Решение по делу № 12-247/2022 от 19.05.2022

Дело № 12-247/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ялта                                16 июня 2022 года

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Романенко Владимир Викторович (Республика Крым, г. Ялта, ул. Дмитриева, 4),

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поверенного – Устименко К.С.,

с участием начальника правового отдела МИФНС России №8 по РК ФИО-4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Доброва Александра Васильевича на:

- постановление временно исполняющего обязанности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Крым (далее – МИФНС России №8 по Республике Крым) ФИО-1 о назначении административного наказания от 16 февраля 2022 года № 91032203800093200004 в отношении директора ООО «Дженерал – Строй» Доброва А. В. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ;

- постановление временно исполняющего обязанности МИФНС России №8 по Республике Крым ФИО-1 о назначении административного наказания от 16 февраля 2022 года № 91032203800131300004 в отношении директора ООО «Дженерал – Строй» Доброва А. В. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ;

УСТАНОВИЛ:

Постановлениями МИФНС России №8 по РК от 16 февраля 2022 года № 91032203800131300004, №91032203800093200004, директор ООО «Дженерал - Строй» Добров Александр Васильевич привлечен к административной ответственности по ч.1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, Добров А.В. подал жалобы на них, указывая, что в его действиях отсутствуют составы правонарушений, поскольку заработная плата официально выплачивалась работникам организации в наличной форме до открытия этими работниками банковских счетов. В этой связи угрозы общественным отношения в области валютного регулирования, безопасности государству и экономической системе не возникло. Полагает, что правонарушения могут быть признаны малозначительными либо Доброву А. В. может быть назначено наказание в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Защитник в судебном заседании доводы жалоб поддержал и просил удовлетворить, указав, что основания для привлечения Доброва А.В. к административной ответственности были установлены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, ответственность предусмотрена одной и той же нормой КоАП РФ, что дает основания для применения административного наказания как за одно правонарушение.

Представитель МИФНС России №8 по РК в судебном заседании жалобы считает необоснованными.

Выслушав участников, изучив представленные материалы, проверив доводы жалоб, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что по результатам проведенной проверки соблюдения валютного законодательства от 07.02.2022 г., анализа представленных ООО «Дженерал - Строй» документов МИФНС России №8 по Республике Крым установлено, что: 30 апреля 2020 года произвело выплату заработной платы из кассы общества наличными денежными средствами иностранным гражданам ФИО-2, ФИО-3 на общую сумму 25900 рублей; 05 марта 2020 года произвело выплату заработной платы из кассы общества наличными денежными средствами иностранным гражданам ФИО-2, ФИО-3 на общую сумму 12 231,00 рублей, минуя уполномоченный банк. В этой связи возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ

В ходе производства по делам об административных правонарушениях установлено, что ответственным должностным лицом за соблюдение требований валютного законодательства по выплатам нерезидентам заработной платы является директор Добров А.В., который обязан был выплатить заработную плату в российских рублях работникам - нерезидентам в безналичной форме через счета, открытые в банковских учреждениях, однако не исполнил данную обязанность, возложенную на него актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования, а именно частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

Установленные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют об осуществлении валютных операций - расчетов с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что является нарушением положений части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

Административный орган квалифицировал указанные нарушения по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

11 февраля 2022 года административным органом составлены протоколы N 91032203800093200002; N 91032203800131300002 об административных правонарушениях в присутствии должностного лица Доброва А.В. 16 февраля 2022 года административным органом вынесены постановления № 91032203800093200004 и № 91032203800131300004 о привлечении директора ООО «Дженерал - Строй» Доброва А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей, за каждое административное правонарушение.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст.15.25 КоАП предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Совершение любого из перечисленных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой.

Статья 2 Закона N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее «Закон № 173- ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии с преамбулой Закона № 173-ФЗ, его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии с подп. «а» п.1 ч.1 ст.1 Закона N 173-ФЗ валюта Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

В подпункте «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «а» п.7 ч.1 ст.1 Закона N 173-ФЗ установлено, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.

Согласно сведениям, представленным в ходе проверки ООО «Дженерал - Строй», на период выплаты им заработной платы, в указанные в обжалуемых постановления период времени ФИО-2 и ФИО-3 являлись гражданами Украины, следовательно - нерезидентами.

В соответствии с подп. «в» п.6 ч.1 ст.1 Закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа является валютной операцией.

На основании установленных в ходе производства по делам обстоятельств и с учетом указанных норм суд считает правильным вывод о том, что выдача заявителем заработной платы иностранному гражданину в валюте Российской Федерации является валютной операцией.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены ст.14 Закона № 173-ФЗ.

Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках также перечислены в ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ, перечень этих случаев является исчерпывающим.

Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Статьей 11 ТК РФ установлено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст.131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (часть третья статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем в соответствии с ч.1 ст.13 Закона N 173-ФЗ открытие банковского счета (банковского вклада) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках является правом, а не обязанностью нерезидента.

Заключая с иностранным гражданином трудовые договоры и выплачивая ему заработную плату наличными денежными средствами, должностное лицо общества приняло на себя все риски, связанные с использованием труда наемных работников-нерезидентов, не имеющих открытых счетов в банке. При этом с целью обеспечения выполнения требований валютного законодательства заявитель имел возможность самостоятельно с учетом согласия работников-нерезидентов открыть на их имена соответствующие банковские счета.

Положения ст.14 Закона N 173-ФЗ не содержат противоречий и неясностей, не вызывают сомнений в их применении, которые могли бы быть квалифицированы как неустранимые и истолкованы в пользу заявителя.

Работники «ДЖЕНЕРАЛ – СТРОЙ»: ФИО-2, (трудовой договор № 18-ТД от 15 октября 2019 года, патент серия 82 №<номер>, выдан <дата>; адрес места временного пребывания на территории РФ: <адрес>; приказ о приеме на работу от 15 октября 2019 года № 18); ФИО-3, (трудовой договор № 1/20-ТД от 27 февраля 2020 года, патент серия 82 №<номер>, выдан <дата>, адрес места временного пребывания на территории РФ: <адрес>; приказ о приеме на работу от 27 февраля 2020 года № 7), являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173 – ФЗ.

В нарушение требований ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ ООО «Дженерал Строй» выплатило заработную плату работникам организации, иностранным гражданам-нерезидентам, наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, что подтверждено предоставленными обществом платежными ведомостями и материалами проверки налогового органа.

Доказательств, подтверждающих принятие директором ООО «Дженерал-Строй» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований валютного законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, суду не представлено.

Таким образом, виновность Доброва А.В., как директора ООО «ДЖЕНЕРАЛ - СТРОЙ», во вмененных правонарушениях налоговым органом доказана.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как следует из акта проверки от 07 февраля 2022 года №91032022001004, в период с 20 января 2022 года по 07 февраля 2022 года на основании поручения временно исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Крым ФИО-1 от 07 февраля 2022 года №910320220010002 должностными лицами Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Крым проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ООО «ДЖЕНЕРАЛ-СТРОЙ» за период с 20 февраля 2020 года по 31 декабря 2020 года, по результатам которой выявлен ряд нарушений требований валютного законодательства в части выплаты заработной платы наличными денежными средствами нерезидентам.

По фактам указанных выплат за каждую дату в отношении директора ООО «ДЖЕНЕРАЛ-СТРОЙ» Доброва А.В. составлены отдельные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены соответствующие постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, так же установлено, что решением Ялтинского городского суда РК от 04 мая 2022 года постановление временно исполняющей обязанности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Крым ФИО-1 о назначении административного наказания от 16 февраля 2022 года № 91032203800145700004 в отношении директора ООО «ДЖЕНЕРАЛ – СТРОЙ» Доброва А. В. по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ; постановление временно исполняющей обязанности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Крым ФИО-1 о назначении административного наказания от 16 февраля 2022 года № 91032203800114100004 в отношении директора ООО «ДЖЕНЕРАЛ – СТРОЙ» Доброва А. В. по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ; постановление временно исполняющей обязанности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Крым ФИО-1 о назначении административного наказания от 16 февраля 2022 года № 91032203800107900004 в отношении директора ООО «ДЖЕНЕРАЛ – СТРОЙ» Доброва А. В. по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ изменены, назначено Доброву А. В. наказание, с применением ст. 4.1.1, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в виде предупреждения.

Таким образом, судом установлено, что должностное лицо Добров А.В. по результатам проверки соблюдения валютного законодательства от 07.02.2022 года уже привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Согласно п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении должностного лица Доброва А.В. с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что является недопустимым, привело к неправомерному привлечению директора ООО «ДЖЕНЕРАЛ-СТРОЙ» Доброва Александра Васильевича к административной ответственности и является, в сосоответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, основанием для отмены обжалуемых постановлений и прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобы Доброва Александра Васильевича удовлетворить частично.

Постановления временно исполняющей обязанности МИФНС России №8 по РК ФИО-1 от 16 февраля 2022 года № 91032203800131300004 и №91032203800093200004, которыми директор ООО «Дженерал - Строй» Добров Александр Васильевич привлечен к административной ответственности по ч.1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании п.7 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Крым

Судья                               В.В. Романенко

12-247/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Добров Александр Васильевич
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Романенко Владимир Викторович
Статьи

15.25

Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
19.05.2022Материалы переданы в производство судье
16.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2022Вступило в законную силу
16.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее