УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дубовской Е.Г.,
при секретаре Худяковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новый Свет-Эко» об обязании в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером № путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ООО «Новый Свет», указав в обоснование заявленных требований, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения ООО «Новый Свет» природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов в Гатчинском районе Ленинградской области. В ходе проверки было установлено, что ООО «Новый Свет-Эко» для размещения отходов используется земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта/связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли специального назначения. ООО «Новый Свет-Эко» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности, в части сбора отходов <данные изъяты> класса опасности, транспортирования отходов <данные изъяты> класса опасности, обработки отходов <данные изъяты> класса опасности, утилизации отходов <данные изъяты> класса опасности, размещения отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Северо-Западным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что на объекте размещения отходов не обеспечена очистка фильтра после его попадания в приемник объемом <данные изъяты> м3, при этом фильтрат из приемника на протяжении 3-х последних лет посредством мотопомпы без надлежащей очистки повторно используется для орошения тела полигона, то есть возвращается в тело полигона. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой директору ООО «Новый Свет-Эко» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. В настоящее время обществом принимаются меры по устранению допущенного нарушения закона, но поскольку фактически надлежащая очистка фильтра не обеспечена, прокурор обращается с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании, ссылаясь на представленные возражения (л.д.198-200), исковые требования признал по праву, указывая на обоснованность заявленных требований, при этом указал, что в настоящее время между ООО «Новый Свет-Эко» и ООО ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой фильтра полигона. Согласно условий данного договора срок выполнения работ 5,5 месяцев с момента авансирования заказчиком по договору. Аванс перечислен ДД.ММ.ГГГГ. Фактически исполнение решения суда будет возможно в течение 6 месяцев с даты внесения аванса, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. при таких обстоятельствах представитель ответчика просит установить срок исполнения решения суда не менее 6 месяцев с даты принятия решения.
Представители третьих лиц Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в суд своих представителей не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, а так же отзыв на иск, в которых исковые требования поддержали (л.д.173,174,177,182-185,188-192).
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П и от 5 марта 2013 года N 5-П).
В целях защиты прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон об охране окружающей среды), положения которого направлены в том числе на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (преамбула).
Для реализации данных задач названным Федеральным законом закреплено понятие вреда окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (статья 1), и указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1 статьи 11); за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75).
В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу десятому статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон об отходах) под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона об отходах, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно пункту 6 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 (далее – Единые требования), ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 27 Единых требований на объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры:
по охране атмосферного воздуха от поступления в него загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объектах размещения за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;
по охране поверхностных водных объектов, исключающие сброс сточных вод без их предварительной очистки;
по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;
по организации сбора и отвода фильтрата;
по организации системы наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения ООО «Новый Свет-ЭКО» природоохранного законодательства при эксплуатацииполигона твердых коммунальных отходов в Гатчинском районе Ленинградской области.
На территории Гатчинского района Ленинградской области расположен полигон твердых коммунальных и строительных отходов ООО «Новый Свет-ЭКО», который находится в 2<адрес>. Для осуществления производственной деятельности по размещению отходов ООО «Новый Свет-ЭКО» использует земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта/связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли специального назначения.
ООО «Новый Свет-ЭКО» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности, в части сбора отходов <данные изъяты> класса опасности, транспортирования отходов <данные изъяты> класса опасности, обработки отходов <данные изъяты> класса опасности, утилизации отходов <данные изъяты> класса опасности, размещения отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Северо-Западным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ.
Объект размещения отходов обеспечивает прием отходов с Гатчинского района, сопредельных районов Ленинградской области, а также г. Санкт-Петербурга. Деятельность на Объекте размещения отходов осуществляется согласно проектной документация «<данные изъяты>» (далее - Проект), получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Заключение).
В ходе проверки на Объекте размещения отходов установлено, что на объекте размещения отходов не обеспечена очистка фильтра после его попадания в приемник объемом <данные изъяты> м3, при этом фильтрат из приемника на протяжении 3-х последних лет посредством мотопомпы без надлежащей очистки повторно используется для орошения тела полигона, то есть возвращается в тело полигона.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой директору ООО «Новый Свет-Эко» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Новый Свет-Эко» и ООО ФИО7» заключен договор № поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой фильтра полигона (л.д.201-220).
Согласно условию данного договора срок выполнения работ 5,5 месяцев с момента авансирования заказчиком по договору.
Аванс перечислен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным платежным поручением № (л.д.221).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что деятельность ответчика на объекте размещения отходов осуществляется согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с действующим Федеральным законом N 52-ФЗ и "Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), разработаны санитарно-эпидемиологические правила, устанавливающие гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
Согласно пункту 251 СанПиН 2.1.3684-21 с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата. Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.
В ходе проверки было установлено и отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12), что на полигоне твердых бытовых отходов, на котором осуществляет деятельность ООО Новый Свет-ЭКО», не обеспечены сбор фильтрата в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, что ведет к не должному исполнению мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и как следствие создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, проживающих вблизи объекта размещения отходов.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца об обязании ООО «Новый Свет-Эко» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:0439001:17 путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке.
На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая изложенное, а так же доводы представителя ответчика о том, что фактически, с учетом заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора поставки оборудования с последующим монтажом и пуско-наладкой исполнение решения суда будет возможно в течение 6 месяцев с даты внесения аванса, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить для ответчика срок ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (ч.2 ст. 88 ГПК РФ).
На основании п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
В силу требований п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.
При таких обстоятельствах, с ответчика в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новый Свет-Эко» об обязании в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером № путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке удовлетворить частично.
Обязать ООО «Новый Свет-Эко» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с отходами на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером № путем сбора образующейся в теле полигона жидкой фазы - фильтра и его последующей очистке.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «Новый Свет-Эко» в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья:
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ