Дело № 2-8440/2022 Дело № 33-835/2023
Судья Николаева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 05 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Головановой Л.И.,
судей Холмогорова И.К., Местниковой С.А.,
при секретаре Антоновой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» по доверенности Дмитриева А.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года по делу
по иску прокуратуры города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Арсенал плюс», обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки дома специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., объяснения прокурора Ноговицына А.К., представителя ответчика Дмитриева А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Арсенал плюс» (далее – ООО «Арсенал плюс»), обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива») о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки дома специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов. В обоснование иска указано, что в марте 2022 года прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления. По результатам проведенной проверки 23 марта 2022 года в адрес руководителя ООО «Арсенал плюс», ООО «Перспектива» внесено представление об устранении нарушений закона в части несоответствия площадок (мест) для сбора твердых коммунальных отходов, однако выявленные нарушения устранены не были, в связи с чем прокурор города Якутска просил заявленные в иске требования удовлетворить в полном объеме.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года исковые требования удовлетворены, судом постановлено возложить на руководителя ООО «Арсенал плюс» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать контейнерную площадку дома, расположенного в городе Якутск по улице Труда, дом 5/1, специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов;
оборудовать контейнерную площадку данного дома ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов;
оборудовать контейнерную площадку дома разделяющими контейнерами для каждого вида отходов или группы однородных отходов; установить урны для общего пользования по адресу: город Якутск, улица Труда, дом 5/1.
Возложить на руководителя ООО «Перспектива» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать контейнерные площадки домов, расположенных по адресу: город Якутск, микрорайон Марха, улица Газовиков, дом 19Б, специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов;
оборудовать контейнерную площадку данного дома ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов;
оборудовать контейнерную площадку дома, разделяющими контейнерами для каждого вида отходов или группы однородных отходов.
Не согласившись с решением суда, представитель ООО «Перспектива» по доверенности Дмитриев А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом первой инстанции неверно дана оценка представленным доказательствам, а также допущено неправильное толкование норм материального права. Мусорные баки (контейнеры) не являются собственностью ООО «Перспектива». Пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации №170 от 27 сентября 2003 года, не содержит требований об оборудовании контейнерных площадок разделяющими контейнерами для каждого вида отходов или группы однородных отходов. Также имеет место нарушение норм процессуального права ввиду предъявления требований к ненадлежащему ответчику, поскольку требованиями действующего законодательства, приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов, их ремонт возложены на регионального оператора и являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа. Возложение обязанностей регионального оператора на управляющую организацию недопустимо. Кроме того, апеллятором представлено дополнительное доказательство письмо Департамента экономики и стратегического планирования Окружной администрации города Якутска от 06 мая 2022 года с разъяснением, что работа по устройству площадок по накоплению коммунальных отходов не заложена в размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах.
Представитель ответчика ООО «Арсенал плюс» о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Арсенал плюс».
Представитель ответчика Дмитриев А.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Прокурор Ноговицын А.К. в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Приложенное к апелляционной жалобе письмо Департамента экономики и стратегического планирования Окружной администрации города Якутска от 06 мая 2022 года с разъяснением, судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства не принимается, поскольку ответчика имел возможность предоставить данное письмо в суде первой инстанции, доказательств уважительности причин невозможности приобщения письма в суде первой инстанции представителем ответчика судебной коллегие не предоставлено.
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадях) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства образований (пункт 3).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 19 февраля 2019 года № 32п «Об утверждении Порядка определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории городского округа «город Якутск» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск» создаются, в том числе, уполномоченным органом Окружной администрации города Якутска за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; управляющими организациями по управлению многоквартирными домами (п.1.3).
При этом подпунктом 7 пункта 61 Правил благоустройства территории городского округа «город Якутск», утвержденных Якутской городской Думой 30 июня 2021 года № 477-НПА предусмотрено, что ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищного фонда (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.
Согласно статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39).
В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктами 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.
В пункте 26 (1) Минимального перечня установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. В настоящем перечне понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
Пунктом 3.7.1 указанных Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, среди прочего, обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
С 01 марта 2021 года на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3.
Согласно пункту 3 указанного СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с пунктом 7 норм СанПиН 2.1.3684-21, в случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки 23.03.2022 в адрес ответчиков ООО «Арсенал плюс», ООО «Перспектива» прокуратурой города Якутска внесены представления об устранении нарушений закона в части несоответствия площадок (мест) для сбора твердых бытовых отходов.
В апреле 2022 года прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск» по адресам расположения жилых домов: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Труда, дом 5/1; Республика Саха (Якутия), город Якутск, микрорайон Марха, улица Газовиков, дом 19Б, в результате которых установлены нарушения прав граждан на безопасную и благоприятную окружающую среду.
Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Саха (Якутия).
Управляющими компаниями по вышеназванным адресам проведенного обследования, являются ООО «Арсенал плюс» и ООО «Перспектива», что подтверждается материалами дела.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, применив вышеуказанные нормы права, дав оценку обстоятельствам дела в совокупности с представленными доказательствами, пришел к выводу о том, что в настоящем случае обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках, как входящих в общедомовое имущество, лежит на организациях по обслуживанию жилищного фонда многоквартирного дома. Наличие не соответствующих установленным нормам площадок вывоза твердых коммунальных отходов, а также отсутствие обустроенных площадок для сбора крупногабаритных отходов по адресам расположения жилых домов: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Труда, дом 5/1; Республика Саха (Якутия), город Якутск, микрорайон Марха, улица Газовиков, дом 19Б, указывает на то, что ответчиками не принимается достаточных мер, необходимых для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющими компаниями обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб являлись предметом оценки суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
В настоящем случае собственники помещений в многоквартирных домах, как законные владельцы земельных участков, на которых расположены данные жилые дома и которые необходимы для их эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства. Таким образом, содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям управляющей организации в силу прямого указания закона, независимо от того, состоялась ли передача фактического имущества на баланс управляющей компании или нет. Управляющая компания не может быть освобождена от ответственности по содержанию придомовой территории, необходимой для обслуживания многоквартирных домов, включая контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов.
При этом в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» предусмотрено право регионального оператора на включение в единый тариф, по которому осуществляются расходы на приобретение контейнеров и бункеров накопления твердых коммунальных расходов. Данные расходы регионального оператора определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 января 2019 года № 12-47/928 емкости для накопления твердых коммунальных отходов могут приобретаться региональным оператором только в случае принятия им решения о реализации права на их приобретение и включении соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
По положениям письма Минприроды России от 07 марта 2019 года №08-25-53/5268 «О приобретении контейнеров», вышеуказанные Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, равно как и положения статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства потребления» не могут устанавливать обязательные требования приобретения контейнеров и бункеров для твердых коммунальных отходов, где указано, что ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства лежит на лице, образовавшем отходы, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно положениям статей 39, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в многоквартирных домах на собственниках помещений возложено бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме в лице управляющей компании.
Таким образом, в части контейнеров, приобретенных именно региональным оператором, ответственность за их содержание несет региональный оператор в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2016 года № 399 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» на территории Республики Саха (Якутия).
Кроме того, необходимо учитывать, что в процессе сбора твердых коммунальных расходов может произойти поломка, разрушение контейнера, ввиду чего возникнет необходимость производства ремонтных работ, замена контейнера, что будет возмещаться региональным оператором, а также то обстоятельство, что парки, скверы, места массового отдыха и пребывания населения также оборудованы местами сбора твердых бытовых отходов, которые требуют надлежащего обслуживания.
Помимо этого, следует учитывать, что согласно СаНПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05 декабря 2019 года № 20, сбор твердых бытовых отходов не является идентичным понятию складирование твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Приняв на себя управление многоквартирными домами, ООО «Арсенал плюс» и ООО «Перспектива» также приняли на себя и обязанность по надлежащему содержанию мест скопления твердых бытовых отходов, к которым относятся и мусорные баки для сбора твердых бытовых отходов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы относительно того, что требованиями действующего законодательства не предусмотрено возложение на ответчика обязанностей по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку противоречат системному толковании вышеизложенных норм права во взаимосвязи с Правилами благоустройства территории городского округа «город Якутск» от 30 июня 2021 № 477-НПА, принятыми решением Якутской городской Думы 30 июня 2021 года № РЯГД-30-1.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации №170 от 27 сентября 2003 года, не содержит требований об оборудовании контейнерных площадок разделяющими контейнерами для каждого вида отходов или группы однородных отходов, судебной коллегией также отклоняются, поскольку раздельное накопление отходов на контейнерных площадках с установкой разделяющих контейнеров для каждого вида отходов или группы однородных отходов предусмотрено пунктом 7 СанПиН 2.1.3684-21 и пунктом 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб представителей ответчиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 07 апреля 2023 года.