Решение по делу № 33-4711/2024 от 15.08.2024

                      БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0007-2024-000795-91                                                        33-4711/2024

                                            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» сентября 2024 года                                                                              г.Белгород

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

- председательствующего             Фурмановой Л.Г.,

- судей                                             Украинской О.И., Нессоновой С.В.,

- при секретаре                              Лихачевой М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бухаровой Светланы Владимировны, Козачок Валерии Алексеевны, Флусовой Ольги Константиновны, Чуриковой Елены Владимировны к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Губкинская городская детская больница» возложении обязанности включить медицинских работников в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Губкинская городская детская больница»

на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 6 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения истцов Бухаровой С.В., Чуриковой Е.В., представителя истцов - адвоката Кузьминой Т.А., судебная коллегия

                                      у с т а н о в и л а:

истцы Бухарова С.В., Козачок В.А., Чурикова Е.В., Флусова О.К. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просили установить им специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.11.2022 г. № 2568, исходя из исполнения ими трудовой функции в соответствии с трудовым договором и суммарно отработанного времени по табелю учета рабочего времени, начиная с 01.01.2023 г.; включить данные о них в реестр работников, имеющих право на получение указанной специальной выплаты, которые направить в ОСФР по Белгородской области для осуществления выплат; взыскать с ответчика в их пользу в счет компенсации морального вреда по 50 000 рублей.

Требования истцами мотивированы тем, что они осуществляют трудовую деятельность в рентгенологическом кабинете ОГБУЗ «Губкинская городская больница», Бухарова С.В. работает в должности врача-рентгенолога, Козачок В.А., Чурикова Е.В., Флусова О.К. - в должности рентгенолаборантов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568«О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» установлена специальная социальная выплата, в том числе для врачей и специалистов со средним медицинским образованием, работающих с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающих в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). Данная выплата производится Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании, предоставляемых медицинской организацией (работодатель) реестров работников. Во внесении истцов в указанный реестр ответчиком отказано по тем основаниям, что рентгенологический кабинет определен работодателем как вспомогательное лечебно-диагностическое отделение, в штатном расписании должности работников рентгенологического кабинета не классифицированы по видам оказываемой первичной медицинской помощи.

Истцы считают такой отказ незаконным, указывая, что, занимаемые ими должности, включены в перечень должностей на получение специальной социальной выплаты согласно п.п.«б», «е» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568 в перечень должностей для ее выплаты, а отнесение кабинета к вспомогательному лечебно-диагностическому отделению, не может ущемлять их права на получение указанной выплаты. При этом они осуществляют диагностику пациентов по направлению врачей поликлинического и стационарного отделений ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница».

Решением Губкинского городского суда Белгородской области от 06.06.2024 г., заявленные истцами исковые требования удовлетворены частично, постановлено: - обязать ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» установить Бухаровой С.В., Козачок В.А., Чурикова Е.В., Флусова О.К. специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», исходя из исполнения ими трудовой функции, предусмотренной трудовым договором и суммарно отработанного времени по табелю учета рабочего времени, начиная с 01.01.2023 г.; - включить истцов в реестр работников, имеющих право на получение специальной выплаты медицинским работникам, со дня возникновения права на выплату - с 01.01.2023 г. и направить реестр в ОСФР по Белгородской области; - взыскать с ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» в пользу Бухаровой С.В., Козачок В.А., Чурикова Е.В., Флусова О.К. в счет компенсации морального вреда по 10 000 рублей каждой; установить срок исполнения решения суда в части установления истцам специальной социальной выплаты и включения в реестр на получение этой выплаты в течение 20 дней со дня его вступления в законную силу; взыскать с ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» в доход бюджета государственную пошлину в размере 1 200 рублей; в удовлетворении остальной части иска отказать.

В апелляционной жалобе ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части исковых требований, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, регулирующих правоотношения, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Принять в оспариваемой части новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные изложенным в обоснование возражений на иск.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы Козачок В.А., Флусова О.К., ответчик, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени слушания дела (судебные извещения истцам доставлены 19.08.2024 г., ответчик извещен в соответствии с ч.2.1 ст.113 ГПК РФ посредством размещения информации о движении дела на сайте суда, а также посредством электронной почты, извещение получено 19.08.2024 г.), не явились, о причине неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении дела слушанием при наличии на то уважительных причин, не представили.

При таком положении, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает процессуальных препятствий для разрешения дела в отсутствие указанных участников производства по делу.

Истцы Бухарова С.В., Чурикова Е.В., представитель истцов - адвокат Кузьмина Т.А. указали на необоснованность доводов апелляционной жалобы ответчика по приведенным в письменных возражениях основаниям.

Представитель третьего лица ОСФР по Белгородской области Золотухина О.Н. указала на обоснованность доводов апелляционной жалобы ответчика по приведенным в письменном отзыве основаниям.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, приходит к следующим выводам.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией Российской Федерации (ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с абз.5 ч.1 ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз.7 ч.2 ст.22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч.1 ст.129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568«О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568), отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 01.01.2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2023 г. № 2568 установлена специальная социальная выплата определенной категории медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, к которым, в том числе относятся: - врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (п.п.«б»); - специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в п.п.«б» настоящего пункта, а также, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (п.п.«е»).

В п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568 вышеуказанной категории медицинских работников установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты: - врачи, указанные в п.п.«б» п.2 настоящего постановления, - 14 500 рублей; - специалисты со средним медицинским образованием, указанные в п.п.«е», «ж» п.2 настоящего постановления, - 6 500 рублей.

В соответствии с п.п.«а» п.4 постановления Правительства Российской Федерацииот 31.12.2022 г. № 2568 специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568.

Пунктом 2 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п.3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (п.4 Правил).

Согласно п.5 Правил реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.

Приказом Минздрава России от 10.03.2023 г. № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568.

Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1183 «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (п.3 Разъяснений).

В соответствии с п.4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в п.п.«а», «д», «з» п.2 постановления от 31.12.2022 г. № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в п.п.«б», «е», «и» п.2 указанного Постановления, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций); указанным в п.п.«б», «е» п.2 постановления от 31.12.2022 г. № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования установлены ст.4 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, среди них - обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.

Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.35 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ).

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (ч.2 ст.35 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ).

В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (ч.3 ст.35 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (ч.1 ст.36 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (ч.2 ст.36 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ).

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.32 Федерального закона от 21.112011 г. № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся: - первичная медико-санитарная помощь; - специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; - скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; - паллиативная медицинская помощь (ч.2 ст.32 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: - вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); - амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); - стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (ч.3 ст.32 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

В ч.1 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (ч.3 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (ч.4 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.5 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

В соответствии с ч.6 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Частью 1 ст.34 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ определено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (ч.2 ст.34 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно разъяснениям, данным в письме Минздрава России от 10.02.2023 г. № 16-3/И/2-2050 «Об осуществлении специальных социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568» при осуществлении специальной социальной выплаты рекомендуется, в том числе производить специальную социальную выплату медицинским работникам указанным в п.п.«б», «е», «и» п.2 указанного Постановления, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии со ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи в соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Таким образом, для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходимы следующие условия: - медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях; - должность работника должна быть отнесена к врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований; - работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцы относятся к категории медицинских работников, указанных в п.п.«б», «е» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568, осуществляют трудовую деятельность по оказанию первой доврачебной и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также в условиях стационара, выполняя исследования пациентам по поводу заболеваний (состояний) и с профилактической целью, ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения Белгородской области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в связи с чем, истцы имеют право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде установления ежемесячной специальной социальной выплаты.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, Бухарова С.В., Козачок В.А., Чурикова Е.В., Флусова О.К. осуществляют трудовую деятельность в ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» на основании трудовых договоров по основному месту работы, Бухарова С.В. состоит в должности врача-рентгенолога, Козачок В.А., Чурикова Е.В., Флусова О.К. - в должности рентгенолаборантов.

Приказом Минздрава России от 09.06.2020 г. № 560н утверждены Правила проведения рентгенологических исследований, согласно п.2 которых рентгенологические исследования проводятся в целях: распознавания физиологических и патологических состояний, установления факта наличия либо отсутствия заболеваний, травм, пороков развития для определения диагноза; выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля их осуществления; выявления скрытых форм заболеваний.

В соответствии с п.п.4, 5, 10 названных Правил рентгенологические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании, в том числе первичной медико-санитарной помощи. Рентгенологические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в том числе в передвижных медицинских комплексах, в дневном стационаре, стационарно, вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации). Рентгенологические исследования проводятся врачом-рентгенологом или рентгенолаборантом.

В соответствии с п.2 приказа Минздрава России от 07.03.2018 г. № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» оказание первичной медико-санитарной помощи детям осуществляется медицинскими и иными организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 указанного Положения установлено, что медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям, делятся на три группы: первая группа - поликлиники, поликлинические отделения при центральных районных больницах и районных больницах, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям; вторая группа - самостоятельные детские поликлиники, поликлинические отделения в составе городских поликлиник, в том числе детских больниц и центральных районных больниц, исполняющих функции межрайонных центров; третья группа - самостоятельные консультативно-диагностические центры для детей, а также консультативно-диагностические центры и детские поликлиники (отделения) в структуре республиканских, краевых, областных, окружных, городских больниц.

Указанное Положение содержит приложения, которые определяют Правила организации деятельности указанных группы медицинских организацией, оказывающих первую медико-санитарную помощь детям: - Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения этого кабинета; - Правила организации деятельности детской поликлиники (детского поликлинического отделения), рекомендуемые для нее (него) штатные нормативы и стандарт (его) оснащения; - Правила организации деятельности детского консультативно-диагностического центра и рекомендуемые для него штатные нормативы (функции такого центра включают в себя в числе прочего проведение детям аппаратных, инструментальных и лабораторных диагностических исследований, а также проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей); - Правила организации деятельности дневного стационара детской поликлиники (детского поликлинического отделения), его рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения.

При этом, в состав штата детской поликлиники (детского поликлинического отделения) должны входить должности врача-рентгенолога и рентгенлаборантав количестве по две единицы на 10 тыс. детей, в состав штата детского консультативно-диагностического центра - 7 единиц должности врача-рентгенолога и 6 единиц должности рентгенолаборанта.

Положением об организации деятельности рентгенологического кабинета ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» от 05.05.2023 г. предусмотрено, что основной целью организации его работы является оказание комплексной квалифицированной диагностической помощи детскому населению. Рентгенологический кабинет организован для оказания экстренной, неотложной и плановой медицинской помощи. Рентгенологическое исследование проводится при наличии медицинских показаний при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи и т.д.

Согласно штатному расписанию ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» рентгенологический кабинет не входит ни в состав поликлиники, ни в состав стационара, отнесен к вспомогательному лечебно-диагностическому отделению.

При этом, необходимо отметить, что в состав поликлиники входят следующие отделения: - консультативно-диагностическое отделение и педиатрическое отделение, включающие в себя ряд кабинетов врачей-специалистов, - дневной стационар и стационар. В состав стационара входят: приемное отделение, педиатрическое отделение, палата интенсивной терапии, палата патологии новорожденных, инфекционное отделение.

Таким образом, анализ приведенного указывает на то, что и поликлиника, и стационар ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» являются самостоятельными подразделениями и входят в состав больницы. Однако состав этих подразделений не имеет своего диагностического отделения.

Из трудовых книжек истцов и их должностных инструкций следует, что они были приняты на работу в указанных должностях в рентгенологическое отделение ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница.

Довод ответчика о том, что рентгенологический кабинет не подпадает под критерии получения специальной социальной выплаты, поскольку не работает по территориально-участковому принципу, не работает на приеме с врачами, не осуществляет диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию, является несостоятельным.

Согласно Уставу ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница», основным видом деятельности является - медицинская деятельность; целями деятельности учреждения являются организация оказания медицинской помощи населению области, оказание медицинской помощи, включая оказание: - первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе по рентгенологии; - первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях; - первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара; - первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара; - специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. При оказании указанных видов медицинской помощи организуется и выполняется ряд работ, в том числе в каждом из указанного вида медицинской помощи осуществляются работы по рентгенологии.

Судом установлено и сторонами не оспаривался факт того, что к обязанностям рентгенологического кабинета относятся целенаправленные исследования с целью оценки состояния здоровья пациентов и правильного определения природы заболевания.

Согласно должностной инструкции врача-рентгенолога рентгенологического отделения ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» основной задачей врача-рентгенолога является осуществление профилактических исследований, медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, оказание медицинской помощи в экстренной форме, проведение рентгенологических исследований и повреждений на основе современных методов лучевой диагностики. Врач-рентгенолог обязан осуществлять рентгенологические исследования согласно сформулированным показаниям и принимать окончательное решение о его выполнении, определять необходимый объем, рациональную методику обследования и выполнять в течении рабочего дня объем работы, определяемый для него утвержденными расчетными нормами.

В соответствии с требованиями должностной инструкции рентгенолаборанта рентгенологического отделения ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» рентгенлаборант обязан, в том числе оказывать медицинскую помощь врачу при выполнении специальных сложных исследовании, участвовать в проведении рентгеноскопии, и выполнять в течении рабочего дня объем работы, определяемый для него утвержденными расчетными нормами, оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Проанализировав вышеуказанные, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцы, являясь сотрудниками ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» проводят рентгенологические исследования по направлениям врачей стационарного и амбулаторного профилей по территориально-участковому принципу, выполняют исследования, как для стационарных пациентов, так и для амбулаторно-поликлинических пациентов, по направлениям врачей амбулаторной службы, тем самым оказывают, в том числе первичную медико-санитарную помощь, а потому имеют право на специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что рентгенологический кабинет не относится к поликлинической службе и не является ее подразделением, в связи с чем истцы не участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи и не имеют право на установление спорной специальной социальной выплаты, подлежит отклонению как несостоятельный.

ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» является медицинской организацией, в том числе оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях. Для оказания первичной медико-санитарной помощи в структуре больницы создана, в том числе поликлиника.

По смыслу ч.1 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, п.10 Положения от 07.03.2018 г. № 92н первичная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе мероприятия по диагностике. Профессиональная деятельность в области рентгенологических исследований, а также функциональной и ультразвуковой диагностики осуществляется в целях реализации прав граждан на получение медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что истцы в зависимости от занимаемых ими должностей и выполняемых трудовых обязанностей проводят необходимый перечень мероприятий для организации исследований по рентгенологии, выполняют исследования, в том числе по направлениям врачей поликлиники, дают оценку (анализ) их результатов, составляют заключения по результатам исследований, тем самым участвуют в мероприятиях по диагностике, относящихся к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях прикрепленному населению.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи, с учетом положений ч.ч.3, 4, 5 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ предполагает оказание такой помощи не только участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики, но и медицинскими работниками со средним медицинским образованием, а также врачами-специалистами разного профиля.

При этом, проведение медицинским работником исследований в рамках оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью предусмотрено в п.п.«б», «е» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568 в качестве критерия для установления ему специальной социальной выплаты.

Как было указано выше по штатному расписанию ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» в структуре поликлиники рентгенологическое отделение отсутствует,в связи с чем проведение необходимых исследований по рентгенологии и оценка (анализ) результатов отнесены к функционалу рентгенологического кабинета, который ответчиком отнесен к вспомогательному лечебно-диагностическому отделению, включенного в качестве подразделения в состав больницы.

Между тем, действия работодателя, по своему усмотрению не включившего рентгенологическое отделение (кабинет) в структуру поликлиники, не могут с учетом установленных по делу обстоятельств приводить к лишению медицинских работников такого отделения, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи путем проведения исследований по рентгенологии по направлениям амбулаторной поликлинической службы, специальной социальной выплаты, которая безусловно им причиталась, если бы истцы выполняли трудовые обязанности в указанном отделении, созданном в составе поликлиники.

Отказ ответчика во включение истцов в реестр получателей специальной социальной выплаты мотивирован тем, что рентгенологическое отделение (кабинет) не входит в структуру амбулаторно-поликлинического подразделения.

Вместе с тем, постановка ответчиком возможности назначения медицинскому работнику такой выплаты в исключительную зависимость от им же установленной структуры медицинской организации не может быть признана соответствующей закону, а потому с учетом характера выполняемых истцами трудовых обязанностей проведение работодателем организационно-штатных мероприятий не должно создавать препятствий работникам в реализации их права на получение выплаты и приводить к необоснованным различиям в объеме связанных с оплатой труда прав сотрудников учреждения.

Ошибочное указание судом первой инстанции на Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 г. № 543н, которое не подлежит применению к спорным отношениям, так как не регламентирует оказание медицинской помощи несовершеннолетним, не влечет отмену оспариваемого судебного акта, поскольку положения данного нормативного акта аналогичны требованиям оказания первичной медико-санитарной помощи, установленным Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденным приказом Минздрава России от 07.03.2018 г. № 92н.

То обстоятельство, что Козачок В.А. с января 2023 г. находилась на больничном с последующим уходом в отпуск по беременности и родам, не влечет отказ во включении ее в реестр медицинских работников на получение специальной социальной выплаты, поскольку в силу п.2 Правил от 31.12.2022 г. № 2568 данная выплата полагается работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд первой инстанции, установив нарушение работодателем трудовых прав истцов, руководствуясь ст.237 ТК РФ, признал обоснованными требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, определив ее размер с учетом конкретных обстоятельств, объема и характера причиненных работникам нравственных страданий, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости в 10 000 рублей каждому из истцов.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства; фактические обстоятельства дела подтверждены исследованными судом по правилам ст.67 ГПК РФ доказательствами; выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, которая являлась предметом рассмотрения суда и получила надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется. Обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, не приведено. Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда в силу ч.4 ст.330 ГПК РФ, судом не допущено.

В связи с чем, оснований для отмены оспариваемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                         о п р е д е л и л а:

решение Губкинского городского суда Белгородской области от 6 июня 2024 года по делу по иску по Бухаровой Светланы Владимировны (СНИЛС ), Козачок Валерии Алексеевны (СНИЛС ), Флусовой Ольги Константиновны (СНИЛС ), Чуриковой Елены Владимировны (СНИЛС 80)к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Губкинская городская детская больница» (ИНН ) возложении обязанности включить медицинских работников в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГБУЗ «Губкинская городская детская больница» - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Губкинский городской суд Белгородской области.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 27.09.2024 г.

Председательствующий

Судьи

33-4711/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бухарова Светлана Владимировна
Флусова Ольга Константиновна
Чурикова Елена Владимировна
Козачок Валерия Алексеевна
Ответчики
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Губкинская городская детская больница»
Другие
Черкашина Марина Владимировна
ОСФР по Белгородской области
Солопова Лариса Леонидовна
Рыжова Виктория Викторовна
Кузьмина Татьяна Александровна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Фурманова Лариса Григорьевна
Дело на странице суда
oblsud.blg.sudrf.ru
16.08.2024Передача дела судье
10.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024Передано в экспедицию
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее