ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-820/2019
88а-9188/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 27 апреля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Баранова Г.В., Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова И.Ю., Городничева А.В. на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузнецова И.Ю., Городничева А.В. к главе администрации города Саров Нижегородской области Голубеву А.В. о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., объяснения Кузнецова И.Ю., возражения представителя администрации города Сарова Аношиной Ю.Г., данные в режиме видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Кузнецов И.Ю., Городничев А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривали действия главы администрации города Саров Нижегородской области Голубева А.В., выразившиеся в отказе в предоставлении в установленный законом срок документов, запрошенных <данные изъяты>. Просили возложить обязанность предоставить им заверенные надлежащим образом копии акта (отчета) Контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее – КСП Нижегородской области) о результатах совместной со Счетной палатой Российской Федерации проверки обоснованности предоставления и результативности использования дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО города Саров Нижегородской области, бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 году и истекшем периоде 2018 года и представления, направленного КСП Нижегородской области администрации города Саров Нижегородской области для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатков.
Требования обоснованы тем, что административные истцы являются <данные изъяты>. 27 марта 2019 года на официальном сайте КСП Нижегородской области была размещена обобщенная информация о результатах совместной со Счетной палатой Российской Федерации проверки обоснованности предоставления и результативности использований дотаций, связанных с особым режимом безопасности функционирования закрытых административно-территориальных образований, бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 и 2018 годах. Объектом проверки была администрация города Саров Нижегородской области. Объем проверенных средств составил 1 581 380 рублей. КСП Нижегородской области установлены нарушения и недостатки на сумму 467 156 рублей 70 копеек, что составило 29,5% объема проверенных средств. По итогам проверки КСП Нижегородской области отразила обобщенную информацию об основных нарушениях и недостатках на официальном сайте КСП. Административные истцы, желая ознакомиться с материалами проведенной КСП Нижегородской области в отношении администрации проверки и представлением, обратились в администрацию. Однако, документы на бумажном носителе или в электронном виде представлены не были. 26 апреля 2019 года главе администрации было направлено депутатское обращение с просьбой предоставить заверенные надлежащим образом копии истребуемых документов, однако в ответе от 24 мая 2019 года в выдаче надлежащим образом заверенных копий административным ответчиком было отказано, поскольку данные документы не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обнародованию (опубликованию) и (или) тиражированию, запрашиваемые копии содержат персональные данные лиц, осуществляющих проверочные мероприятия.
Административные истцы считали, что ответ главы администрации города Саров Нижегородской области от 24 мая 2019 года нарушает их конституционные права, права депутата и не соответствует действующему законодательству.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 сентября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Кузнецова И.Ю., Городничева А.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 4 февраля 2020 года через Саровский городской суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 17 февраля 2020 года, Кузнецов И.Ю., Городничев А.В. ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. В доводах кассационной жалобы указывают на неправильное определение юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на кассационную жалобу администрация города Саров Нижегородской области и Контрольно-счетная палата Нижегородской области просят судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Кузнецов И.Ю., Городничев А.В. являются <данные изъяты>.
26 апреля 2019 года административные истцы направили главе администрации города Саров Нижегородской области обращение о предоставлении им надлежащим образом заверенной копии акта проверки (отчета) КСП Нижегородской области о результатах совместной со Счетной палатой Российской Федерации проверки обоснованности предоставления и результативности использования дотаций, связанных с особым режимом безопасности функционирования ЗАТО города Саров Нижегородской области, бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 году и истекшем периоде 2018 года, а также представления от 25 марта 2019 года № 01-11/281 КСП Нижегородской области в адрес администрации города Сарова Нижегородской области для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатков.
24 мая 2019 года администрацией города Сарова Нижегородской области на обращение дан ответ №, согласно которому запрашиваемые документы не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обнародованию (опубликованию) и (или) тиражированию, содержат персональные данные лиц, осуществляющих проверочные мероприятия, в связи с чем администрация не имеет оснований для распространения указанных документов. Также в ответе было указано, что итоги проверки КСП Нижегородской области обоснованности предоставления и результативности использования дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО Саров в 2017-2018 годах, подробно рассмотрены депутатами совместно с представителями администрации города Сарова на совещании в Городской Думе города Сарова 11 апреля 2019 года. Заявителям было предложено ознакомиться с запрашиваемыми документами в рабочие дни в администрации города Сарова.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Кузнецов И.Ю., Городничева А.В., суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия оснований для признания незаконными действий главы администрации органа местного самоуправления, выразившихся в отказе выдать копии истребуемых документов. Обращение административных истцов рассмотрено в установленный законом срок, уполномоченным лицом, для получения интересующей информации им было предложено ознакомиться с запрашиваемыми документами в администрации, а также на официальном сайте администрации города Сарова, где размещена информация о проводимой проверке и ее результатах путем размещения гиперссылки, отсылающей на официальный сайт Контрольно-счетной палаты Нижегородской области. Предметом данных правоотношений является информация, а не копии документов, а предоставление копий документов, как того требуют административные истцы, не является способом обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Положениями статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов, органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 8 Закона Нижегородской области от 3 октября 2008 года № 133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» депутат по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, вправе направить письменное обращение в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, а также организации и объединения, расположенные на территории Нижегородской области.
Руководители и иные должностные лица органов, организаций и объединений, указанных в части 1 статьи 8 Закона Нижегородской области от 3 октября 2008 года № 133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» обязаны дать ответ на обращение в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся в том числе утверждение отчета об исполнении местного бюджета и контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Частью 11.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена одна из форм осуществления контроля за исполнением полномочий по решению вопросов местного значения - это представление и принятие представительным органом муниципального образования ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 25 Устава города Саров Нижегородской области осуществление контроля в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочий групп, в ходе проводимых слушаний и в связи с депутатскими запросами, отнесено кполномочиям Городской Думы города Сарова.
В силу статьи 9 Закона Нижегородской области от 3 октября 2008 года № 133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» депутат имеет право обратиться с депутатским запросом в письменной форме к лицам, замещающим государственные должности Нижегородской области, должностным лицам органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, организаций и объединений. Запрос в письменной форме направляется председателю представительного органа муниципального образования и подлежит рассмотрению на ближайшем заседании представительного органа с принятием соответствующего решения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления копий актов по результатам проверок контрольно-счетными органами или проверяемыми организациями в адрес третьих лиц, не имеется. Размещение на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления представлений об устранении выявленных нарушений или актов проверок также не предусмотрено.
В соответствии со статьей 30 Закона Нижегородской области от 8 октября 2010 года № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» результаты проверки администрации города Саратов были опубликованы на официальном сайте контрольно-счетной палаты в соответствующем разделе.
Также информация о проведенной контрольно-счетной палатой проверке была размещена в разделе «Результаты проверок» официального сайта администрации города Саров с использованием гиперссылки на информацию, размещенную на официальной сайте контрольно-счетной палаты.
С учетом изложенных выше обстоятельств дела и норм материального права доводы кассационной жалобы о нарушении администрацией города Саров требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Нижегородской области от 3 октября 2008 года № 133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области», Устава города Сарова, являются необоснованными.
Из административного иска следует, что административные истцы заявили требования как депутаты Городской Думы, оспаривающие ответ главы администрации, с которым они не согласны, полагая, что им созданы препятствия в реализации полномочий депутата.
Следовательно, довод жалобы о нарушении административным ответчиком Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является необоснованным, поскольку названный Федеральный закон не регулирует правоотношения, связанные с реализацией полномочий депутата.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, нарушении норм процессуального права, повлиявших на исход дела, повторяют позицию заявителей в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование авторами кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Саровского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецова И.Ю., Городничева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи