УИД 78RS0014-01-2021-000200-88
Дело № 2-3308/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2021 года Санкт-Петербург
Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Шемякиной И.В.,
при секретаре Улаханове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Я.В. к Индивидуальному предпринимателю Е.Л. о взыскании заработной платы, процентов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Я.В. обратилась в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Е.Л. (далее по тексту – ИП Е.Л.) о взыскании заработной платы, процентов, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен трудовой договор, по условиям которого истец была принята на должность продавец-консультант ювелирных изделий, с окладом <данные изъяты> рублей. В период с ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в неоплачиваемом отпуске, затем ответчик перестала выплачивать заработную плату, в связи с чем за май, июнь, июль 2020 года образовалась задолженность по выплате заработной платы в сумме <данные изъяты> рублей. За этот период условия трудового договора не изменялись, трудовой договор не расторгался, другой режим рабочего времени не устанавливался, работодателем простой не объявлялся. В связи с невыплатой заработной платы, ДД.ММ.ГГГГ истец написала заявление на увольнение по собственному желанию, на ДД.ММ.ГГГГ истцом не была получена трудовая книжка, и иные документы, связанные с работой, в связи с чем за ответчиком образовалась задолженность по выплате заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (35 рабочих дней) в сумме <данные изъяты>.
В связи с чем просила взыскать с ответчика задолженность по выплате заработной платы в общем размере <данные изъяты>, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Истец в судебное заседание явилась, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, в которых указано, что заработная плата за спорный период выплачена истцу в полном объеме, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на больничном, что препятствовало прекращению трудовых отношении на основании её заявления, с ДД.ММ.ГГГГ истец на рабочем месте не появлялась. ДД.ММ.ГГГГ истец пришла на рабочее место, ознакомилась с приказом об увольнении, но получать трудовую книжку и подписывать какие-либо документы отказалась, не подтвердила свое желание о расторжении трудового договора по собственному желанию, в связи с чем трудовой договор был расторгнут с истцом ДД.ММ.ГГГГ, документы направлены ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30).
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, который в силу ст. 67 ТК РФ заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
В соответствии с абзацем 5 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка.
В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Днем прекращения трудового договора, исходя из части 3 статьи 84.1 ТК РФ, во всех случаях является последний день работы работника.
В соответствии с ч. 4 ст. 84.1. и ч. 1 ст. 140 ТК РФ в день прекращения трудового договора (трудовых отношений) производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ИП Е.Л. и Я.В. заключен трудовой договор №, по условиям которого Я.В. принята на работу к работодателю (ИП Е.Л.) на должность продавец-консультант с ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор заключен на неопределенный срок. Согласно п. 2.1 трудового договора, работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно (л.д.13-18).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен неоплачиваемый отпуск (л.д.60).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением об увольнении по собственному желанию (л.д.27).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника, п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (л.д.28).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут на основании подп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ (л.д.59).
Согласно копии трудовой книжки запись за № от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, признана недействительной, под № имеется запись, уволена за прогулы, подп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Из представленных стороной ответчика документов следует, что в августе 2020 Я.В. перечислено <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рублей, всего в сумме <данные изъяты> рубля, расчетный период июль 2020 (л.д.32, 36), и <данные изъяты> рублей аванс по заработной плате за август 2020 (л.д.44); в ноябре 2020 – <данные изъяты> рублей (л.д.34), в апреле 2020 – <данные изъяты> рублей расчетный период март 2020 (л.д.35); в сентябре 2020 – <данные изъяты> рублей расчетный период за август 2020 (л.д.37,43), <данные изъяты> рублей аванс по заработной плате за сентябрь 2020; в декабре 2020 – <данные изъяты> рублей, всего в сумме <данные изъяты> рублей заработная плата за ноябрь 2020 (л.д.38-39); в октябре 2020 – <данные изъяты> рублей заработная плата за сентябрь 2020 (л.д.41), и <данные изъяты> рублей аванс по заработной плате за октябрь 2020 (л.д.40); в январе 2021 – <данные изъяты> рублей заработная плата за декабрь 2020 (л.д.45).
Таким образом, из представленных ответчиком платежных реестров следует, что заработная плата за июль 2020 года была выплачена истцу в сумме <данные изъяты> рублей, доказательств того, что в период с мая по июль 2020 года ответчик приостанавливал деятельность, находился в простое, либо истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы, суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что Я.В. заработная плата за май, июнь, июль 2020 года не была выплачена в полном объеме, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию заработная плата за спорный период в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).
Доводы ответчика о том, что заработная плата за спорный период была выплачена в иные месяцы с опозданием, суд находит несостоятельными, поскольку в представленных реестрах прямо указано назначение платежа и месяц оплаты, кроме того п.2.5 трудового договора предусмотрено, что премии, надбавки и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера, выплачивается работодателем работнику путем выдачи наличных денежных средств из кассы работодателя, или путем перечисления на счет работника в банке в день выплаты заработной платы. В связи с чем с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера, сумма заработной платы в реестре может превышать сумму оклада, установленного трудовым договором.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В связи с чем с ответчика подлежат взысканию в пользу истца проценты за невыплату заработной платы в сумме <данные изъяты>.
Согласно абз. 4 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен, в том числе, в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки.
На основании абз. 1,3 п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003N 225, при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника. Работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении.
Согласно пункту 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
Учитывая, что ответчиком в адрес истца уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление ее по почте не направлялось, доказательств обратного суду не представлено, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что истец не обращалась с заявлением о направлении ей копии трудовой книжки по почте, поскольку обязанность по направлению первоначального уведомления законодательством возложена на работодателя, и которая ответчиком не исполнена.
Истец просит взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (35 рабочих дней) в сумме <данные изъяты>. Указанный расчет является неверным, поскольку истцом расчет произведен с учетом включения выходных дней и периода временной нетрудоспособности истца.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на больничном, что подтверждается электронными листами нетрудоспособности (л.д.46,47).
Трудовая книжка была направлена в адрес истца только ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-50).
В связи с чем, суд приводит свой расчет: период вынужденного прогула составляет с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом приказа от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ - 13 дней.
Средний заработок истца в день составляет <данные изъяты>: так как заработная плата за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рубля, рабочих дней за указанный период было 144 дня.
Таким образом, средний заработок за время вынужденного прогула составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>), который подлежит взысканию с ответчика.
Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку факт нарушения трудовых прав истца нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, требование о взыскании в его пользу компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая характер допущенных ответчиком нарушений в отношении истца, размер задолженности по заработной плате, длительность задержки выдачи трудовой книжки, характер и степень вины ответчика в допущенных нарушениях, суд полагает требуемую сумму компенсации морального вреда завышенной и подлежащей снижению до <данные изъяты> рублей, что в рассматриваемом случае в большей степени будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
С учетом положений ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Я.В. к Индивидуальному предпринимателю Е.Л. о взыскании заработной платы, процентов, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Е.Л. в пользу Я.В. заработную плату за период с мая по июль 2020 года в размере <данные изъяты> рублей, проценты за невыплату заработной платы в сумме <данные изъяты>, средний заработок за задержку выдачи трудовой книжки в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Е.Л. в доход бюджета города Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Шемякина