Дело №33-4236/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей: Романовой И.А., Порохового С.П.,
при секретаре Цурман В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2018 года гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» о возложении обязанности по организации сбора, вывоза отходов и мусора, находящихся на территории заказника «Ольджиканский» по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедное Приамурье» на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителей ответчика ФГБУ «Заповедное Приамурье» - Обуховой И.Я., Жириковой И.Е., Черемисина Ю.Ю., представителя ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края - Пестовой А.В., прокурора Кисловского Е.А., судебная коллегия
установила:
Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Управлению лесами Правительства Хабаровского края об обязании организовать сбор и вывоз отходов и мусора, расположенных на территории заказника «Ольджиканский», указывая, что в результате проведенной природоохранной прокуратурой проверки было установлено наличие на территории государственного заказника «Ольджиканский» бытового и производственного мусора, отходов производства, которые накапливаются и не вывозятся. В районе водоохраной зоны озера Чукчагирское РПУ № 1, 2, 4 осуществляется хранение бытовых и производственных отходов 1-4 классов опасности, токсических веществ аммиака в баллонах, хранение гнилого леса в штабелях, что подтверждается обращениями ФГБУ «Заповедное Приамурье» 20.05.2016, 04.07.2017 в природоохранную прокуратуру, актами осмотра территории заказника. Ранее, 02.10.2015 в адрес директора ФГБУ «Государственный природный заказник «Комсомольский» прокуратурой внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Однако, нарушения устранены не были. Согласно ответа директора филиала «Государственный природный заказник «Комсомольский» от 16.10.2015, в результате многолетней производственной деятельности на территории заказника «Ольджиканский» скопилось более 100 тыс. тонн хозяйственнобытовых и производственных отходов различного класса опасности, которые силами заповедника ликвидировать невозможно. Таким образом, сложившаяся экологическая ситуация на территории государственного заказника «Ольджиканский», несоблюдение норм и правил природопользования гражданами и хозяйствующими субъектами, свидетельствуют о неприменении в полной мере полномочий, возложенных на Управление лесами Правительства Хабаровского края в данной сфере. Фактическое бездействие по ликвидации несанкционированных свалок может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека.
Просил суд обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края организовать сбор и вывоз отходов и мусора, расположенных на территории заказника «Ольджиканский», а именно на территориях: РПУ № 3 (правый берег реки, среднее течение залива Тавкит); РПУ № 2 (координаты: 51°57"53"4" 136°24"38"); РПУ № 4 (опорный пункт «Метеостанция»); квартала №71, выдел № 2; квартала № 110, выдел №11; квартала № 42, выдел № 7(координаты: N52°06"0,58" Е136°73"78,6"); территории рыбной базы бывшего авиационного завода им. Гагарина координаты: N52°05"27,2" Е136°43" 11,1"); квартала № 30, выдел № 7 (координаты: N52°05"27,2" Е136°45"11,3"); берега озера Чукчагирское (координаты: N51°57"53,4" Е136°24"37,9"); квартала №41, выдел № 20; константиновской базы (координаты: N51°53,4" Е136°24"37,9"); острова Годбаньки (координаты N51°59"31,8" Е136°29"28,2"); базы Гагарина (координаты: N52°05"27,4" Е136°43"05,6”); мыса Миваки (координаты: N52°05"27,2" Е136°45" 11,3"); мыса Брусничный (координаты N52°02"45" Е136°68"43"); мыса Центральный (координаты: N51°96"10,8" Е136°59"40,7"); метеостанции (координаты: N52°06"65,8" Е136°73"78,6").
Определением суда от 27.12.2017 в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» (далее по тексту - ФГБУ «Заповедное Приамурье»).
Помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажнитдинов У.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчики Управление лесами Правительства Хабаровского края, ФГБУ «Заповедное Приамурье», Министерство природных ресурсов и экологии РФ иск не признали.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 марта 2018 года исковые требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены к ФГБУ «Заповедное Приамурье»: на ФГБУ «Заповедное Приамурье» возложена обязанность организовать сбор и вывоз отходов и мусора, расположенных на территории заказника «Ольджиканский», а именно: РПУ № 3 (правый берег реки, среднее течение залива Тавкит), РПУ № 2, РПУ № 4 (опорный пункт «Ментеостанция»); квартала № 71 выдел № 2; квартала № 110 выдел №11; квартала № 42 выдел № 7; территория рыбной базы бывшего авиационного завода им. Гагарина; квартала № 30 выдел № 7; берега озера Чукчагинское; квартала № 41 выдел № 20; константиновской базы; острова Годбаньки; мыса Миваки; мыса Брусничный; мыса Центральный; метеостанции.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Заповедное Приамурье» просит отменить указанное решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что ФГБУ «Заповедное Приамурье» является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что в силу действующего природоохранного законодательства полномочия по организации использования лесов, их охраны на землях лесного фонда переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса. РФ. Статья 83 Лесного кодекса РФ предусматривает предоставление из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий РФ в области лесных отношений, которые рассчитываются, исходя из площади и категории лесов, интенсивности их использования, численности населения. Выражает несогласие с выводом суда о том, что земли, на которых расположен заказник, относятся к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку они не были изъяты из оборота и не переводились в указанную категорию земель из земель лесного фонда. Кроме того, эти земли не передавались в управление ответчику. Природный заказник федерального значения «Ольджиканский» был создан приказом Главохоты РСФСР от 06.01.1988 №6 на основании решения Хабаровского крайисполкома от 28.05.1987 №259/2 в соответствии с Порядком образования государственных заказников, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.1982 №14. До настоящего времени редакция Положения о государственном республиканском зоологическом заказнике «Ольджиканский» не изменилась. Основными пользователями участков земель лесного фонда, расположенных в границах заказника, до 2007 года являлись Кербинский и Эворонский лесхозы Управления лесами Хабаровского края, находившиеся в ведении Рослесхоза, которые были реорганизованы в одноименные лесничества Управления лесами Правительства Хабаровского края. Территория заповедника входила в состав двух лесничеств Хабаровского края: Кербинского (Амгуньское участковое лесничество) и Эворонского (Чукчагирское участковое лесничество). Регламентом указанных лесничеств установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом РФ. У Управления лесами Хабаровского края и подведомственных ему лесничеств имеются все необходимые полномочия, обеспеченные финансовыми средствами, для содержания земельных участков лесного фонда. В обязанности ответчика в соответствии с действующим положением о заказнике не входит осуществление государственного земельного и лесного надзора (лесной охраны), а также проведения мероприятий по очистке земель лесного фонда от засорения или загрязнения, следовательно нет соответствующего финансирования. ФГБУ «Заповедное Приамурье» является правопреемником ФГБУ «Государственный природный заказник «Комсомольский», фактически реорганизация осуществлена только 26.04.2016 г., именно с этой даты ответчик исполнял обязанности службы охраны заказника. Приказ, на основании которого ФГБУ «ГПЗ «Комсомольский» было наделено данными полномочиями признан недействующим решением Верховного Суда РФ, до настоящего времени вопрос о наделении Учреждения такими полномочиями не решен. Полномочия по осуществлению государственного учета земельных участков лесного фонда, используемых юридическими и физическими лицами относятся к компетенции органов управления лесным хозяйством, с этой целью ведется Государственный реестр. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет прекращение их обязанностей, в том числе, по устранению негативного воздействия на земли. Пунктами 2-6 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (охраны) установлен исчерпывающий перечень государственных организаций, осуществляющих данную функцию, а именно Рослесхоз и его территориальные органы.
В представленных возражениях Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор, полагая решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что ФГБУ «Заповедное Приамурье» является надлежащим ответчиком по делу.
Представители ответчика ФГБУ «Заповедное Приамурье» - Обухова И.Я., Жирикова И.Е., Черемисин Ю.Ю. в заседании суда апелляционной инстанции просили отменить решение суда на основании доводов жалобы, ссылаясь, в том числе на то, что указанные прокурором географические координаты объектов не соответствуют действительности; повторно указаны одни и те же объекты с разными координатами; у некоторых объектов нет привязки к местности.
Представитель ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края - Пестова А.В., прокурор Кисловский Е.А. возражали против удовлетворения жалобы ФГБУ «Заповедное Приамурье» полагая данное учреждение надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Минприроды России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, учитывая положения ч. 4 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменного отзыва, представленного в материалы дела, Минприроды России поддерживает жалобу ФГБУ «Заповедное Приамурье», указывая на то, что вывод суда о нахождении всех земель заказника в федеральной собственности сделан без учета п. 2 ст. 22 ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, п. 8 Положения о заказнике «Ольджиканский». В соответствии с требованиями действующего законодательства обязанность осуществлять мероприятия по ликвидации загрязнения земельных участков отходами лежит на лицах, являющихся пользователями соответствующих земельных участков.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Закон N 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной; для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закона N 33-ФЗ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий установлены категории указанных территорий, куда входят государственные природные заказники.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли, в том числе государственных природных заказников.
В силу пункта 4 указанной статьи ЗК РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могли создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещалась деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Государственный природный заказник федерального значения «Ольджиканский», Хабаровский край входит в Перечень особо охраняемых природных территорий Федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 №2055-р.
Заказник образован без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, что соответствует положениям п. 2 ст. 22 Закона N 33-ФЗ, а также ч. 9 ст. 95 ЗК РФ, однако их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
В силу Положения о государственном республиканском зоологическом заказнике «Ольджиканский», утвержденного приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 06 января 1988 г. №6, на заказник возложено выполнение задач, в том числе по систематическому проведению биотехнических, охранных работ для создания наиболее благоприятных условий по сохранению, восстановлению и воспроизводству охраняемых объектов животного мира (п. 15.5); запрещается засорение территории заказника мусором, а также отходами производственной деятельности (п. 19.8). Охрана заказника обеспечивается специальной службой; к охране заказника может привлекаться гослесоохрана (п. 25, 27).
Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками (пункт 5 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 33 названного Закона N 33-ФЗ на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Таким образом, возложение на природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками, функций по управлению и охране территорий государственных природных заказников соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно приказа Минприроды России от 16 декабря 2015 №542, Устава ФГБУ «Заповедное Приамурье», ответчик ФГБУ «Заповедное Приамурье» является правопреемником ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» и осуществляет выявление и пресечение нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника федерального значения «Ольджиканский», а также, выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов на его территории.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Судом установлено и подтверждается материалами дела - актами осмотра территории заказника «Ольджиканский» и расположенных на ней объектов, служебными записками, ответами Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры по результатам проверок, ответами ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» в прокуратуру (л.д. 14-42 т. 1), что указанные в исковом заявлении территории заказника «Ольджиканский» захламлены производственными и бытовыми отходами, мусором.
При установленных обстоятельствах, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу о возложении на ФГБУ «Заповедное Приамурье» обязанности по организации сбора и вывоза отходов, мусора, скопившихся на территории государственного природного заказника федерального значения «Ольджиканский», при этом правильно исходил из того, что ФГУП «Заповедное Приамурье» является правопреемником ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский», подведомственной организацией, осуществляющей полномочия Минприроды России в сфере охраны окружающей среды на территории указанного природного заказника от имени Российской Федерации; длительное ненадлежащее исполнение обязанности по охране территории данного природного заказника привело к скоплению на его территории отходов, мусора, что, в свою очередь, негативно воздействует на природные комплексы, здоровье человека, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Доказательств, свидетельствующих о принятии своевременных, достаточных мер по недопущению образования захламления территории природного заказника производственными и бытовыми отходами, мусором, ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Возложение на ФГУП «Заповедное Приамурье» указанной обязанности не освобождает пользователей земель на территории природного заказника от исполнения обязанностей, установленных ст. 42 ЗК РФ, в том числе по ликвидации загрязнения земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГУП «Заповедное Приамурье» является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия по вышеизложенным основаниям считает несостоятельными, учитывая, что данное учреждение осуществляет деятельность, в том числе, направленную на пресечение неблагоприятного воздействия на природные комплексы, расположенные на особо охраняемых природных территориях, финансируемую за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований к Управлению лесами Правительства Хабаровского края по следующим основаниям.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые также располагаются на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно Лесохозяйственного регламента Эворонского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Хабаровского края от 12.03.2010 №110П (в ред. от 16.05.2017 №411П) на его территории находится часть природного заказника «Ольджиканский» (в границах района им Полины Осипенко) (п.1.1.7).
Лесохозяйственным регламентом Кербинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Хабаровского края от 03.122.2009 №442П (в ред. от 16.05.2017 №404П) определено, что на его территории расположена часть заказника «Ольджиканский» (в границах Солнечного района).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 51ЛК РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
Из материалов дела усматривается, что имеются факты самовольного использования земельных участков лесного фонда в целях промышленного рыболовства, осуществление ранее производственной лесозаготовки, что привело к захламлению участков лесного фонда на территории природного заказника «Ольджиканский».
На основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) и защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.4 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №185-пр (далее - Управление), Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти края, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и организациями.
Согласно п. 3.19, 3.20 указанного Положения, Управление организует, обеспечивает и контролирует деятельность лесничих подведомственных учреждений на территории края; ведет государственный лесной реестр в рамках полномочий края, осуществляет государственный учет лесных участков.
Управление обеспечивает государственное управление и организацию в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; осуществляет в пределах компетенции края на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (п. 3.11, 3.3, 3.24 названного Положения). Также, Управление осуществляет функции главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование подведомственных учреждений, межбюджетных трансфертов, функции главного администратора доходов краевого бюджета, администратора доходов федерального бюджета и функции получателя средств краевого бюджета по закрепленным кодам бюджетной классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.30 Положения).
Установив расположение производственных и бытовых отходов, мусора на землях лесного фонда на территории природного заказника «Ольджиканский», принимая во внимание вышеприведенные требования действующего законодательства, а также распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанности по организации сбора, вывоза отходов и мусора на территориях РПУ № 3, РПУ № 2, РПУ № 4, квартала № 30 выдел № 7; квартала № 71 выдел № 2; квартала № 110 выдел №11; квартала № 42 выдел № 7; рыбной базы бывшего авиационного завода им. Гагарина; берега озера Чукчагинское; квартала № 41 выдел № 20; Константиновской базы; острова Годбаньки; мыса Миваки; мыса Брусничный; мыса Центральный, расположенных на территории заказника «Ольджиканский» на землях Эворонского и Кербинского лесничеств.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные земельные участки переданы кому-либо в пользование ответчиками в материалы дела представлено не было.
В данном случае, принятие мер, направленных на ликвидацию указанных загрязнений окружающей среды, должно обеспечиваться уполномоченным исполнительным органом государственной власти, а участие в данных отношениях ФГУП «Заповедное Приамурье» обусловлено возложенными на него полномочиями по государственному надзору в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обеспеченных соответствующим финансированием.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора к Управлению лесами Правительства Хабаровского края.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежаще оценив представленные доказательства, разрешил спор в соответствии с законом.
Доводы ФГУП «Заповедное Приамурье» о неправильном определении прокурором координат вышеназванных объектов не подтверждены объективными данными, свои координаты объектов ответчиками не представлено.
Другие доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела, поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ № 3, ░░░ № 2, ░░░ № 4, ░░░░░░░░ № 30 ░░░░░ № 7; ░░░░░░░░ № 71 ░░░░░ № 2; ░░░░░░░░ № 110 ░░░░░ №11; ░░░░░░░░ № 42 ░░░░░ № 7; ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ № 41 ░░░░░ № 20; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░ ░░░░░░; ░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░