Решение по делу № 2-1716/2023 от 07.03.2023

УИД 05RS0018-01-2023-001997-28

Дело № 2-1716/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала                       17 апреля 2023 года

Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедова Я.Р.;

при секретаре судебного заседания Камаловой А.Р.;

с участием:

представителя истца - заместителя прокурора Кировского района г. Махачкала ФИО4;

представителя ответчика – Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала" ФИО5;

представителя ответчика МБОУ Лицей по доверенности - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района г. Махачкала к Администрации МО городской округ в внутригородским делением "г. Махачкала" и МБОУ Лицей , о признании незаконным бездействия администрации по не обеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму,

установил:

Заместитель прокурора Кировского района г. Махачкала обратился в Кировский районный суд г. Махачкалы с иском к Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала" и МБОУ Лицей о признании незаконным бездействия администрации по не обеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.

Свои исковые требования истец обосновывает тем, что прокуратурой района с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей » (далее - Лицей), расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

В нарушении подпункта «ж» пункта 20, подпункта «г» пункта 23 Требований для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей, не оборудованы камерами видеонаблюдения.

В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией.

В нарушении пункта 30 Требований, не организовано архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.

В нарушении подпункта «б» пункта 25 Требований, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В нарушении подпункта «в» пункта 25 Требований, помещение для охраны не оборудовано с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Просит суд признать бездействие администрации МО городской округ с внутригородским делением «Город Махачкала» и МБОУ «Лицей » по не обеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, обязать администрацию МО городской округ с внутригородским делением «Город Махачкала» и МБОУ «Лицей » в течении месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:

- оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

обеспечить оперативное информирование лиц системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

обеспечить автономность и оборудовать источниками бесперебойного электропитания системы оповещения и управления эвакуацией людей;

в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечить уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации;

оснастить объект (территорию) охранной сигнализацией;

обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом.

В ходе судебного заседания представитель истца помощник прокурора Кировского района г. Махачкала ФИО4 поддержал исковое заявление и просил удовлетворить его по основаниям изложенным в нем.

Ответчик Администрация ГоСВД г.Махачкала направила в суд своего представителя по доверенности ФИО5 В судебном заседании ФИО5 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Ответчик МБОУ «Лицей », направил в суд своего представителя по доверенности ФИО1 В судебном заседании ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований, указывая что в связи с тем, что учредителем образовательного учреждения - МБОУ «Лицей » является администрация муниципального образования городской округ «город Махачкала», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к их компетенции.

Кроме того указал, что ответчик МБОУ "Лицей " обращался в компетентные органы - МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" с просьбами о выделении денежных средств для устранения недостатков связанных с несоблюдением законодательства о противодействии терроризму. Согласно письму МКУ "УГО и ЧС г.Махачкалы" от 13.04.203г. .14./859/2023 Администрацией г. Махачкалы реализуется муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защищенности муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2023-2025 годы» (далее - Программа).

В Программу в первоочередном порядке включены объекты защиты с имеющимися решениями судов, вынесенными в отношении руководителей учреждений и их учредителя - администрации г. Махачкалы, за несоблюдение требований законодательства в области, пожарной безопасности и антитеррористической защищённости РФ, а также представлений прокуратуры и УФСБ по Республике Дагестан.

По выявленным нарушениям, указанным, сняты объемы работ для разработки проектно-сметной документации, которая будет направлена в ГБУ РД «Региональный центр Республики Дагестан по ценообразованию в строительстве» для получения соответствующего заключения.

После получения положительного заключения экспертизы планируется объявление закупки на выполнение указанных работ.

Одновременно сообщается, что в рамках реализации муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «СОШ » были выполнены следующие мероприятия :

- монтаж системы контроля и управления доступом (СКУД);

- монтаж системы видеонаблюдения.

Так же представитель ответчика пояснил, что администрацией МБОУ "Лицей " заключен договор на оказание частных охранных услуг с ЧОО "Гарант".

Заслушав представителя истца - помощника прокурора Кировского района г. Махачкалы ФИО4, представителя ответчика МБОУ "Лицей " ФИО1, представителя ответчика Администрации ГО "город Махачкала" ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Кировского района г.Махачкала с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей », расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»:

В нарушении подпункта «ж» пункта 20, подпункта «г» пункта 23 Требований для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей, не оборудованы камерами видеонаблюдения.

В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией.

В нарушении пункта 30 Требований, не организовано архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.

В нарушении подпункта «б» пункта 25 Требований, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В нарушении подпункта «в» пункта 25 Требований, помещение для охраны не оборудовано с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Указанные нарушения подтверждаются письмом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» от ДД.ММ.ГГГГ, за и не оспариваются сторонами.

Из Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, видно, что МБОУ «Лицей » поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес>.

Из Устава МБОУ «Лицей » усматривается, что он принят общим собранием трудового коллектива МБОУ «Лицей » и утвержден распоряжением Председателя комитета по управлению имуществом г.Махачкалы.

Согласно приложенной к материалам дела копии выписки из ЕГРЮЛ директором МБОУ «Лицей » является ФИО2.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства -участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а компетентного надзора.

Согласно ст. 2 и п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, Пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).

Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).

Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

МБОУ «Лицей » является юридическим лицом.

Судом установлено, что учредителем образовательного учреждения - МБОУ «Лицей » является администрация муниципального образования городской округ «город Махачкала».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности и технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не самого образовательного учреждения, а органа местного самоуправления. являющегося его учредителем.

Кроме того как следует из материалов дела ответчик МБОУ "Лицей " обращалось в компетентные органы с просьбами о выделении необходимого финансирования, для устранения недостатков связанных с несоблюдением законодательства о противодействии терроризму, а именно в МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", на что в ответ направлено письмо от 13.04.2023г. .14./859/2023, согласно которому Администрацией г. Махачкалы реализуется муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защищенности муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2023-2025 годы» (далее - Программа).

В Программу в первоочередном порядке включены объекты защиты с имеющимися решениями судов, вынесенными в отношении руководителей учреждений и их учредителя - администрации г. Махачкалы, за несоблюдение требований законодательства в области, пожарной безопасности и антитеррористической защищённости РФ, а также представлений прокуратуры и УФСБ по Республике Дагестан.

По выявленным нарушениям, указанным, сняты объемы работ для разработки проектно-сметной документации, которая будет направлена в ГБУ РД «Региональный центр Республики Дагестан по ценообразованию в строительстве» для получения соответствующего заключения.

После получения положительного заключения экспертизы планируется объявление закупки на выполнение указанных работ.

Одновременно сообщается, что в рамках реализации муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «СОШ » были выполнены следующие мероприятия:

-монтаж системы контроля и управления доступом (СКУД);

- монтаж системы видеонаблюдения.

Так же представитель ответчика пояснил, что администрацией МБОУ "Лицей " заключен договор на оказание частных охранных услуг с ЧОО "Гарант".

Исходя из вышеизложенного и дав оценку представленным доказательствам согласно положениям ст. ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц являются законными и обоснованными в части признания бездействия по не обеспечению требований законодательства о противодействии терроризму незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму Администрацией ГОсВД «г.Махачкала" и подлежат отказу в удовлетворении в части признания бездействия по не обеспечению требований законодательства о противодействии терроризму незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму МБОУ «Лицей ».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Кировского района г.Махачкалы к администрации МО ГоСВД «г.Махачкала» и МБОУ «Лицей » о признании незаконным бездействия по не обеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации МО городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» по необеспечению соблюдения требований в МБОУ «Лицей » законодательства о противодействии терроризму незаконным.

Обязать администрацию МО городской округ с внутригородским делением «Город Махачкала» в течении месяца с момента вступления решения в законную силу устранить в МБОУ «Лицей "51» нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:

- оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

обеспечить оперативное информирование лиц системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

обеспечить автономность и оборудованы источниками бесперебойного электропитания системы оповещения и управления эвакуацией людей;

в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечить уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации;

оснастить объект (территорию) охранной сигнализацией;

обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом.

В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия МБОУ «Лицей » выразившимся в необеспечении соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Кировский районный суд г.Махачкалы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Я.Р. Магомедов

Решение суда изготовлено в окончательной форме 24 апреля 2023 года.

2-1716/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г.Махачкала
Ответчики
МБОУ Лицей №51
Администрация МО городской округ в внустригородским делением "г.Махачкала"
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедов Ягузал Рамазанович
Дело на странице суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Подготовка дела (собеседование)
29.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее