Судья Эрзиханова С.Ф. Дело № 2-2220/2022
(первая инстанция)
№ 33-3401/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Балацкого Е.В.,
судей - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Матвеевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску фио1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании заключить договор социального найма,
заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,
установила:
фио1 обратилась с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании заключить договор социального найма, ссылаясь на то, что с января 2011 года по настоящее время, она и члены ее семьи постоянно проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ фио1 обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием, а также, поскольку фио1 представлен не полный пакет документов, предусмотренный регламентом. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, фио1, просила суд обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования фио1 удовлетворены.
Суд обязал Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с фио1 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью 16,0 кв.м.
Не согласившись с решением суда, Департамент капитального строительства города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что спорное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития, передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд» - учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя, в связи с чем у Департамента капитального строительства г.Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению данным жилым помещением и оснований для заключения договора социального найма не имеется. Кроме того, указывает, что договор социального найма может быть заключен на условиях бессрочного пользования на помещения, к которому общежития, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь, не относятся.
Истцом поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), поскольку решение суда от ДД.ММ.ГГГГ без привлечения к участию в деле фио4 по следующим основаниям.
Так, согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что в спорном жилом помещении зарегистрированы, помимо истца, ее дети – фио2 и несовершеннолетний фио4
Вместе с тем, фио4 к участию в деле привлечен не был, истцом вопрос о включении несовершеннолетнего в договор социального найма, как члена семьи нанимателя, не ставился и судом такой вопрос не разрешался.
Поскольку настоящий спор связан с разрешением прав несовершеннолетнего ребенка, то в данном случае усматривается привлечения к участию в деле Департамента образования и науки города Севастополя с целью защиты прав и интересов фио4, не имеющего возможности самостоятельно участвовать в рассмотрении дела и защищать свои интересы.
При этом, судебная коллегия отмечает, что требования истца о заключении договора социального найма только с ней противоречат интересам несовершеннолетнего фио4, а, следовательно, в качестве его законного представителя вправе выступить Департамент образования и науки города Севастополя. Отец ребенка, согласно пояснениям истца, в г. Севастополе не проживает, защиту его интересов осуществлять не сможет.
Следовательно, суд не вправе был рассматривать дело без привлечения к участию в деле фио4, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, истец уточнила исковые требования и просила обязать ответчика заключить с ней договор социального найма на спорное жилое помещение с включением в него также фио2 и фио4
В судебном заседании представитель истца фио3 просила доводы уточненного искового заявления удовлетворить.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом изложенного, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя истца фио3, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец и член ее семьи фио2 вселены в спорное жилое помещение общежития, расположенного по <адрес>, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного предприятием «СУ ЧФ МО РФ», а фио4 после рождения в 2017 году, зарегистрированы в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (фио1, фио2) и с ДД.ММ.ГГГГ (фио4), что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУПС «ЕИРЦ».
В соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений общежитий в реестр собственности города Севастополя», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя.
Согласно выписке из реестра собственности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, спорное жилое помещение на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений общежитий в реестр собственности города Севастополя» включено в реестр собственности города Севастополя как имущество, находящееся в казне города Севастополя. Собственником жилого помещения по вышеуказанному адресу является город федерального значения Севастополь.
Истец фио1 обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению (изменению) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя, по результатам рассмотрения которого ей направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по тем основаниям, что помещение отнесено к специализированному жилищному фонду.
Считая свои права нарушенными, истец обратилась с исковым заявлением в суд.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что здание общежития по адресу: <адрес> в ведение органов местного самоуправления не передавалось, числится в государственной собственности, имеет статус общежития, относится к специализированному жилищному фонду, уполномоченным органом решения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, вследствие чего оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся в том числе, жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ч. 1 ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Аналогичные положения были закреплены в ст.ст. 127, 128, 129 Жилищного кодекса Украинской ССР, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Приведенные федеральные законоположения в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что заключение договора социального найма по правилам, установленным разделом 3 ЖК РФ в отношении жилых помещений отнесенных к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, не допускается.
Как усматривается из материалов дела, фио1 была вселена в жилое помещение в общежитии – комнату №, по адресу: <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ здания общежитий, в том числе здание общежития, расположенное в доме № по ул. <адрес>, включено в Реестр собственности города Севастополя, как жилые помещения общежития (л.д. 53-54).
Таким образом, на момент представления фио1 спорного жилого помещения (2011 год) оно относилось к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и имело статус общежития. В настоящее время спорное жилое помещение также имеет статус общежития с учетом вышеуказанного распоряжения Департамента.
В силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Во исполнение предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пункту 12 названных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и по правилам настоящего Закона (часть 1). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа (часть 2). Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении уполномоченных лиц (часть 4). Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее – Реестр) (часть 5). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя (часть 6).
Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Статьей 6 ЖК РФ определено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (части 1 и 2).
Применительно к рассматриваемой правовой ситуации положения вышеуказанного закона не содержит нормы о придании его положениям обратной силы, в том числе в отношении порядка исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Севастополя, включенных в него до вступления в силу указанного закона.
В Законе города Севастополя № 507-ЗС, в том числе, и в его ст. 10 отсутствует норма об автоматическом исключении жилых помещений, ранее отнесенных и включенных в специализированный жилищный фонд города Севастополя, со дня вступления указанного закона в действие на территории города Севастополя.
Таким образом, иной порядок действующим законодательством, в том числе, нормативными актами города Севастополя, не установлен, следовательно принятие Закона города Севастополя № 507-ЗС не исключает необходимости соблюдения требований ст. 92 ЖК РФ и п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, для исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Севастополя.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-Ф «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также принимая во внимание, что жилой дом по адресу: <адрес>, в ведение органов местного самоуправления не передавался, числится в государственной собственности и относится к специализированному жилищному фонду города Севастополя, имеет статус общежития, коллегия судей приходит к выводу о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению с истцом договора социального найма не имеется.
Данные выводы судебной коллегии согласуются с позицией Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определении от 8 сентября 2022 г. N 8г-16145/2022.
Доводы истца о том, что спорное жилое помещение находится в здании формально числящимся общежитием, вместе с тем, является изолированной квартирой, за которую истец оплачивает коммунальные платежи, проживает в ней более 10 лет, а также указание на то, что право на приватизацию жилья фио1 не реализовывалось и иного жилья она не имеет, правового значения не имеют, поскольку не являются необходимыми правовыми и достаточными основаниями безусловно свидетельствующими о возможности и необходимости заключения с истцом договора социального найма.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска фио1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании заключить договор социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Мотивированный текст апелляционного определения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Балацкий
Судьи А.В. Ваулина
Е.В. Герасименко