Дело № 2а-25/2021
(24RS0007-01-2020-000627-27)
подлинник
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Каверзиной О.Н.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.,
административного истца Домышева Д.В. путем использования системы видеоконференц-связи,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России Чижовой Т.П., действующей на основании доверенностей от 09.10.2020 года № 89, 15.07.2020 года № 24/ТО/1-77од, 20.07.2020 года № 24/ТО/13-774д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Домышева ФИО14 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Домышев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом произведенных 11.11.2020 года, 25.12.2020 года уточнений в силу ст. 46 КАС РФ) к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Требования мотивированы тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы в ИК-43 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 16.09.2014 года по 28.04.2018 года, что было сопряжено с физическими и психологическими страданиями, содержался в ненадлежащих условиях отбывания наказания: по прибытию в исправительное учреждение в зимний период не был обеспечен вещевым довольствием, а ему выдали только летнее нательное белье, костюм хлопчатобумажный, сапоги кирзовые, осенний пиджак, из-за чего он чувствовал себя ущербным, сильно замерзал; под угрозой привлечения к уголовной ответственности ежедневно в 06 часов 15 минут утра заставляли делать физическую зарядку на улице, при этом за 15 минут с момента подъема в 06 часов 00 минут он должен был успеть заправить кровать, в стесненных условиях умыться, почистить зубы, заправить кровать, сходить в туалет, в который не было доступа из-за большого количества людей; площадь спального помещения в отрядах №№ 2, 6, где он содержался, меньше установленной нормы в 4 кв.м. на человека, количество проживающих в отрядах человек – 80-100, секция составляет не более 120 кв.м., тем самым на одного осужденного площадь, свободная от мебели, составляла 0,02 кв.м., в комнату для приема пищи всегда была большая очередь; в помещении общежитий имелось всего 4-5 умывальников, при этом на утренний и вечерний туалет осужденным (80-100 человек) отводилось по 15 и 20 минут, соответственно, чего не достаточно для поддержания личной гигиены, горячей воды нет, душевые кабинки отсутствуют, помывка происходила до 01.01.2017 года 1 раз в неделю, что крайне мало, а с 01.01.2017 года – 2 раза в неделю, душевые лейки не работали, мыться приходилось при помощи тазов, в бане установлено всего 3 крана на 80-100 человек, отсутствовали помывочные отделения, что не обеспечивает уединение и приватность; туалет находился на улице, рядом с отрядом, не обогревался, приватность не обеспечена; в отрядах №№ 2, 6 отсутствовала система вытяжной вентиляции и нет системы кондиционирования, температурный режим не соблюдался, в секциях температура было 13-16 градусов по Цельсию, в оконных рамах были щели, из-под подоконников, стыков в стенах, плинтусов дул сквозняк, батарей не хватало для обогрева, в помещениях сыро, на стенах и оконных рамах плесень и грибок; локальный сектор для занятий спортом маленький, снарядов очень мало либо они отсутствовали, как и нет спортзала, помещений для занятия спортом, был один турник и одни брусья, заниматься спортом было невозможно из-за перенаселенности отрядов; отряды переполнены, жил он в тесноте и испытывал серьезные неудобства, нет своевременного и надлежащего доступа к умывальникам и туалетам, из-за чего между осужденными часто возникают конфликты, нет места для уединения; качество приготовленной пищи очень низкое, рацион однообразный, отсутствуют овощи, мясо, в виду своих заболеваний <данные изъяты> он был поставлен на диетическую норму питания, при этом, яйцо, масло, творог, молоко, соки зачастую не выдавались, заменялись рыбой, из-за чего состояние его здоровья ухудшилось, и он в апреле 2018 года была направлен в КТБ, а затем в ФКУ ИК-5; в связи с необеспечением его должным диетическим питанием, малоподвижным образом жизни, из-за холода и сырости в общежитиях у него развились <данные изъяты> лечение от которых он не получал, также как отказано ему было и в назначении терапии <данные изъяты>; в отрядах не было ни электроплит, ни печей СВЧ; просмотр телепередач возможен только по одному кабельному каналу, программу которого формирует администрация ИУ, доступ к федеральным каналам отсутствует, посадочных мест на всех осужденных не хватало. Указанными действиями (бездействием) администрации исправительного учреждения ему были причинены физические и нравственные страдания, моральный вред. Просит признать условия содержания ненадлежащими, взыскать с административного ответчика в свою пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 700 000 рублей.
Определением Богучанского районного суда Красноярского края от 21.07.2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.
Административный истец Домышев Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, поддержал все изложенное в письменных возражениях на отзыв административных ответчиков на иск, согласно которым из теплых вещей ему был выдан только головной убор, в октябре – кирзовые сапоги и свитер, впервые зимнюю куртку он получил только в сентябре 2015 года. Вопреки доводам административных ответчиков, он неоднократно обращался с жалобами на ненадлежащие условия содержания как к начальнику ИУ, так и к прокурору при его визитах, однако эти жалобы не были зарегистрированы по неизвестной ему причине. В бане лейки не работали, приватность была нарушена из-за отсутствия в помывочной, а также в раздевалке, перегородок. Ремонт в отрядах №№ 2, 6 проводился один раз в несколько лет, что подтверждает и сам ответчик. Доводы административного ответчика о том, что отряд № 6 размещался на двух этажах, надуманны, поскольку сам отряд находился на втором этаже здания, а на первой находился отряд строгих условий отбывания наказания. Проветривание отрядов производилось через окна и двери и только в летний период, в зимний период окна заколачивались на гвозди, вытяжная система отсутствовала. Доводы административного ответчика о том, что туалеты от отрядов находились на расстоянии 30 метров, надуманны, так как туалет от отряда № 2 находился на расстоянии 15 метров, от отряда № 6 – 5-7 метров, в связи с чем, постоянно в общежитиях стоял неприятный запах, обработка в туалетах не производилась, приватность отсутствовала. Из 7 раковин в отряде половина была в неисправном состоянии. В комнате для приема пищи в отряде № 6 стоял один стол и 2 табурета на 80 человек, условия были крайне стесненными. Заниматься спортом в спорт-уголке, площадью 24 кв.м., было невозможно, поскольку летом там были лужи и грязь, а зимой туда стаскивался снег со всего локального сектора. Пища была низкого качества, однообразная, необходимая ему в виду ряда заболеваний не выдавалась. Дополнительно Домышев Д.В. суду пояснил, что требование о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания его здоровью, несмотря на его ухудшение, им не заявлено, просит признать условия содержания ненадлежащими, причинившими ему физические и нравственные страдания, моральный вред, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, капитальных ремонтов отрядов при нем не производилось, при прибытии в ИК-42 у него была куртка установленного образца (не теплая), а телогрейку ему выдали только в 2015 году.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России Чижова Т.П., действующая на основании доверенностей от 09.10.2020 года № 89, 15.07.2020 года № 24/ТО/1-77од, 20.07.2020 года № 24/ТО/13-774д, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала все изложенное в письменном отзыве на административный иск и дополнениям к нему, согласно которым Европейские конвенции и правила обязательному применению не подлежат. Вещевое довольствие административному истцу выдавалось при поступлении в исправительное учреждение по нормам положенности. Доводы административного истца о том, что ему выделялось мало времени на заправку койки и туалет, опровергаются требованием приложения № 4 приказа Минюста России от 03.11.2005 года № 205. В банно-прачечном комбинате душевая комната оборудована согласно требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 года № 512. В период с 27.12.2014 года по 28.04.2018 года в отрядах №№ 2, 6 окна находились в хорошем состоянии, без щелей, трещин, остекление в 2 нитки, с плинтусов не дует. В 2018 году в отрядах проводились текущие ремонты: побелка потолков, стен, окраска оконных рам, дверных блоков, полов, батарей отопления. Нормы жилой площади на каждого осужденного полностью соответствовали утвержденным требованиям. Жилые помещения оборудованы естественной вытяжкой в размере притока, имеют круглосуточное теплоснабжение, с 27.12.2014 года по 28.04.2018 года перерывов в подаче тепловой энергии не было, сырость, плесень и грибок отсутствуют, ежегодно проводится косметический ремонт. Надворные туалеты расположены на расстоянии 30 метров от общежитий, чистятся ассенизаторской машиной по мере заполняемости не более, чем на 2/3. Количество умывальников достаточно по положенности на 70 человек. Теплая вода имеется в банно-прачечном комбинате, горячее водоснабжение не предусмотрено при проектировке и строительстве помещений отрядов. Комнаты приема пищи в отрядах оборудованы всем необходимым. В ИК-42 с 2014 года по настоящее время созданы все условия для занятия спортом, проводятся различные турниры, состязания. Питание организовано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы ….». Холодное водоснабжение является централизованным и соответствует СанПиН 2.1.4.1074-2001. С учетом имеющихся заболеваний административный истец получал постоянно диетическое питание по соответствующим нормам. Выполнение утренней зарядки предусмотрено ПВР ИУ, не связана с большими нагрузками. Функционирует студия кабельного телевидения. Поскольку административным истцом не представлено доказательств в подтверждение его позиции по делу, а также доказательств причинения ему физических и нравственных страданий из-за действий (бездействия) административных ответчиков, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Красноярскому краю в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, допросив свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав письменные доказательства и другие документы, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений исправительных учреждений подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод» и ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 13 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», каждый, чьи права и свободы, признанные настоящей Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Права и свободы человека и гражданина согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Приказом ФСИН России № 422 от 13.06.2019 года Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений № 26 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».
В силу п. 1.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (сокращенное наименование: ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно пункту 2.1 Устава целями деятельности ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Домышев Д.В. осужден 11.03.2014 года Северским городским судом Томской области, с учетом изменений, внесенных постановлением Богучанского районного суда Красноярского края от 02.09.2016 года, по <данные изъяты> к 12 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; начало срока 14.12.2012 года, конец срока 13.10.2025 года.
Судом установлено, что Домышев Д.В. согласно справке по личному делу отбывал наказание в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю (ранее ИК-43) с 22.09.2014 года по 30.10.2016 года и с 16.11.2016 года по 21.04.2018 года, убыл 21.04.2018 года в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю для прохождения медицинского обследования.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденный Домышев Д.В. по состоянию на 25.01.2018 года 18 раз привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе, за невыполнение комплекса физических упражнений утренней зарядки, поощрений не имеет.
Согласно статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Лишение свободы, в соответствии со ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту – Правила).
Согласно ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 3 ст. 99 УИК РФ).
Приказом Минюста России от 03.12.2013 года N 216 утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах и Порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.
В соответствии с Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях (Приложение № 3 к указанному Приказу) выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (п. 2); в случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений (п. 3); при перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании (п. 4).
Таким образом, установленный порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы предусматривает выдачу вещевого имущества по норме при первоначальном поступлении в исправительное учреждение УИС, а в дальнейшем по письменному заявлению осужденного, но не ранее истечения установленных сроков носки. При этом при перемещении из одного исправительного учреждения в другое полученные одежда и обувь остаются у осужденного в пользовании.
22.09.2014 года Домышев Д.В. прибыл в ИК-43, где на его имя был открыт лицевой счет, из другого исправительного учреждения.
Из представленных ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю сведений следует, что за время отбывания наказания в указанной колонии осужденному Домышеву Д.В. вещевое обеспечение выдавалось по нормам положенности, что подтверждается ведомостями обмундирования в эксплуатации на 31.12.2014 года, 31.12.2015 года, 31.12.2016 года, 31.12.2017 года, 28.04.2018 года, списание вещей проводилось по окончании срока носки. Куртка утепленная была выдана Домышеву Д.В. в сентябре 2015 года в связи с окончанием срока носки ранее выданной в других исправительных учреждениях, откуда он прибыл в ИК-42, куртки утепленной. С заявлениями об обеспечении вещевым имуществом Домышев Д.В. к администрации ИК-43 не обращался.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенного правового регулирования, оснований полагать, что в ИК-43 было допущено нарушение прав административного истца на обеспечение вещевым имуществом, повлекшее причинение вреда, связанного с физическими и нравственными страданиями, у суда не имеется. Подача осужденным в период отбывания наказания письменного заявления о выдаче вещевого довольствия после первоначального обеспечения является реализацией в установленном порядке права на дальнейшее получение вещевого имущества, что следует из вышеприведенных норм права.
Иных доказательств, подтверждающих неправомерность действий должностных лиц ИК-43 в части обеспечения административного истца вещевым имуществом, повлекших нарушение личных неимущественных прав, причинение в результате этого физических и нравственных страданий, Домышевым Д.В. в дело не представлено.
Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Аналогичные обязанности осужденных предусмотрены пунктом 16 Правил. Этот пункт Правил также возлагает на осужденных обязанности выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ.
Приложением № 6 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен примерный распорядок дня осужденных. Так, подъем должен происходить не позднее 05:00 - 06:00, физическая зарядка (продолжительность) - до 15 мин., туалет, заправка коек - до 20 мин. Распорядок дня составляется в каждом ИУ исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года.
Приложением № 4 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 года N 205, действовавшим до 07.01.2017 года, также был установлен примерный распорядок дня осужденных, согласно которому подъем должен происходить не позднее 05:00 - 06:00, физическая зарядка (продолжительность) - до 15 мин., туалет, заправка коек - до 10 мин.
Утвержденный приказами начальника ИК-43 от 09.04.2015 года № 16-ос, 12.12.2015 года № 45-ос, 25.01.2016 года № 2-ос, 20.10.2016 года № 38-ос, 09.01.2017 года № 3-ос, распорядок дня для осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии, предусматривает проведение физической зарядки осужденными, отбывающими наказание в жилой зоне ИК-43, в том числе, в отрядах №№ 2, 6, где содержался Домышев Д.В., в период с 6 часов до 6 часов 15 минут, туалет, заправка коек – с 6 часов 15 минут до 6 часов 25 минут, то есть в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, как действовавшими до 07.01.2017 года, так и действующими в настоящее время. При выполнении физической зарядки осужденные обязаны выполнять комплекс общих оздоровительных упражнений, утвержденных начальником ИУ, на площадке для построения перед отрядом по инструкции диктора радиоузла, с учетом состояния здоровья. Выполнение этих упражнений, не связанных с большой нагрузкой, на свежем воздухе, вопреки доводам административного истца, имеет профилактическое значение для избежания респираторных заболеваний.
Помещение отряда № 2, в котором отбывал наказание административный истец, в период с 2014 года по 2018 год располагалось в двухэтажном здании «Общежитие № 6», 1979 года постройки, общей площадью 794,1 кв.м.; реконструкция здания не проводилась; здание общежития находится в сельской местности и имеет только холодное водоснабжение; с 2014 года по 2018 год ежегодно проводились косметические ремонты, а именно: окраска, побелка стен, потолков, окраска оконных рам, дверных проемов, полов, труб отопления (водоснабжения); окна и стены в отряде находятся в удовлетворительном состоянии, сырости и грибка в помещении нет, что подтверждено справками соответствующей службы.
Жилая площадь общежития № 6 позволяла обеспечить установленную законом норму жилой площади на одного осужденного, что подтверждено технической документацией, техническим паспортом жилого здания по состоянию на 25.08.2009 года, справкой о списочном составе отряда в спорный период, не превышавшем 115 осужденных.
В результате возгорания в августе 2019 года указанное общежитие (отряд № 2) уничтожено огнем, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 16.01.2020 года, актом и справкой о пожаре от 04.08.2019 года
Помещение отряда № 6, в котором отбывал наказание административный истец, в период с 2014 года по 2018 год располагалось в двухэтажном здании «Общежитие № 3», 1980 года постройки, общей площадью 850,6 кв.м.; реконструкция здания не проводилась; здание общежития находится в сельской местности и имеет только холодное водоснабжение, соответствующее санитарным правилам и нормам; с 2014 года по 2018 год ежегодно проводились косметические ремонты, а именно: окраска, побелка стен, потолков, окраска оконных рам, дверных проемов, полов, труб отопления (водоснабжения); окна и стены в отряде находятся в удовлетворительном состоянии, сырости и грибка в помещении нет, что подтверждено справками соответствующей службы.
Жилая площадь общежития № 3 также позволяла обеспечить установленную законом норму жилой площади на одного осужденного, что подтверждено технической документацией, техническим паспортом жилого здания по состоянию на 25.08.2009 года, справкой о списочном составе отряда в спорный период, не превышавшем 80 осужденных.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров (ч. 1 ст. 99 УИК РФ).
С учетом изложенного, учитывая среднесписочный состав отрядов, доводы административного истца о перенаполняемости помещений общежития суд находит необоснованными.
Согласно п. 3.2 “СП 60.13330.2016. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003”, утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 968/пр, под вентиляцией понимается организация естественного или искусственного обмена воздуха в помещениях для удаления избытков теплоты, влаги, вредных и других веществ с целью обеспечения допустимого микроклимата и качества воздуха в обслуживаемой или рабочей зонах.
Допустимое качество воздуха определяется как состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается допустимое состояние организма человека (ГОСТ 30494).
В силу с п. 6.1.2 “СП 336.1325800.2017. Свод правил. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации”, утвержденного приказом Минстроя России от 15.09.2017 № 1222/пр, по способу подачи и удаления воздуха в помещения зданий (сооружений) различают системы с естественной вентиляцией, механической (с механическим побуждением), смешанные (комбинированные) системы: при естественной вентиляции воздухообмен между улицей и помещениями происходит за счет естественной разности давлений через неплотности ограждающих конструкций, оконные и дверные проемы (неорганизованная система) или специально устроенные регулируемые вентиляционные проемы (организованная система); при механической вентиляции воздухообмен между улицей и помещениями происходит за счет разности давлений, создаваемой с помощью специального оборудования; при смешанной системе: механический приток – естественная вентиляция; естественный приток – механическая вентиляция.
Вентиляция жилых помещений отрядов №№ 2, 6 производилась естественным путем через форточные проемы, двери (естественная в размере притока), что соответствует положениям п. 4.7. СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”, которым закреплено положение о естественной вентиляции жилых помещений путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы; наличие системы кондиционирования в жилых помещениях не предусмотрено, что подтверждается справкой от 30.08.2020 года. Также, во всех жилых помещениях ИК-42 имеется круглосуточное теплоснабжение, в период отопительных сезонов 2014-2018 годов перерывов в подаче тепловой энергии не было, аварийных ситуаций не возникало, среднесуточная температура воздуха в общежитиях №№ 3, 6 не опускалась ниже 20 градусов по Цельсию, что в полной мере соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ГОСТу Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», согласно которым температурный режим в жилом помещении допускается не ниже 18 градусов тепла.
Согласно справке уличные туалеты в отрядах №№ 2, 6 в период 2014-2018 годов располагались на территории изолированных участков отрядов, имели 8 посадочных мест, отделенных между собой отдельными кабинами высотой не менее 1 м. от пола, что является достаточным для удовлетворения осужденными отрядов №№ 2, 6 естественных надобностей с соблюдением приватности; надворные туалеты чистятся и дезинфицируются своевременно, перегородки и дверцы имеются, что подтверждается материалами фотофиксации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 г. N 130-дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Пунктом 9.11 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России предусмотрены состав и площади помещений для размещения отряда осужденных в общежитиях с различными условиями содержания осужденных. В состав этих помещений включены умывальные и уборные с количеством приборов на определенное количество человек. В уборных мужских ИУ на 15 человек должны быть предусмотрены 1 унитаз и 0,4 м. лоткового писсуара. При этом, пунктом 20.10 указанной инструкции определено, что для учреждений, работающих на базе лесозаготовительного производства, разрешается строительство выгребных уборных.
Указанная Инструкция содержит служебную информацию ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования".
Суд учитывает, что размещение туалета в отдельном неотапливаемом строении, водоотведение которого осуществляется посредством выгребных ям, нельзя расценивать как унижающие человеческое достоинство условия и пытки, поскольку для сельской местности, где расположено исправительное учреждение, такие условия не являются исключительными.
При этом, как установлено судом, проведение дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционный работ ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляется по мере необходимости, заполняемости выгребной ямы.
То обстоятельство, что здание общежития отрядов не оснащено туалетом и осужденные пользуются туалетом с выгребной ямой, расположенным в отдельном здании, не свидетельствует о несоблюдении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Ссылка административного истца на то, что туалеты не отапливаются, не приминается судом во внимание, так как законодательством Российской Федерации не предусматривается необходимость отапливать надворные туалеты и проводить в них холодное водоснабжение, учитывая, как пояснил представитель административных ответчиков в судебном заседании, наличие в общежитиях отрядов умывальников с бесперебойным холодным водоснабжением.
Указание административным истцом на неприятный запах, имеющийся в помещении уборных, также не свидетельствует о причинении ему физических и нравственных страданий, нарушение его прав, поскольку связан с функциональным назначением указанного помещения, а также с учетом климатических особенностей.
Отряд № 6 (в настоящее время отряд № 14) с 27.12.2014 года по настоящее время имеет две комнаты приема пищи на 1 и 2 этажах, которые оборудованы согласно п. 6 приложения № 2 к приказу Минюста России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» стеллажом для хранения продуктов 1 ячейка на человека, столом для раскладки продуктов и приема пищи 1 шт., табуретом 2 шт., бачком для пищевых отходов и мусора 1 шт., шкафом холодильным 1 шт., электрокипятильников 1 шт. на отряд, что подтверждается материалами фотофиксации. Вопреки доводам административного истца, указанный перечень является исчерпывающим, и наличие в комнате приема пищи электрических плит и печей СВЧ не предусматривает.
Отряд № 6 в период с 27.12.2014 года и по настоящее время, согласно справке и материалам фотофиксации, оборудован двумя комнатами для умывания: на 1 этаже - 7 умывальников и 1 ножная ванна, на 2 этаже - 7 умывальников и 1 ножная ванна, которые находились и находятся в исправном состоянии; имеющееся количество умывальников достаточно по положенности на 140 человек (1 шт. на 10 человек согласно приложению № 2 к приказу Минюста России от 27.07.2006 года № 512).
В соответствии с Инструкцией по организации государственного санитарно - эпидемиологического надзора за банно - прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом России от 08.11.2001г. №I8/29-395: п. 3.6 - вместимость бани определяется количеством мест в помывочной, п. 2.8 - порядок помывки осужденных определяется графиком помывки, утвержденным начальником ИУ, в котором устанавливается очередность помывки отрядов, п. 3.14 - система производственного водопровода в банях и прачечных обеспечивает подачу воды от запасных уравнительных баков холодной и горячей годы к душевым сеткам, банным кранам, стиральным машинам, реакторам приготовления стиральных растворов и другому технологическому оборудованию, остальные водопотребители обеспечиваются водой от хозяйственно-питьевого водопровода, п. 3.15 - для бань и прачечных вместимость запасных и уравнительных баков принимается из расчета хранения получасового запаса воды, количество воды для бань должно быть не менее 20 л. на человека в сутки, для механизированных прачечных - 75 л. на кг сухого белья, в том числе горячей воды - 25 л., в мыльной бани обязательно устанавливаются водоразборные колонки (одна на каждые 6 мест) и душ (один на 12 мест).
Согласно справкам, фотоматериалам в БПК ИК-42 (ранее ИК-43) в период с 2014 года и по настоящее время установлена принудительная система вентиляции, которая находится в исправном состоянии; перебоев в подаче горячего и холодного водоснабжения за 2014-2018 годы не было, напор воды и температурный режим достаточный для осуществления помывки; санитарное состояние душевой комнаты находится в удовлетворительном состоянии; перегородки в душевых не предусмотрены, имеются кабинка для переодевания; канализация работает в нормальном режиме, скопление воды на полу отсутствует; осужденные производят помывку по отрядам согласно графику, установленному в учреждении, два раза в неделю; душевая комната БПК оборудована отдельно от комнаты для переодевания, в ней имеется 8 помывочных леек, 22 таза, 8 напольных ковриков; в душевой дополнительно оборудованы три крана с подачей горячей воды и три крана с подачей холодной воды.
В ИК-43 в период с 2014 года, согласно представленным справкам и материалам фотофиксации, и по настоящее время функционирует студия кабельного телевидения, по средствам которой организована трансляция выступлений сотрудников администрации ИУ, а также федеральных телеканалов центрального телевидения РФ, что производится в соответствии с распорядком дня в отдельном помещении – комнате воспитательной работы, а также имеется спортзал, оборудованный для гимнастических упражнений на перекладине и брусьях, площадью 24 кв.м., клуб, волейбольная площадка и футбольное поле, спортивные мероприятия проводятся в комнатах воспитательной работы, в локальных секторах имеются спортивные уголки с настольными играми. Еженедельно проводятся соревнования по игровым видам спорта согласно графику на спортивных площадках, имеющихся на территории исправительного учреждения. Сам по себе факт желания осужденного использовать для занятий спортом большее по площади место не свидетельствует о том, что созданными условиями для реализации соответствующего права были допущены какие-либо нарушения.
В соответствии с пунктом первым правила 22 Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), утвержденных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.2015 № 70/175 тюремная администрация должна в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную.
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы утвержден приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696. Порядок устанавливает, в том числе, основные принципы организации питания в учреждениях УИС в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами питания.
В силу п. 103 Порядка до начала раздачи готовой пищи поварами ее качество проверяется заведующим столовой (пищеблоком) с медицинским работником медицинского подразделения, а при отсутствии в штатном расписании учреждения УИС медицинского работника – лицом, назначенным начальником учреждения УИС. Результаты оценки качества пищи записывают в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи и в бракеражный журнал. Разрешение на выдачу пищи дает дежурный помощник начальника учреждения УИС, при этом он основывается на заключении о качестве пищи и санитарном состоянии столовой (пищеблока) учреждения УИС лиц, указанных в пункте 103 настоящего Порядка.
Качество и безопасность продовольствия поступающего на склад учреждения подтверждаются необходимыми сертификатами соответствия, сопроводительными ветеринарными документами, сроки годности (хранения) продуктов питания соблюдаются, контроль за качеством, режимом и условиями хранения продовольствия в учреждении осуществляется непрерывно, до начала раздачи готовой пищи ее качество проверяется уполномоченными лицами.
Из представленных доказательств следует, что питание осужденных в ИК-43 в период с 2014 года и по настоящее время организовано в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ и приказа Минюста России; закладка продуктов питания в котел производится комиссионно, в присутствии оперативного дежурного, медицинского работника, заведующего столовой (в дневное время), строго по весу, указанному в котловом ордере, что фиксируется в журнале «Закладки продуктов питания в котел»; в период мусульманских праздников осужденные питаются мясом говядины; до начала подачи готовой пищи ее качество проверяется заведующим столовой с медицинским работником; продукты для питания осужденных поступают централизованно с базы ЖКУ, с сертификатами соответствия; сроки годности соответствуют нормам. Прием пищи в столовой проводится по графику, утвержденному начальником учреждения, поотрядно; для подогрева пищи используются мармиты, что подтверждено справкой и материалами фотофиксации.
Согласно копии журнала Домышев Д.В., вопреки его доводам, по прибытии в ИК-43 был поставлен на диспансерный учет <данные изъяты> 3 ст., получал диетическое питание по норме 4 2.А согласно приказу Минюста России № 125 от 02.05.2005 года «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказания, на мирное время», в 2016 году получал диетическое питание по норме 5 п. 2 согласно приказу Минюста России № 48 от 26.02.2016 года «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказания, на мирное время».
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела тыла ИК-42 ФИО15 показала, что занимается обеспечением осужденных продуктами питания и вещевым довольствием с 2018 года, поставки питания в исправительные учреждения носят централизованный характер, поставляются ежедневно, просроченные продукты кладовщиком на склад не принимаются, прием продуктов происходит комиссионно, все продукты взаимозаменяемые согласно калориям и физико-химическим показателям, например, при отсутствии молока его 100 гр. заменяется на 5 гр. сливочного масла, 1 яйцо заменяется на 50 гр. мяса. Меню меняется еженедельно, утверждает его начальник ИК, соблюдается овощно-крупяная группа, ежедневно подается мясо, рыба, два раза в неделю яйцо. В ИК-42 имеется 6 норм диетического питания, а также вся необходимая одежда для осужденных. Куртка выдается на 3 года, костюм х/б на 1 год. По истечению срока носки осужденный самостоятельно обращается с заявлением на замену вещей, выдача одежды происходит только по требованию. Осужденные и их одежда ежедневно осматриваются, в случае ненадлежащего вида вещей осужденного отправляют в вещевую каптерку за получением вещей. Домышев Д.В. с заявлениями на выдачу ему вещевого довольствия не обращался.
Тем самым, каких-либо нарушений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего питание осужденных, в период нахождения Домышева Д.В. в ИК-42 не установлено, довод о недоброкачественном питании является несостоятельным и носит субъективный характер.
В результате проведенной старшим врачом-эпидемиологом ЦГСЭП ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России в период с 01.11.2017 года по 02.11.2017 года проверки санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического обеспечения спецконтингента ИК-43 установлено, что питание осужденных осуществляется согласно требованиям приказа Минюста России № 125 от 02.08.2005 года, меню-раскладки составляются и утверждаются на месяц; жилая зона разбита по локальным секторам; жалоб на организацию питания и бытовые условия при обходе от осужденных не поступало; санитарное состояние жилых комнат, подсобных помещений, комнат приема пищи удовлетворительное, санитарно-техническое оборудование находится в исправном состоянии, достаточное по числу проживающих в отряде, нормы жилой площади соблюдаются, влажная уборка проводится ежедневно; температурный режим в жилых помещениях соблюдается, на момент проверки температура + 20 - + 22 градусов по Цельсию; туалеты находятся в удовлетворительном состоянии, выгребные ямы заполнены менее 2/3 объема.
В соответствии с п. 3 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 года, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее – ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. Приказ утратил свою силу в связи с приказом Минздрава России № 14н, Минюста России № 4 от 17.01.2018 года.
Согласно п. 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В ИК-42 медицинская помощь осужденным оказывается филиалом ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 24» - «Медицинская часть № 15» ФСИН России.
В результате проведенной врачом-фтизиатром МСЧ-24 09.04.2018 года проверки организации медицинского обеспечения осужденных, содержащихся в ИК-43 ОИУ-26, установлено, что на 09.04.2018 года наполнение колонии составляет 536 человек при лимите 650 человек, все медицинское оборудование находится в исправном состоянии, запись на прием в медицинскую часть осуществляется путем самозаписи в журналы в отрядах и столовой, работа медицинской части организована, проведен обход отрядов, жалоб и заявлений от осужденных не поступало.
Помимо изложенного, доводы административного истца о том, что в МСЧ ИК-43 надлежащего ухода и лечения ему не оказывалось, опровергается также его медицинской картой, согласно которой с периодичностью несколько раз в месяц Домышев Д.В. обращался в МСЧ с жалобами разного рода на состояние здоровья, по результатам осмотров, исходя из анализов, ему назначалось медикаментозное лечение, давались рекомендации, при этом установлено, что имели место быть его отказы от лечения, в том числе, стационарного, а также неоднократные жалобы с угрозами освободить его от физической зарядки; в апреле 2018 года он был планово направлен в КТБ для подбора ВААРТ в связи с его <данные изъяты>, а не в связи с ухудшением состояния здоровья, на что ссылается административный истец.
По данным канцелярии ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю согласно журналам учета обращений граждан и номенклатурных дел за период с 27.12.2014 года по 28.04.2018 года от осужденного Домышева Д.В. поступило одно обращение от 06.03.2017 года по порядку вывода на прогулку, других обращений, жалоб, в том числе, на ненадлежащие условия содержания, ненадлежащим образом оказанное медицинское обслуживание не поступало.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 показал, что отбывал наказание в ИК-43 с 18.03.2017 года по 05.11.2018 года, в отрядах нормы жилой площади на человека, установленные Европейскими правилами, постановлением Правительства в 4 кв.м., не соблюдаются, на осужденного приходилось 2-2,5 кв.м.. В ванной были установлены 3 крана и 6 леек, которые не работали, кабинок не было, мыться приходилось из тазов, утром времени для умывания не достаточно. Он отбывал наказание в отряде № 4. Отряд № 6 находился на втором этаже общежития, на первом этаже располагался отряд СУС, везде был грибок, сырость. В МСЧ нет медикаментов, надлежащего оборудования, заниматься спортом нет места. Условия содержания были ненадлежащими.
Между тем, оснований считать недостоверными изложенные в справках, материалах фотофиксации и иных документах, представленных административными ответчиками, сведения не имеется, поскольку они составлены уполномоченными должностными лицами, в пределах представленных им законом полномочий, описанные в них обстоятельства соответствуют друг другу. В связи с чем, к показаниям свидетеля ФИО10, учитывая, что он отбывал наказание в отряде № 4, а административный истец в отрядах №№ 2, 6, суд относится критически, поскольку они опровергаются материалами дела.
Неудобства, которые Домышев Д.В. претерпевал в связи с нахождением его в ИК-43 (в настоящее время – ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю), связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребыванию в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого административного истца, а не действий должностных лиц.
Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях от 16.01.2003 года № 371-О, 19.07.2007 года № 480-О-О, 20.03.2006 года № 162-О-О указал, что в любом случае лицо, совершившее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, свободы передвижения.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд принимает во внимание, что права, свободы и законные интересы Домышева Д.В. действиями (бездействием) административных ответчиков не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений в период отбывания наказания в ИК-43 прав административного истца в части материально-бытового обеспечения условий проживания в общежитии, соблюдения санитарно-гигиенических требований, в том числе, к норме площади на одного осужденного, обеспечения питанием, медицинской помощью, а также иных нарушений требований действующего законодательства.
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт ненадлежащих условий содержания, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Бремя доказывания наличия совокупности указанных выше обстоятельств, подлежит возложению на истца, ответчик, в случае несогласия с заявленными требованиями, обязан лишь доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины.
Между тем, суду не представлено достаточных, достоверных и объективных доказательств нарушения прав административного истца на надлежащие условия содержания. Из вышеприведенного следует, что условия содержания соответствовали требования нормативных актов. Следовательно, основания для взыскания компенсации отсутствуют.
Оснований, предусмотренных ст. 1100 ГК РФ, для удовлетворения заявленных требований также не имеется.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым ФИО5 отказать в удовлетворении административных исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 700 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Домышеву ФИО16 в удовлетворении административного иска к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 700 000 рублей отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края.
Председательствующий О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2021 года.
Судья О.В. Максимова