Решение по делу № 2-1309/2023 (2-7186/2022;) от 30.11.2022

по делу 25 января 2023 года

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дубовской Е.Г.,

при секретаре Худяковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новый Свет-Эко» об обязании в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ООО «Новый Свет», указав в обоснование заявленных требований, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ООО «Новый Свет» природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов в Гатчинском районе Ленинградской области. В ходе проверки было установлено, что ООО «Новый Свет-Эко» для размещения отходов используется земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта/связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли специального назначения. ООО «Новый Свет-Эко» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности, в части сбора отходов <данные изъяты> класса опасности, транспортирования отходов <данные изъяты> класса опасности, обработки отходов <данные изъяты> класса опасности, утилизации отходов <данные изъяты> класса опасности, размещения отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Северо-Западным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что на объекте размещения отходов не обеспечена очистка фильтра после его попадания в приемник объемом <данные изъяты> м3, при этом фильтрат из приемника на протяжении 3-х последних лет посредством мотопомпы без надлежащей очистки повторно используется для орошения тела полигона, то есть возвращается в тело полигона. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой директору ООО «Новый Свет-Эко» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. В настоящее время обществом принимаются меры по устранению допущенного нарушения закона, но поскольку фактически надлежащая очистка фильтра не обеспечена, прокурор обращается с настоящим иском в суд.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании, ссылаясь на представленные возражения (л.д.198-200), исковые требования признал по праву, указывая на обоснованность заявленных требований, при этом указал, что в настоящее время между ООО «Новый Свет-Эко» и ООО ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой фильтра полигона. Согласно условий данного договора срок выполнения работ 5,5 месяцев с момента авансирования заказчиком по договору. Аванс перечислен ДД.ММ.ГГГГ. Фактически исполнение решения суда будет возможно в течение 6 месяцев с даты внесения аванса, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. при таких обстоятельствах представитель ответчика просит установить срок исполнения решения суда не менее 6 месяцев с даты принятия решения.

Представители третьих лиц Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в суд своих представителей не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, а так же отзыв на иск, в которых исковые требования поддержали (л.д.173,174,177,182-185,188-192).

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П и от 5 марта 2013 года N 5-П).

В целях защиты прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон об охране окружающей среды), положения которого направлены в том числе на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (преамбула).

Для реализации данных задач названным Федеральным законом закреплено понятие вреда окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (статья 1), и указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1 статьи 11); за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75).

В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу десятому статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон об отходах) под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона об отходах, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно пункту 6 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 (далее – Единые требования), ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 27 Единых требований на объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры:

по охране атмосферного воздуха от поступления в него загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объектах размещения за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

по охране поверхностных водных объектов, исключающие сброс сточных вод без их предварительной очистки;

по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

по организации сбора и отвода фильтрата;

по организации системы наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов.

Из материалов дела следует, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ООО «Новый Свет-ЭКО» природоохранного законодательства при эксплуатацииполигона твердых коммунальных отходов в Гатчинском районе Ленинградской области.

На территории Гатчинского района Ленинградской области расположен полигон твердых коммунальных и строительных отходов ООО «Новый Свет-ЭКО», который находится в 2<адрес>. Для осуществления производственной деятельности по размещению отходов ООО «Новый Свет-ЭКО» использует земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта/связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли специального назначения.

ООО «Новый Свет-ЭКО» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности, в части сбора отходов <данные изъяты> класса опасности, транспортирования отходов <данные изъяты> класса опасности, обработки отходов <данные изъяты> класса опасности, утилизации отходов <данные изъяты> класса опасности, размещения отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Северо-Западным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ.

Объект размещения отходов обеспечивает прием отходов с Гатчинского района, сопредельных районов Ленинградской области, а также г. Санкт-Петербурга. Деятельность на Объекте размещения отходов осуществляется согласно проектной документация «<данные изъяты>» (далее - Проект), получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Заключение).

В ходе проверки на Объекте размещения отходов установлено, что на объекте размещения отходов не обеспечена очистка фильтра после его попадания в приемник объемом <данные изъяты> м3, при этом фильтрат из приемника на протяжении 3-х последних лет посредством мотопомпы без надлежащей очистки повторно используется для орошения тела полигона, то есть возвращается в тело полигона.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой директору ООО «Новый Свет-Эко» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Новый Свет-Эко» и ООО ФИО7» заключен договор поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой фильтра полигона (л.д.201-220).

Согласно условию данного договора срок выполнения работ 5,5 месяцев с момента авансирования заказчиком по договору.

Аванс перечислен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным платежным поручением (л.д.221).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что деятельность ответчика на объекте размещения отходов осуществляется согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с действующим Федеральным законом N 52-ФЗ и "Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), разработаны санитарно-эпидемиологические правила, устанавливающие гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")

Согласно пункту 251 СанПиН 2.1.3684-21 с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата. Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.

В ходе проверки было установлено и отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12), что на полигоне твердых бытовых отходов, на котором осуществляет деятельность ООО Новый Свет-ЭКО», не обеспечены сбор фильтрата в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, что ведет к не должному исполнению мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и как следствие создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, проживающих вблизи объекта размещения отходов.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца об обязании ООО «Новый Свет-Эко» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:0439001:17 путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке.

На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, а так же доводы представителя ответчика о том, что фактически, с учетом заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой исполнение решения суда будет возможно в течение 6 месяцев с даты внесения аванса, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить для ответчика срок ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (ч.2 ст. 88 ГПК РФ).

На основании п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В силу требований п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

При таких обстоятельствах, с ответчика в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новый Свет-Эко» об обязании в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке удовлетворить частично.

Обязать ООО «Новый Свет-Эко» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «Новый Свет-Эко» в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья:

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

по делу 25 января 2023 года

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дубовской Е.Г.,

при секретаре Худяковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новый Свет-Эко» об обязании в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ООО «Новый Свет», указав в обоснование заявленных требований, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ООО «Новый Свет» природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов в Гатчинском районе Ленинградской области. В ходе проверки было установлено, что ООО «Новый Свет-Эко» для размещения отходов используется земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта/связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли специального назначения. ООО «Новый Свет-Эко» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности, в части сбора отходов <данные изъяты> класса опасности, транспортирования отходов <данные изъяты> класса опасности, обработки отходов <данные изъяты> класса опасности, утилизации отходов <данные изъяты> класса опасности, размещения отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Северо-Западным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что на объекте размещения отходов не обеспечена очистка фильтра после его попадания в приемник объемом <данные изъяты> м3, при этом фильтрат из приемника на протяжении 3-х последних лет посредством мотопомпы без надлежащей очистки повторно используется для орошения тела полигона, то есть возвращается в тело полигона. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой директору ООО «Новый Свет-Эко» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. В настоящее время обществом принимаются меры по устранению допущенного нарушения закона, но поскольку фактически надлежащая очистка фильтра не обеспечена, прокурор обращается с настоящим иском в суд.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании, ссылаясь на представленные возражения (л.д.198-200), исковые требования признал по праву, указывая на обоснованность заявленных требований, при этом указал, что в настоящее время между ООО «Новый Свет-Эко» и ООО ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой фильтра полигона. Согласно условий данного договора срок выполнения работ 5,5 месяцев с момента авансирования заказчиком по договору. Аванс перечислен ДД.ММ.ГГГГ. Фактически исполнение решения суда будет возможно в течение 6 месяцев с даты внесения аванса, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. при таких обстоятельствах представитель ответчика просит установить срок исполнения решения суда не менее 6 месяцев с даты принятия решения.

Представители третьих лиц Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в суд своих представителей не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, а так же отзыв на иск, в которых исковые требования поддержали (л.д.173,174,177,182-185,188-192).

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П и от 5 марта 2013 года N 5-П).

В целях защиты прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон об охране окружающей среды), положения которого направлены в том числе на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (преамбула).

Для реализации данных задач названным Федеральным законом закреплено понятие вреда окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (статья 1), и указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1 статьи 11); за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75).

В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу десятому статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон об отходах) под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона об отходах, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно пункту 6 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 (далее – Единые требования), ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 27 Единых требований на объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры:

по охране атмосферного воздуха от поступления в него загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объектах размещения за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

по охране поверхностных водных объектов, исключающие сброс сточных вод без их предварительной очистки;

по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

по организации сбора и отвода фильтрата;

по организации системы наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов.

Из материалов дела следует, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ООО «Новый Свет-ЭКО» природоохранного законодательства при эксплуатацииполигона твердых коммунальных отходов в Гатчинском районе Ленинградской области.

На территории Гатчинского района Ленинградской области расположен полигон твердых коммунальных и строительных отходов ООО «Новый Свет-ЭКО», который находится в 2<адрес>. Для осуществления производственной деятельности по размещению отходов ООО «Новый Свет-ЭКО» использует земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта/связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли специального назначения.

ООО «Новый Свет-ЭКО» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности, в части сбора отходов <данные изъяты> класса опасности, транспортирования отходов <данные изъяты> класса опасности, обработки отходов <данные изъяты> класса опасности, утилизации отходов <данные изъяты> класса опасности, размещения отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Северо-Западным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ.

Объект размещения отходов обеспечивает прием отходов с Гатчинского района, сопредельных районов Ленинградской области, а также г. Санкт-Петербурга. Деятельность на Объекте размещения отходов осуществляется согласно проектной документация «<данные изъяты>» (далее - Проект), получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Заключение).

В ходе проверки на Объекте размещения отходов установлено, что на объекте размещения отходов не обеспечена очистка фильтра после его попадания в приемник объемом <данные изъяты> м3, при этом фильтрат из приемника на протяжении 3-х последних лет посредством мотопомпы без надлежащей очистки повторно используется для орошения тела полигона, то есть возвращается в тело полигона.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой директору ООО «Новый Свет-Эко» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Новый Свет-Эко» и ООО ФИО7» заключен договор поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой фильтра полигона (л.д.201-220).

Согласно условию данного договора срок выполнения работ 5,5 месяцев с момента авансирования заказчиком по договору.

Аванс перечислен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным платежным поручением (л.д.221).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что деятельность ответчика на объекте размещения отходов осуществляется согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с действующим Федеральным законом N 52-ФЗ и "Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), разработаны санитарно-эпидемиологические правила, устанавливающие гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")

Согласно пункту 251 СанПиН 2.1.3684-21 с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата. Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.

В ходе проверки было установлено и отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12), что на полигоне твердых бытовых отходов, на котором осуществляет деятельность ООО Новый Свет-ЭКО», не обеспечены сбор фильтрата в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, что ведет к не должному исполнению мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и как следствие создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, проживающих вблизи объекта размещения отходов.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца об обязании ООО «Новый Свет-Эко» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:0439001:17 путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке.

На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, а так же доводы представителя ответчика о том, что фактически, с учетом заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой исполнение решения суда будет возможно в течение 6 месяцев с даты внесения аванса, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить для ответчика срок ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (ч.2 ст. 88 ГПК РФ).

На основании п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В силу требований п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

При таких обстоятельствах, с ответчика в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новый Свет-Эко» об обязании в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке удовлетворить частично.

Обязать ООО «Новый Свет-Эко» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «Новый Свет-Эко» в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья:

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

2-1309/2023 (2-7186/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Новый Свет - ЭКО"
Другие
Управление Роспортребнадзора по ЛО
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Дубовская Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
gatchinsky.lo.sudrf.ru
30.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2022Передача материалов судье
07.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2023Предварительное судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее