УИД 65RS0001-01-2023-001141-57
Дело № 2- 3504/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Головченко Е. Ю.,
с участием старшего помощника прокурора г. Южно-Сахалинска Подвигиной Т. В.,
при помощнике судьи Хоревой К. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Южно-Сахалинска» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Южно-Сахалинска» о компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 рублей, также просила привлечь ответчика к ответственности в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии со ст. 336 ТК РФ и ч.7 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ».
В процессе рассмотрения дела произведена замена ответчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Южно-Сахалинска» на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Южно-Сахалинска» (л.д.142, протокол судебного заседания от 25.05.2023 года).
В порядке подготовки к рассмотрению дела судом в качестве третьего лица привлечена ФИО, в процессе рассмотрения третьим лицом привлечен директор школы – ФИО.
В обоснование иска истец указывает, что между нею и ответчиком заключен договор обучающейся ФИО, ДД.ММ.ГГГГ (дочь) об услугах образовательного учреждения. Согласно пункту 1.2. Договора, МБОУ СОШ № 1 создает максимально благоприятные условия для интеллектуального, умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всестороннего развития ее способностей. Пунктом 1.3. Договора предусмотрено, что МБОУ СОШ № 1 несет ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье детей. Главным должностным лицом является директор школы. Истец считает, что ненадлежащее исполнение директором школы своих должностных обязанностей привело к нарушению условий договора, в результате чего были нарушены ее права потребителя. Выразилось это в том, что на нее и ее дочь с 15 марта по 18 мая 2021 года оказывалось психологическое давление с целью получения денег в размере 5000 рублей на празднование окончания школы и на подарки учителям, при этом ее дочь в мероприятии не желала, о чем неоднократно говорила своим вымогателям. На дочь давили в школе, а родительский комитет вымогал деньги у нее самой, отправляя сообщения в <данные изъяты>. Все это происходило перед экзаменами ЕГЭ. В связи с дискриминацией и халатным отношением администрации школы к дочери она не пошла на последний звонок и выпускной, считает, что именно учебное заведение лишило ее ребенка этого праздника. Они с дочерью более двух лет терпели выходки разного рода от МБОУ СОШ № 1, но в других школах не было мест, чтобы перевести ребенка. По факту вымогательства 19.05.2021 года на имя директора школы ею была направлена жалоба, только после жалобы им разрешили не сдавать деньги. В результате ее дочь стала более замкнутой, е нее пропало желание учиться, она постоянно подвергалась нападкам со стороны одноклассников, у нее пропало желание общаться со сверстниками, возможно. По причине того, что она их боялась. До настоящего времени она испытывает последствия травмы – страх и нежелание поступать в высшее учебное заведение. Преподавательский состав не пресекал насильственных действий одноклассников, не осуществлял надзор за детьми, т.е., по мнению истца, не исполнял своих прямых обязанностей. Ранее у них уже был инцидент с учебным заведением – 07.02.2020 года на первом уроке физкультуры в <данные изъяты>» классе ее дочь ФИО получила травму – надрыв связок левого голеностопного сустава. Дочери никто не оказал помощь, ни учитель, ни одноклассники, дочь сидела на полу 10-15 минут, приходила в себя, а одноклассники смеялись. Истец указывает, что неправомерными действиями ответчика, выразившимися в нарушении условий договора, нарушены ее права потребителя, считает, что все вышеизложенное стало возможным в результате не исполнения директором школы ФИО. возложенных на него обязанностей.
В судебное заседание истец ФИО, третье лицо ФИО не явились, в суд возвращены конверты с отметкой об истечении срока хранения, при подаче иска ФИО просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности ФИО. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, суду пояснил, что по поводу получения ребенком травмы на уроке физкультуры было отдельное судебное разбирательство, вынесено решение, оно вступило в законную силу. Что касается вымогательства – установленных фактов не было, приложенная к иску переписка велась между родителями учеников, школа к ней никакого отношения не имеет, сама переписка не свидетельствует о каком-то вымогательстве, никакого ученического договора между школой и истцом об обучении ее дочери письменно не заключалось, в личном деле ученика его нет, сама истец его также не представила.
Третье лицо ФИО. в судебном заседании также полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что вопросами проведения празднования выпускного вечера занимаются родители и выбранный ими же родительский комитет, учителя и классные руководители в это дело не вмешиваются. Письменно с родителями никаких договоров не заключается, договор считается заключенным в момент, когда родитель пришел и написал заявление, в котором указывается, что родитель разрешает использовать персональные данные, и все.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика ФИО., третьего лица ФИО., прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся истицы ФИО и третьего лица на стороне истца ФИО, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения представителя ответчика ФИО., третьего лица ФИО., заключение прокурора о частичном удовлетворении иска, исследовав материалы дела, суд установил:
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.3 ст. 28 названного выше Федерального закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, за исключением образовательных организаций высшего образования;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении";
18) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации, в том числе содействие деятельности российского движения детей и молодежи;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 28 установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.7 ст. 28 Закона, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает о нарушении образовательной организацией условий договора об обучении ее несовершеннолетней дочери ФИО, ДД.ММ.ГГГГ нарушением ее прав как потребителя образовательных услуг.
В соответствии с ч.1 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем (ч.4 ст. 53 ФЗ № 273).
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании на основании пояснений сторон и вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от 07.12.2022 года по делу №, а также не оспаривалось сторонами, ФИО, 14 февраля 2003 года рождения (дочь истца), проходила обучение в МБОУ СОШ № 1 г. Южно-Сахалинска в <данные изъяты> классе в 2020 году, окончила школу в 2021 году.
Согласно Уставу МБОУ СОШ № 1 г. Южно-Сахалинска (действовавшему на момент обучения в учреждении дочери истца), предметом деятельности Учреждения является оказание услуг, предусмотренных федеральными законами, законами Сахалинской области, нормативными правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами администрации в сфере образования.
Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в т. ч. возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.
Целями деятельности, для которых создано Учреждение, являются:
– формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
– воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;
– создание условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Факт заключения между истцом ФИО и ответчиком письменного Договора об образовании своего подтверждения в судебном заседании не нашел, истцом суду такой договор представлен не был, ответчик факт его заключения отрицал, указывая, что договор считается заключенным в момент написания родителем заявления о поступлении ребенка в школу.
Учитывая, что в силу прямого указания закона заключение письменного договора об обучении является обязательным в случае, если образовательная организация является индивидуальным предпринимателем, в рассматриваемом деле образовательная организация являлась муниципальным бюджетным учреждением, при этом с момента издания распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию, между сторонами возникают образовательные отношения, регулируемые, в том числе, законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указанное обстоятельство правового значения для дела не имеет.
Истец указывает, что в период с 15 марта 2021 года по 18 мая 2021 года на нее и ее дочь оказывалось психологическое давление с целью получения денег в сумме 5000 рублей на празднование окончания школы и подарки учителям. В подтверждение своих доводов представляет скрины сообщений в WhatsApp от родительского комитета.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса, либо путем использования системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 155.2 настоящего Кодекса.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Согласно ст. 71 ГПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (ч.2 ст. 71ГПК РФ).
Изучив представленную переписку, суд признает ее недопустимым доказательством, поскольку отсутствует подтверждение соответствия содержания переписки оригиналу на цифровом носителе (путем удостоверения у нотариуса), сама переписка представлена истцом в виде неоднократно повторяющихся копий сообщений, на которых невозможно определить их правильную последовательность, даты сообщений, между сообщениями сделаны рукописные пометки, видимо, самой истицей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом доказательств в обоснование своих утверждений о якобы имевшем месте факте вымогательства, дискриминации ее дочери, психологического давления суду не представлено.
В соответствии с ч.6 ст. 26 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об образовании в Российской Федерации", в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации (п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании)).
Создание родительского комитета - это одна из форм реализации права граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ).
В соответствии с п. 8.7 Устава МБОУ СОШ № 1 (в редакции, действовавшей на момент обучения в школе дочери истца), общешкольный родительский комитет – коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и учреждения.
В состав общешкольного родительского комитета входят председатели родительских комитетов каждого класса.
Решения комитета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения считаются только те решения комитета, в целях реализации которых издается приказ по общеобразовательному учреждению.
Не нашел своего подтверждения и довод истца о небрежном отношении к своим обязанностям директора школы ФИО., его бездействии и халатности.
Напротив, из представленной самой истицей копии жалобы от 19.05.2021 года и ответа на нее директора школы от 28.05.2021 года следует, что обращение ФИО по вопросу сбора денежных средств родительским комитетом не было оставлено без внимания, администрация школы связалась с родительским комитетом класса, после чего истцу было сообщено о том, что деньги она может не сдавать.
По факту несчастного случая с дочерью истца на уроке физкультуры, имевшему место в период обучения ребенка в <данные изъяты> классе, также была создана комиссия по расследованию несчастного случая, были применены меры дисциплинарной ответственности к виновному, проведен повторный инструктаж по технике безопасности, классный час, совещание педагогического состава школы «Алгоритм действия при несчастном случае».
По данному факту состоялось судебное решение о взыскании со школы компенсации морального вреда в пользу ФИО в размере 20 000 рублей.
В ответе на жалобу истца в части доводов «о травле и издевательствах над дочерью со стороны одноклассников» истцу было сообщено, что эти доводы не подтвердились – 20.05.2021 года в <данные изъяты> классе работал школьный психолог, который провел тренинг, тестирование. В классе средний уровень сплоченности, есть лидеры, Юля в их число не входит, но и претензий к ней у ребят нет.
Таким образом, администрация школы обращение истца без внимания не оставила, провела проверку, своевременно ответила на обращение ФИО
Каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о нарушении условий договора об обучении, дискриминации, психологическом давлении на ученика , изложенных в иске, истец суду не представила.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т.п.). Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Поскольку судом не установлены факты нарушения со стороны ответчика прав истца ФИО, то оснований для взыскания компенсации морального вреда по заявленным основаниям не имеется, следовательно, не имеется и оснований для взыскания штрафа в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
При этом суд считает необходимым разъяснить истцу, что полномочиями по привлечению должностных лиц образовательной организации к административной ответственности, или прекращению заключенных с ними трудовых договоров, суд не обладает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
ФИО в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Сахалинского областного суда через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е. Ю. Головченко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья: Е. Ю. Головченко