственного контроля на объекте.
Согласно ч.1 ст.69.2 Федерального закона №7-ФЗ от *** «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Между тем, проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного закона промышленная площадка и буферный золошлакоотвал предприятия не поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч.2 ст.39 Федерального закона от *** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдением нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу положений ч.1,2 ст.13 Земельного Кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В ходе проведенной проверки отобранных проб почвы в месте осуществления сброса и сбросном канале на предмет наличия загрязняющих веществ установлено превышение содержания в почве, расположенной на территории буферного золоотвала в <адрес>, а также в районе золоотвала в <адрес> ....
Таким образом, в связи с выявленными нарушениями требований ФЗ «Об охране окружающей среды», требований Земельного Кодекса РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> к ПАО " ТГК-14", "Генерация Бурятии" филиал ПАО " ТГК-14" об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать ПАО «ТГК-14», филиал ПАО «ТГК-14» «Генерация Бурятии» провести аккредитацию производственной лаборатории ... в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации в срок до ***, внести буферный золошлакоотвал ... в Государственный реестр объектов размещения отходов в срок до ***, принять меры по устранению негативного влияния на почвенный покров сбросного канала буферного золошлакоотвала ... в срок до ***.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ***.
Судья О.В. Мотошкина