Дело № 2-813/2021
27RS0003-01-2021-000651-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2021 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в составе председательствующего судьи Алейниковой И.А.
при секретаре Власовой О.И.,
при помощнике судьи Бондаревой Е.А.,
с участием представителя истца Меркуловой Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» к Сутуловой Александре Васильевне о понуждении в обеспечении доступа в нежилое помещение для его осмотра,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» (далее – ООО «РЭП») обратилось в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска с иском к Сутуловой А.В. о понуждении в обеспечении доступа в нежилое помещение для его осмотра. В обоснование иска указано, что ООО «РЭП» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании договора управления от 04.04.2018. Ответчик является собственником нежилого помещения <данные изъяты>, кадастровый №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>. На момент перехода МКД под управление ООО «РЭП» доступ в нежилое помещение для обследования, собственником Сутуловой А.В. не был предоставлен. Данный факт отражен в акте технического состояния между ТСЖ <данные изъяты> и ООО «РЭП». На протяжении длительного времени управляющая организация предпринимала меры к тому, чтобы обследовать нежилое помещение. В адрес ООО «РЭП» поступают жалобы собственников МКД на завоз в подвальное помещение, которое и является спорным подозрительных материалов и оборудования. 08.01.2021 диспетчеру ООО «РЭП» от ответчика поступила заявка о затоплении помещения канализационными стоками. Сотрудниками управляющей организации было согласовано время доступа в помещние на 09.01.2021 в 10:00 часов, затем на 11:00 часов. Затем, собственник нежилого помещения отказался предоставить доступ, сообщив об этом по телефон. 14.01.2021 на электронный адрес ответчика, указанный в обращениях Сутуловой А.В., а также по ватсапу на номер телефона, указанный собственником в обращениях, направлено уведомление о необходимости предоставить доступ в нежилое помещение 18.01.2021 для обследования и определения причины частых засоров канализации. Доступ предоставлен не был, что подтверждается актами. В связи с чем, просят обязать ответчика обеспечить свободный доступ к общедомомвому имуществу, находящемуся в нежилом помещении <данные изъяты> по <адрес> для проведения осмотра, а в случае необходимости – для проведения работ.
Представитель истца Меркулова Н.Л. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнила, что с момента принятия дома в управление ООО «РЭП» в 2018 году, доступ в спорное нежилое помещение предоставлен не был, поскольку ответчик не признает ООО «РЭП» в качестве управляющей организации. В каком состоянии находятся канализационные трубы в спорном нежилом помещении – ООО «РЭП» не известно. Спорное нежилое помещение было продано ответчику на торгах в ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Сутулова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла, возражений против иска не представила.
Представитель третьего лица ТСЖ <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, возражений против иска не представил. Конверты с судебным извещением возвращены в суд за истечением срока хранения, что в соответствии с правовой позицией Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 года № 25 РФ, изложенной в пп.63,67,68, считается надлежащим образом уведомленной. В соответствии со ст. 117 ч.2 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Стороны также извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на официальном интернет-сайте суда.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика и представителя третьего лица.
Положениями ч. 2 ст. 3 Гражданского Кодекса РФ определено: Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса.
Согласно выписке из ЕГРН собственником нежилого помещения <данные изъяты>, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> является Сутулова Александра Васильевна.
Право собственности, как вид субъективного права представляет собой предусмотренную законом и обеспечиваемую государством меру возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов указанных в ст. 209 ГК РФ по осуществлению владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом, в силу требований ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данные обязанности связываются с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (работоспособности, функциональности, проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п., в том числе соответствие требованиям норм и стандартов), а так же уплате предусмотренных законом различного рода сборов и платежей.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (статья 35, части 1-3).
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право частной собственности не является абсолютным, - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2), ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности; при этом конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения, в том числе ограничения и пользовании, имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (постановления от 20 мая 1997 года N 8-П, от 16 июля 2008 года № 9-П и от 31 января 2011 года № 1-П и др.).
Согласно ст.ст. 6, 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О конституционном Суде Российской Федерации" Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на территории Российской Федерации, в том числе для судебных органов.
Исходя из указанных конституционных гарантий, имущество, принадлежащее гражданам на праве собственности, может быть свободно использовано в своем интересе, вместе с тем, как следует из неоднократно высказанной выше правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, права собственника по владению и пользованию имуществом, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, могут быть ограниченны как федеральным законом, так и судебным решением.
Как установлено ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений. регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствие с ч.1 ст. 4 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов (п.1), пользования общим имуществом собственников помещений (п.3), содержания и ремонта жилых помещений (п.6), управления многоквартирными домами (п.8), предоставления коммунальных услуг (п. 10), контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 12).
При этом, ст. 10 ЖК РФ определяющей основания возникновения жилищных прав и обязанностей, жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему(п.1) и судебных решений, установивших жилищные права и обязанности (п.3), вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (п.6)
Судом установлено, что на основании договора управления № С 34 от 01.01.2018 ООО «РЭП» осуществляет управление МКД, в том числе общим имуществом многоквартирного дома № по <адрес>, согласно перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Приложение 3 к договору).
В рамках указанного договора, истец принял на себя обязательства по осуществлению управления общим имуществом в МКД в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, в том числе обеспечить проведение технических осмотров МКД 2 раза в год и по их результатам производить корректировку базы данных, отражающей состояние дома. Результаты осмотра оформляются актом технического осмотра; организовывать работы по ликвидации аварий в МКД.
При этом, ответчик обязана обеспечивать беспрепятственный доступ в помещения, в том числе к инженерным сетям МКД, представителям управляющей организации при возникновении аварийной организации, производствен профилактических осмотров, а также для выполнения ремонта общего имущества МКД и работ по ликвидации аварий (п.3.3.4).
Актом технического состояния общего имущества МКД № по <адрес> (Приложение № 2 к договору от 01.02.2018) установлено, что доступ в нежилое помещение <данные изъяты> для обследования не предоставлен.
В соответствие с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
При этом, частью 2 указанной нормы закона определено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 5 ст. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491) В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подпункту "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Порядок получения согласия собственника на допуск в принадлежащее ему помещение управляющей компании предусмотрен пунктом 85 Правил, в соответствии с которым доступ в жилое помещение потребителя осуществляется исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:
а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;
д) исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
Из приведенных положений закона следует, что управляющая организация вправе требовать допуска, а собственник помещения обязан предоставить такой допуск в свое помещение в указанных в правила случаях и в согласованные с потребителем дату и время для профилактического осмотра состояния общего имущества или для ликвидации аварийных ситуаций.
Судом, на основании пояснений представителя истца и представленных материалов установлено наличие в нежилом помещении, принадлежащем ответчику, общедомовых инженерных коммуникаций.
В связи с обязанностью ООО «РЭП» по управлению, надлежащему содержанию общего имущества МКД, управляющей организацией направлены уведомления в адрес Сутуловой А.В. об обеспечении свободного доступа к общему имуществу для осмотра, что подтверждается уведомлениями от 29.10.2020, 16.11.2020,14.01.2021. Указанные уведомления направлялись на электронный адрес ответчика.
Вместе с тем требования управляющей организации об обеспечении доступа к общедомовому имуществу для осмотра, ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что подтверждается актами (об отказе в допуске (о не допуске) к общему имуществу МКД от 05.11.2020, 19.11.2020, 18.01.2021, 06.04.2021.
Кроме того, согласно выписке из журнала заявок, в адрес ООО «РЭП» от Сутуловой А.В. поступила заявка на проведение осмотра нежилого помещения.
Согласно объяснительной инженера ФИО4 от 14.01.2021, 08.01.2021 собственнику было предложено предоставить доступ в помещение для осмотра специалистами на предмет выявления места протекания. Собственнику было назначено время на 09.01.2021 в 10 час.00 мин., но в назначенное время собственник не явился. После чего собственнику по телефону было повторно предложено предоставить доступ в нежилое помещение, однако последняя отказалась от предоставления доступа без указания причин.
На основании изложенного, а также учитывая, что ответчик Сутулова А.В. уклоняется от исполнения требований истца о предоставлении доступа в нежилое помещение <данные изъяты> по <адрес> для проведения его осмотра, чем нарушает права жильцов МКД на получение услуг по обслуживанию жилого дома и коммунальных услуг надлежащего качества, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Сутулову Александру Васильевну обеспечить доступ представителя ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» в нежилое помещение <данные изъяты> в <адрес> для проведения работ по его осмотру, в случае необходимости ремонтных работ общедомового имущества.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца, через суд, его вынесший.
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2021.
Судья И.А. Алейникова